Стратегия развития инвестиционного потенциала Красноярского Края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении основ формирования инвестиционного потенциала, а также его развитие на примере Красноярского края.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие инвестиционной стратегии, сущность и виды;
ознакомиться с сущностью инвестиционного потенциала региона;
рассмотреть методические подходы к формированию инвестиционной стратегии региона;
выявить причины инвестирования в Красноярский край;
рассмотреть инвестиционный потенциал Красноярского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА……………………………………5
1.1 Сущность и виды инвестиционной стратегии региона……………………….…5
1.2 Инвестиционный потенциал региона…….……………………………….……..10
1.3 Методические подходы к формированию инвестиционной стратегии…….....14
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ….………………………………….…………………….22
2.1 Анализ инвестиционного потенциала Красноярского края……………………22
2.2 Стратегические направления развития инвестиционного потенциала Красноярского края……………………………………………………….…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАААААААЯ.docx

— 136.91 Кб (Скачать)

     Основными элементами стратегии являются:

• реализация крупных инвестиционных проектов освоения ресурсов Нижнего

Приангарья  и нефтегазовых месторождений,  что  позволит создать не только новые центры производства электроэнергии, добычи нефти и газа, руд цветных металлов и золота, различных полезных ископаемых, лесозаготовок, но и центры по переработке сырья и производству продуктов с высокой добавленной стоимостью.  Все это будет стимулировать ускоренный экономический рост в сопряженных отраслях: строительство, транспорт и связь, услуги. В результате мультипликативный эффект развития этих отраслей,  по различным оценкам,  будет составлять от 40  до 70% доходов будущего консолидированного бюджета Красноярского края;

• формирование отраслевой и территориальной структуры  реального сектора,

отвечающей  современным требованиям экономического роста на основе

инновационного  обновления производства,  повышения  его эффективности и

конкурентоспособности;

• осуществление  модернизации производства с преимущественно  сырьевой

направленностью на выпуск продукции высокой степени  обработки и качества,

увеличение  в объеме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг  для населения на основе повышения роли науки, научно-технических достижений;

• развитие и оптимизация производственной и социальной инфраструктуры,

сглаживание межотраслевых диспропорций,  усовершенствование территориальных пропорций экономического развития, улучшение социальных и экологических условий среды обитания;

• повышение  качества трудовых ресурсов через развитие научно-образовательной

сферы и укрепление системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, так как квалифицированные кадры  и высокие технологии составляют основу современной экономики;

• поддержка  и развитие малого и среднего бизнеса.

Варианты реализации стратегии

                     

                          инерционный                          инновационный

Рисунок 5 - Варианты реализации стратегии

     При этом учитывались как внутренние,  так и внешние факторы,  которые  могут существенно повлиять на темпы и характер регионального развития. 

     Инерционный сценарий развития ориентируется на экспортно-сырьевую модель экономики края и предполагает сохранение сложившихся тенденций и механизмов регулирования региональной экономики,  недостаточное улучшение инвестиционного климата,  замедленную реализацию новых инвестиционных проектов,  слабое замыкание в крае технологических цепочек и снижение в результате этого мультипликативного эффекта от их  реализации.

     Негативное  влияние на социально-экономическое  развитие региона в инерционном варианте окажут многочисленные риски и угрозы узко-лриентированного экспортно-сырьевого развития:

• компании,  осуществляющие запланированные инвестиционные проекты,  будут

ориентироваться на ввоз материалов,  комплектующих  и оборудования,  а также

рабочей силы из-за пределов края;

• не будет  подготовлена рыночная инфраструктура в районах нового освоения, прежде всего, в Приангарье;

• не будут  синхронизированы сроки ввода объектов производственной инфраструктуры и производственных объектов;

• будет иметь  место увод финансовых потоков за пределы края;

• структура  и качество рынка рабочей силы не будут соответствовать потребностям;

• сохранится низкий уровень эффективности государственного и муниципального

управления,  а также низкий профессиональный уровень менеджмента на

предприятиях.

     Характерными  для инерционного варианта являются низкие темпы роста ВРП и сохранение негативных тенденций базового периода:  отсутствие действенной государственной программы и региональной экономической политики;  отсутствие условий для привлечения инвестиций (как внутренних, так и внешних) в реальный сектор экономики и других предпосылок, необходимых для экономического роста;  слабость государственной власти; сохранение теневого сектора экономики.

     Рост  производства в добывающих отраслях с ориентацией на внешние рынки  будет сдерживаться политическими и экономическими факторами.  Основными ограничениями станут:

• «ножницы цен» между экспортно-сырьевыми  и обрабатывающими отраслями, которые определят диспропорции в распределении доходов и инвестиций;

• концентрация инвестиций в экспортно-сырьевом секторе,  которая приведет к

снижению  конкурентоспособности обрабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок;

• превышение темпов роста импорта продукции  по сравнению с темпами роста

внутреннего спроса обусловит снижение выпуска  продукции обрабатывающих

отраслей;

• воспроизводство  «утяжеленной»  структуры товарного  производства с избыточной энергоемкостью и повышенной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду со стороны энерго-сырьевых отраслей.

