Аналитика на страницах ежедневных городских общественно-политических изданиях на примере газеты «Вечерний Новосибирск»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разобраться, какие именно аналитические материалы появляются на страницах газеты «Вечерний Новосибирск» (в электронной версии издания, так как все аналитические материалы дублируются в на сайте газеты) и могут ли они считаться аналитикой в чистом виде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Жанры и темы аналитической публицистики в периодической печати………………………………………………………………………………..4
§1 Жанры аналитической публицистики…............................................................4
§2. Читательский интерес к аналитике как к жанровой группе
и читательский интерес к конкретным темам……………………………...…….17
Глава 2. Аналитические и содержащие признаки аналитики материалы на страницах газеты «Вечерний Новосибирск», их жанры темы…………………………………………………………………………..……21
Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………....32

Работа содержит 1 файл

курсовая. Аня, не пугайся, все на месте!!!.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Корреспонденция – по определению А.И. Акопова, «жанр публицистики, содержащий конкретную социально-значимую информацию, основанную на всестороннем изучении фактов и явлений, ограниченных временем и местом действия, как правило, при непосредственном участии журналиста» [1:корреспонденция].

    Тем не менее, большинство исследователей считают, что журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего события, и может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам. По мнению А. Тертычного, «центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения», а исследователь С. Гуревич считает, что «предметом становится локальная, ограниченная – временем или пространством – ситуация». [4:125] Большинство исследователей считают, что сегодня корреспонденция – самый популярный аналитический жанр.

    По  мнению журналиста Кобякова, корреспонденция  – «то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты. На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование)» [16]. Автор данного исследования, впрочем, считает, что смешивать корреспонденцию с заметкой нельзя уже потому, что корреспонденция – жанр аналитический, в отличие от информационной заметки (если, конечно, не учитывать тип (у некоторых исследователей – жанр) информационной корреспонденции). Такое смешение, по нашему мнению, возможно только у крайне непрофессиональных журналистов, имеющих самое смутное понятие о жанрах

    Исследователь А.И. Акопов выделяет следующие функции корреспонденции:

  • выявление отдельных закономерностей в развитии современной действительности;
  • вскрытие сущности внутренних связей в отдельных процессах, протекающих в обществе;
  • воспроизведение конкретных явлений в наиболее полном виде, объяснение их смысла;
  • стимулирование практической деятельности по конкретному вопросу в данном направлении.

    Он  же выделяет следующие типы корреспонденций:

  1. Информационная. «Такой тип корреспонденции отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы. Информационная корреспонденция находится на периферии аналитических жанров, гранича с информационными жанрами» [1:корреспонденция]. А.А. Тертычный выделяет этот тип как самостоятельный информационный жанр.
  2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Некоторые авторы, в том числе и А.А. Тертычный, к которому мы так часто обращаемся, считает такой тип единственным представителем жанра.
  3. Корреспонденция-зарисовка. «Вид корреспонденции, в которой конкретная ситуация, ограниченная временем и местом действия, дается в форме размышлений автора с применением изобразительно-выразительных средств» [1:корреспонденция]. Если информационная корреспонденция находится на границе информационных жанров, то корреспонденция-зарисовка граничит с художественно-публицистическими жанрами.

     Рецензия – по определению исследователя Тертычного, «жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. Рецензию также определяют как критику «отраженной действительности» [6:рецензия].

     Рецензия (литературная, кино, театральная) – аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Обзор - результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания… Как пишет С. Гуревич, «объект отображения в рецензии весьма широк, он охватывает политику и науку, литературу и искусство, предмет отображения – книга, литературные произведения и художественные произведения в различных видах искусства». [4:127]

     Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Адресатами, к которым обращается рецензент, являются читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии, воспитательная и эстетическая. Рецензия считается одним из самых сложных жанров, так как написать объективную рецензию можно лишь при «достаточной компетентности автора рецензии в той области науки, литературы, искусства, к которой относится рецензируемое произведение». [4:128]

     А. Тертычный разделяет рецензии:

  1. По объему:
    1. Гранд-рецензии (большого объема). Большая, развернутая рецензия – «гвоздь» газетного или журнального номера – прерогатива, прежде всего, специализированных изданий. Большой объем дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. Такие рецензии обычно готовят «маститые» критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философско-нравственные взгляды.
    2. Мини-рецензии, которые содержат «сжатый, насыщенный, аргументированный анализ того или иного произведения», при этом, «малый объем не позволяет автору развернуться, не оставляет места для отступлений, личных впечатлений, воспоминаний»; [6:рецензия]
  2. По числу анализируемых произведений:
    1. монорецензия;
    2. полирецензия, в которой ведется сравнительный анализ недавно созданных и малоизвестных произведений;
  3. По теме:
    1. литературная;
    2. научная;
    3. театральная;
    4. кино рецензия и т. д.

