Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении основ формирования инвестиционного потенциала, а также его развитие на примере Красноярского края.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие инвестиционной стратегии, сущность и виды;
ознакомиться с сущностью инвестиционного потенциала региона;
рассмотреть методические подходы к формированию инвестиционной стратегии региона;
выявить причины инвестирования в Красноярский край;
рассмотреть инвестиционный потенциал Красноярского края.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА……………………………………5
1.1 Сущность и виды инвестиционной стратегии региона……………………….…5
1.2 Инвестиционный потенциал региона…….……………………………….……..10
1.3 Методические подходы к формированию инвестиционной стратегии…….....14
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ….………………………………….…………………….22
2.1 Анализ инвестиционного потенциала Красноярского края……………………22
2.2 Стратегические направления развития инвестиционного потенциала Красноярского края……………………………………………………….…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
Основными элементами стратегии являются:
• реализация крупных инвестиционных проектов освоения ресурсов Нижнего
Приангарья и нефтегазовых месторождений, что позволит создать не только новые центры производства электроэнергии, добычи нефти и газа, руд цветных металлов и золота, различных полезных ископаемых, лесозаготовок, но и центры по переработке сырья и производству продуктов с высокой добавленной стоимостью. Все это будет стимулировать ускоренный экономический рост в сопряженных отраслях: строительство, транспорт и связь, услуги. В результате мультипликативный эффект развития этих отраслей, по различным оценкам, будет составлять от 40 до 70% доходов будущего консолидированного бюджета Красноярского края;
• формирование отраслевой и территориальной структуры реального сектора,
отвечающей
современным требованиям
инновационного обновления производства, повышения его эффективности и
конкурентоспособности;
• осуществление модернизации производства с преимущественно сырьевой
направленностью на выпуск продукции высокой степени обработки и качества,
увеличение
в объеме конечного продукта доли
потребительских товаров и
• развитие и оптимизация производственной и социальной инфраструктуры,
сглаживание межотраслевых диспропорций, усовершенствование территориальных пропорций экономического развития, улучшение социальных и экологических условий среды обитания;
• повышение качества трудовых ресурсов через развитие научно-образовательной
сферы
и укрепление системы профессиональной
подготовки и переподготовки кадров,
так как квалифицированные
• поддержка и развитие малого и среднего бизнеса.
Варианты реализации стратегии
инерционный
Рисунок 5 - Варианты реализации стратегии
При этом учитывались как внутренние, так и внешние факторы, которые могут существенно повлиять на темпы и характер регионального развития.
Инерционный сценарий развития ориентируется на экспортно-сырьевую модель экономики края и предполагает сохранение сложившихся тенденций и механизмов регулирования региональной экономики, недостаточное улучшение инвестиционного климата, замедленную реализацию новых инвестиционных проектов, слабое замыкание в крае технологических цепочек и снижение в результате этого мультипликативного эффекта от их реализации.
Негативное влияние на социально-экономическое развитие региона в инерционном варианте окажут многочисленные риски и угрозы узко-лриентированного экспортно-сырьевого развития:
• компании, осуществляющие запланированные инвестиционные проекты, будут
ориентироваться на ввоз материалов, комплектующих и оборудования, а также
рабочей силы из-за пределов края;
• не будет подготовлена рыночная инфраструктура в районах нового освоения, прежде всего, в Приангарье;
• не будут синхронизированы сроки ввода объектов производственной инфраструктуры и производственных объектов;
• будет иметь место увод финансовых потоков за пределы края;
• структура
и качество рынка рабочей силы
не будут соответствовать
• сохранится
низкий уровень эффективности
управления, а также низкий профессиональный уровень менеджмента на
предприятиях.
Характерными для инерционного варианта являются низкие темпы роста ВРП и сохранение негативных тенденций базового периода: отсутствие действенной государственной программы и региональной экономической политики; отсутствие условий для привлечения инвестиций (как внутренних, так и внешних) в реальный сектор экономики и других предпосылок, необходимых для экономического роста; слабость государственной власти; сохранение теневого сектора экономики.
Рост производства в добывающих отраслях с ориентацией на внешние рынки будет сдерживаться политическими и экономическими факторами. Основными ограничениями станут:
• «ножницы цен» между экспортно-сырьевыми и обрабатывающими отраслями, которые определят диспропорции в распределении доходов и инвестиций;
• концентрация инвестиций в экспортно-сырьевом секторе, которая приведет к
снижению
конкурентоспособности
• превышение темпов роста импорта продукции по сравнению с темпами роста
внутреннего спроса обусловит снижение выпуска продукции обрабатывающих
отраслей;
• воспроизводство «утяжеленной» структуры товарного производства с избыточной энергоемкостью и повышенной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду со стороны энерго-сырьевых отраслей.