Рисунок 6 - Темпы роста ВРП по сценариям

     Как следствие,  сохранится системная  нестабильность:  снизится устойчивость экономики к изменениям внешней среды.  Динамика экономического роста с темпом не выше 3-4% в год недостаточна для формирования ресурсной базы, адекватной решению стратегических задач регионального развития: повышение уровня жизни; преобразование социальной

сферы;  обеспечение региональной безопасности; модернизация производства,

выравнивание  уровней социально-экономического развития городов и районов

края. Реализация инерционного сценария будет сопровождаться высокими экологическими рисками;  отставанием в развитии перерабатывающего и

инновационного  секторов экономики региона;  сокращением  населения;  неустойчивой динамикой получаемых доходов (из-за резких изменений цен на сырье на мировых рынках и постепенного исчерпания невоспроизводимых природных ресурсов);  трудностями контроля за процессами формирования и использования рентных сырьевых доходов и их аккумулированию в интересах социально-экономического развития территории.

     Таким образом,  в рамках реализации инерционного варианта стратегии невозможно преодолеть диспропорции в социальной и экономической сферах региона.  Для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края с темпами роста ВРП не менее 6,5%  в год необходимо формирование

конкурентоспособной модели региональной экономики,  нашедшей отражение в

инновационном сценарии стратегии. 

     В рамках этого сценария реализуется  долгосрочная политика повышения

конкурентоспособности и эффективности экономики Красноярского  края, включающая: 

• социальную политику,  содействующую преодолению  бедности,  росту уровня жизни населения,  обеспечения доступности социальных благ,  которая формируется вокруг федеральных приоритетных национальных проектов и краевых целевых социальных приоритетов и программ («Дом», «Демография», «Дети», «Деревня», «Культура», «Экология»), ведомственных программ в здравоохранении, образовании и социальной защите населения;

• стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики,  определяющих качество человеческого капитала,  уровень технологического развития,  состояние производственной инфраструктуры;

• создание эффективных рыночных институтов,  содействующих повышению

конкурентоспособности красноярских компаний и развитию малого бизнеса;

• политику пространственного развития,  нацеленную на содействие развитию

конкурентоспособных территориально-производственных комплексов (кластеров);

• обеспечение  рациональных межрегиональных и  внешнеэкономических связей

Красноярского края,  реализующих сравнительные  преимущества региональной

экономики,  и включение красноярских производителей в технологические цепочки создания добавленной стоимости;

• перестройку  системы государственного администрирования,  включая повышение прозрачности и эффективности региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления перед населением, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;

• повсеместное развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

     При реализации инновационного варианта стратегии  активно используются

программно-целевые  методы управления региональными социально-экономическими процессами:

• комплексная  программа социально-экономического развития объединенного

Красноярского края на ближайшую  (до 3 лет, с учетом трехлетнего цикла бюджетного планирования), среднесрочную (до 5 лет) и  долгосрочную (до 10 лет) перспективу;

• промышленная политика на основе формирования территориально- производственных комплексов (кластеров);

• стратегия  инновационного развития нефтегазового  комплекса края;

• программа  территориально-производственного  и социально-инфраструктурного

развития  Нижнего Приангарья;

• программа  «Ангаро-Енисейская зона высоких технологий природопользования»;

• программа  создания инновационно-технологического кластера с ядром,  включающим инновационный технопарк на базе предприятий городов Красноярск,  Железногорск, Зеленогорск;

• программы  перспективного развития краевой системы  профессионального

образования,  ориентированной на обеспечение  кадрами реализуемых в крае

инвестиционных  проектов;

• инвестиционный и венчурный фонды Красноярского  края;

• формирование бюджета развития Красноярского  края;

• формирование стабилизационного фонда для  покрытия бюджетных инвестиционных рисков;

• формирование новой законодательной базы по вопросам межбюджетных отношений, коренных малочисленных  народов Севера;  бюджета развития;  экологического мониторинга, освоения месторождений и рационального природопользования и др.

     В рамках инновационного варианта стратегии:

• обеспечиваются высокие темпы экономического роста; 

• улучшается отраслевая

структура ВРП и инвестиций;

• создается  краевой механизм стимулирования научно-технологических разработки и их передачи в производство;

• доля Красноярского края в инвестициях,  выделяемых в соответствии с

национальными проектами и федеральными целевыми программами,  доводится до уровня,  соответствующего, как минимум,  удельному весу региона в создании

ВВП России;

• формируется  эффективная система перераспределения ресурсов,  получаемых от

освоения  месторождений полезных ископаемых,  в высокотехнологичные

Информация о работе Стратегия развития инвестиционного потенциала Красноярского Края