      Впрочем, большинство исследователей не согласны с настолько подробной классификацией и разделяют рецензии только по теме. Автор данного исследования также считает, что некоторые классификации А. Тертычного излишне подробны, но, тем не менее, находит, что пользуясь ими, удобно выстраивать структуру работы.

     Обозрение или обзор – жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. По мнению исследователя В.В. Ворошилова, обозрение «можно назвать «панорамой событий». [3:34]

     По  мнению А.А. Тертычного, обозреватель должен:

  • «возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;
  • отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
  • обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
  • через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
  • способствовать практическому решению проблем общества» [6:обозрение].

    Исследователь С. Гуревич выделяет информационные и аналитические обозрения (информационное обозрение, по его мнению, так же является аналитическим жанром), но большинство авторов дают более подробную классификацию:

  1. По охвату территории:
    1. внутренние, о событиях жизни внутри страны;
    2. международные, о международной жизни;
  2. по времени:
    1. ежедневные;
    2. месячные;
    3. годичные и т.д.;
  3. По тематике:
    1. политические,
    2. экономические,
    3. спортивные,
    4. сельскохозяйственные,
    5. культурные и т. д.

     Особым  подвидом обозрения являются обзор  печати и обзор писем, их некоторые исследователи, например, А.А. Тертычный и В.В. Ворошилов, выделяют в особый жанр.

      Обзор СМИ, по определению А. Тертычного, «изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме» [6:обозрение].

    Исследователь Гуревич отмечает, что «цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период» [4:129].

    Комментарий, по определению Тертычного, это жанр, при помощи которого «автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д.» [6:комментарий].

    Определение журналиста Кобякова, не являющегося  теоретиком также дает понятие о  жанре. По его мнению, комментарий  это «объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению», имеющее объем не более сорока строк [16].

     А. Тертычный определяет следующие  функции комментария:        

  • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
  • ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
  • формулировать прогноз развития комментируемого события;
  • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.
 

     Комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В нем обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты.

     Письмо – еще один аналитический жанр, выделяемый многими исследователями. По определению А.И. Акопова, письмо – «жанр публицистики, представленный в виде обращения какого-либо автора к какому-либо адресату, содержащего текст на социально-политическую, экономическую, культурно-бытовую или иную тему, имеющий общественное значение и предназначенный для опубликования» [1:Письмо как жанр аналитической публицистики]. Журналист Кобяков дает более краткое определение. По его мнению, письмо – «прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие)» [16].

     А.И. Акопов выделяет такие типы жанра как читательские письма, открытые письма и публикации, являющиеся письмами по форме.  Автор данного исследования не вполне согласен с подобной классификацией и считает, что в полной мере назвать журналистским жанром можно только открытое письмо. Читательские письма обычно содержат благодарности, предложения или вопросы, то есть, факты без анализа, синтеза и других методов аналитической журналистики. Публикации же, являющиеся письмами по форме, могут быть любого жанра, в том числе и не аналитического.

Последний рассмотренный нами жанр, журналистское расследование, один из самых молодых и потому неоднозначных жанров аналитической журналистики. Собственно к аналитическим жанрам его относят далеко не все исследователи. С. Гуревич не упоминает о таком жанре вообще, В.В. Ворошилов называет журналистское расследование «жанровой разновидностью, в силу специфики его подготовки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журналистских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспонденции, очерка, использование документов и т.д.)» [3:36].  А. Тертычный считает, что «своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала» [6:Журналистское расследование], отмечая, впрочем, что обычно оно имеет черты корреспонденции, статьи или очерка. Так же считает журналистское расследование самостоятельным жанром и А. Константинов.

       В целом журналистское расследование представляет собой рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, необязательно разбора скандальных или криминальных событий (хотя в российской действительности обычно расследуются именно такие события), когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

      Система аналитических жанров, разумеется, нестабильна, и выделить материал «чистого жанра» достаточно сложно. Жанры смешиваются и, чаще всего, как подозревает автор данного исследования, из-за непрофессионализма журналистов.

§2. Читательский интерес к аналитике как к жанровой группе

и читательский интерес к конкретным темам

     Одной из наиболее примечательных черт отечественных  СМИ, по мнению исследователя А.А. Тертычного, является «нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций» [6: глава 3].

     Газеты, даже ежедневные, не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, а так же навязать им свою точку зрения, что может быть связано как с политикой издания, так и с личным мнением журналиста. В связи с этим сложилась особая система аналитических жанров. Система эта не стабильна, она находится в постоянном развитии; одни жанры со временем становятся более, а другие менее популярными.

Информация о работе Аналитика на страницах ежедневных городских общественно-политических изданиях на примере газеты «Вечерний Новосибирск»