Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность России.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
обобщить теоретические представления о сущности иностранных инвестиций.
выявить специфику и факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций.
изучить процессы, влияющие на экономическую безопасность.
выявить принципы обеспечения экономической безопасности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…3
Глава 1. Концептуальные основы воздействия иностранного капитала на экономику принимающей страны
1.1. Иностранные инвестиции: сущность, особенности, виды………………………………………………………………………….……6
1.2. Влияние иностранного капитала на национальную экономику…………………………………….………………………………….12
Глава 2. Влияние иностранных инвестиций России на экономическую безопасность
2.1. Воздействие международных инвестиционных процессов на экономическую безопасность страны……………………………………………………..………….…………..20
2.2. Принципы обеспечения экономической безопасности в РФ в контексте притока иностранных инвестиций…………………………………………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

курсовая!!Ээээ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Среди общей массы ТНК выделяется группа из 100 крупнейших, чьи совокупные активы которых составили в 2005 г. 1800 млрд. долл., или 15% всех зарубежных активов ТНК.26 Это гигантские конгломераты, чья деятельность распространяется на все отрасли современной экономики и большинство регионов мира. И хотя они рассматривают мировое хозяйство как единое мировое пространство для своей деятельности, но руководствуются лозунгом "Мыслить - глобально, действовать - локально». При этом их интересы далеко не всегда совпадают с интересами принимающих государств, а зачастую и противоречат им, поскольку правительства принимающих стран стремятся стимулировать национальное развитие, тогда как ТНК в первую очередь заботятся о повышении своей конкурентоспособности в международном плане. Это обосновывает экономическую необходимость проведения определенной политики в отношении привлечения и регулирования деятельности иностранных компаний.

     Таким образом, глобализация является характерной  чертой современной мировой экономики. Инвестиционные процессы неразрывно связаны  с процессами глобализации мировой  экономики. Более того, движущей силой процесса глобализации выступают именно иностранные инвестиции.

     ТНК являются главными субъектами международного движения капитала. Прямые иностранные  инвестиции ТНК дают возможность  принимающим странам увеличить  объем внешней торговли и получить новые ранее не доступные им рынки сбыта. Однако, чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране, что сильно оказывает влияние на экономическую безопасность страны. 

2.2. Принципы обеспечения экономической безопасности в РФ в контексте притока иностранных инвестиций

     Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и ее приоритетов является краеугольным камнем при интеграции России в мировую экономику. Только при четкой выработке и неукоснительном следовании стратегии экономической безопасности Россия может занять подобающее ей место в системе глобального экономического пространства.

     В настоящее время не существует общепринятого  понятия экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики.

     На  Западе достаточно часто экономическая  безопасность трактуется как обеспечение  выживаемости национальной экономики  в условиях мировых экономических  кризисов.

     В последние десятилетия, совпавшие  с периодом глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран, понятие экономической безопасности было дополнено таким важным признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировом рынке.

     В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности России по целому ряду направлений. Среди них: неспособность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; уровень жизни населения; устойчивость финансовой системы; структура внешней торговли; научный потенциал; сохранение единого экономического пространства; криминализация экономики; инвестиции в производство; доля импорта в потреблении; объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.27

     Продолжается распад производственного и научно-технического потенциала. Нарушен процесс воспроизводства основных фондов. Сохраняется опасность прогрессирующего экономического отставания.

     Применительно к нашему государству экономическая  безопасность в условиях глобализации должна обеспечить такое состояние национальной экономики, при котором:

     -осуществляется  эффективное удовлетворение общественных  потребностей при условии поддержания  на достаточном уровне политической  и военной стабильности государства;

     -достигается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз;

     -реализуется  защита экономических интересов  России на внутреннем и внешних  рынках, вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз.

     Отмеченные  подходы к определению экономической  безопасности не исчерпывают всей сложности  этого понятия. В то же время они  отражают основные грани этого комплексного явления и могут рассматриваться в качестве различных видов экономической безопасности, а именно:28

     -экономическая  безопасность в условиях конкурентной  борьбы;

     -антикризисная  экономическая безопасность;

     -экономическая  безопасность в условиях жесткого политического противостояния с другим государством (государствами);

     -экономическая  безопасность в условиях конфликта  (различного масштаба) с использованием  вооруженной силы.

     Особенностями указанных видов экономической  безопасности является то, что они реализуются с помощью различных, а в некоторых случаях и противоположных мер. Противоречивость и динамика изменения экономической ситуации обусловливает разноплановость систем обеспечения экономической безопасности.