Рисунок 6 - Темпы роста ВРП по сценариям
Как следствие, сохранится системная нестабильность: снизится устойчивость экономики к изменениям внешней среды. Динамика экономического роста с темпом не выше 3-4% в год недостаточна для формирования ресурсной базы, адекватной решению стратегических задач регионального развития: повышение уровня жизни; преобразование социальной
сферы; обеспечение региональной безопасности; модернизация производства,
выравнивание уровней социально-экономического развития городов и районов
края. Реализация инерционного сценария будет сопровождаться высокими экологическими рисками; отставанием в развитии перерабатывающего и
инновационного секторов экономики региона; сокращением населения; неустойчивой динамикой получаемых доходов (из-за резких изменений цен на сырье на мировых рынках и постепенного исчерпания невоспроизводимых природных ресурсов); трудностями контроля за процессами формирования и использования рентных сырьевых доходов и их аккумулированию в интересах социально-экономического развития территории.
Таким образом, в рамках реализации инерционного варианта стратегии невозможно преодолеть диспропорции в социальной и экономической сферах региона. Для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края с темпами роста ВРП не менее 6,5% в год необходимо формирование
конкурентоспособной модели региональной экономики, нашедшей отражение в
инновационном сценарии стратегии.
В рамках этого сценария реализуется долгосрочная политика повышения
конкурентоспособности
и эффективности экономики
• социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни населения, обеспечения доступности социальных благ, которая формируется вокруг федеральных приоритетных национальных проектов и краевых целевых социальных приоритетов и программ («Дом», «Демография», «Дети», «Деревня», «Культура», «Экология»), ведомственных программ в здравоохранении, образовании и социальной защите населения;
• стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры;
• создание эффективных рыночных институтов, содействующих повышению
конкурентоспособности красноярских компаний и развитию малого бизнеса;
• политику пространственного развития, нацеленную на содействие развитию
конкурентоспособных
территориально-
• обеспечение рациональных межрегиональных и внешнеэкономических связей
Красноярского края, реализующих сравнительные преимущества региональной
экономики, и включение красноярских производителей в технологические цепочки создания добавленной стоимости;
• перестройку системы государственного администрирования, включая повышение прозрачности и эффективности региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления перед населением, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;
• повсеместное развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
При реализации инновационного варианта стратегии активно используются
программно-целевые
методы управления региональными социально-
• комплексная
программа социально-
Красноярского края на ближайшую (до 3 лет, с учетом трехлетнего цикла бюджетного планирования), среднесрочную (до 5 лет) и долгосрочную (до 10 лет) перспективу;
• промышленная политика на основе формирования территориально- производственных комплексов (кластеров);
• стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса края;
• программа
территориально-
развития Нижнего Приангарья;
• программа «Ангаро-Енисейская зона высоких технологий природопользования»;
• программа создания инновационно-технологического кластера с ядром, включающим инновационный технопарк на базе предприятий городов Красноярск, Железногорск, Зеленогорск;
• программы перспективного развития краевой системы профессионального
образования, ориентированной на обеспечение кадрами реализуемых в крае
инвестиционных проектов;
• инвестиционный
и венчурный фонды
• формирование бюджета развития Красноярского края;
• формирование стабилизационного фонда для покрытия бюджетных инвестиционных рисков;
• формирование новой законодательной базы по вопросам межбюджетных отношений, коренных малочисленных народов Севера; бюджета развития; экологического мониторинга, освоения месторождений и рационального природопользования и др.
В рамках инновационного варианта стратегии:
• обеспечиваются высокие темпы экономического роста;
• улучшается отраслевая
структура ВРП и инвестиций;
• создается краевой механизм стимулирования научно-технологических разработки и их передачи в производство;
• доля Красноярского края в инвестициях, выделяемых в соответствии с
национальными проектами и федеральными целевыми программами, доводится до уровня, соответствующего, как минимум, удельному весу региона в создании
ВВП России;
• формируется эффективная система перераспределения ресурсов, получаемых от
освоения месторождений полезных ископаемых, в высокотехнологичные
Информация о работе Стратегия развития инвестиционного потенциала Красноярского Края