     Каждый  из этих видов экономической безопасности при дальнейшем нарастании тенденций глобализации и степени интеграции в мировую экономическую систему, а также давлении лидеров мирового экономического сообщества может стать доминирующим.

     В зависимости от источника угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

     К числу наиболее вероятных угроз  экономической безопасности нашего государства относятся:

     -сырьевая  направленность российской экономики,  которая поощряется из-за рубежа;

     -высокий  внешний долг перед международными финансовыми организациями, создаваемые препятствия по его списанию и реструктуризации;

     -криминализация  хозяйственной деятельности, включение  ее в сферу влияния транснациональной  организованной преступности;

     -неравномерность  социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;

     -“бегство”  капитала из страны, обеспеченное  западными кредитными организациями  и предлагаемыми инвестиционными  условиями;

     -неравноправное  международное научно-техническое  сотрудничество, сокращение научного задела, отток квалифицированных кадров;

     -дискриминация  в международной торговле со  стороны лидеров мирового сообщества;

     -зависимость  страны от импорта технологий  и продовольствия;

     -поддержание  мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России.

     Поэтому основными задачами государственной  деятельности в области экономической  безопасности являются:

     -оценка  внешних угроз экономической  безопасности и выявление факторов, подрывающих устойчивость экономической системы государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

     -формирование  стратегии экономической безопасности  и определение показателей, характеризующих  состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности государства;

     -разработка  комплекса правовых, экономических  и административных мер, устраняющих  или снижающих негативное воздействие  выявленных факторов, создание механизма  обеспечения экономической безопасности государства.

     Для России как федеративного многонационального государства, обладающего большой  территорией и сложными социально-экономическими и природно-климатическими условиями, проблема экономической безопасности имеет во многом региональный характер и специфику.

     Состояние российской экономики характеризуется  сохранением опасности ее регионализации. Это проявляется в разрыве  традиционных экономических связей, кризисе общефедеральной транспортной и энергетической инфраструктур, кризисе  взаиморасчетов, парализующем межрегиональные экономические связи, и т.п.

     В результате появляется тяготение экономических  систем удаленных российских регионов к региональным зарубежным центрам  экономического влияния (Калининградская  область – к Германии и Польше; Приморье и Сахалин – к Японии; Забайкалье, Восточная Сибирь – к Китаю). В перспективе возможна ситуация, когда степень объединения этих регионов в экономические системы зарубежных стран превысит их интеграционные связи с российской экономикой. 29

     В связи с протеканием дезинтеграционных процессов в экономике бывших союзных республик заметны попытки зарубежных политических сил подчинить экономики этих республик собственным политическим, экономическим и военным интересам (Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина). Эти действия наносят прямой ущерб интересам Российской Федерации.

     Наряду  с отмеченными выше особенностями  обеспечения экономической безопасности следует обратить внимание и на информационно-техническую  составляющую процесса глобализации. Идет постепенный процесс установления информационного контроля ведущих стран Запада над другими государствами, всеми сферами их деятельности. Он получил наименование “непрямых войн” или “непрямого воздействия”.

     Получение разнообразной информации, ее обобщение  и анализ дают возможность прогнозировать развитие ситуации в стране, а также разрабатывать конкретные меры внешнего политического и экономического воздействия на конкретное государство.30

     Кроме того, применение современных электронных  информационных систем, обеспечивающих индивидуальный доступ к каждому человеку -участнику экономического процесса, может путем ежедневного воздействия изменить сознание и представления целых социальных групп. Появляется реальная возможность программирования поведения людей путем формирования ложного представления о положении дел, психического давления, изменения ценностных ориентиров.

     Внедрение современных электронных информационных систем позволяет установить контроль за финансово-экономической деятельностью  каждого гражданина, предприятия  и организации.

     Использование глобальных информационных сетей создает  необходимые условия для реализации целого комплекса мер скрытого воздействия  на экономику, обеспечивая при этом существенные трудности в идентификации  источника угрозы и момента начала агрессивных действий.

     С другой стороны, применение средств  электронной автоматизации в  повседневной практике финансовых структур, позволяющих осуществлять дистанционные  операции, сделало возможным проведение таких акций с целью осуществления  различного рода хищений. Распространение автоматизированных информационных сетей в нашей стране вызовет интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая при отсутствии должного противодействия будет способна нанести заметный экономический ущерб.

     Негативные  тенденции, сопровождающие развитие информатизации, во многом сдерживаются определенным отставанием в оснащении отечественных предприятий и организаций электронно-вычислительной техникой, современными средствами связи. Поэтому на фоне набирающего силу процесса глобализации имеется определенный резерв времени для решения указанных выше задач.

     В настоящее время степень экономической  зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность России