Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:31, доклад
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.
Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Создание свободных
экономических зон –
В мировой практике
существует множество разновидностей
свободных экономических зон. В зависимости
от поставленных задач они могут быть
ориентированы на расширение экспортного
производства, стимулирование производства
для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения,
или же на внедрение и развитие каких-либо
новых разработок. В соответствии с этими
задачами укрупненно их можно подразделить
на зоны торгового, производственного
и технико-внедренческого типа, а также
комплексные.
Создание свободных
экономических зон может
Осуществляющиеся
в настоящее время
Специальная экономическая
зона (зона свободной торговли, зона
свободного или совместного
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ
Создание свободных
экономических зон (СЭЗ) вызывает в
различных кругах общества дискуссии
о целесообразности учреждения таких
зон, об их задачах и целях, местах
размещения и т.п. Эти обсуждения
неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой
частью процесса утверждения нового явления
в жизни страны. Поддержка со стороны прогрессивных
политических и общественных организаций,
правительства, отдельных политических
деятелей и деловых кругов играет важную
роль и может сделать концепцию свободных
экономических зон в стране и приемлемой,
и работоспособной.
Не менее важно
решение вопроса об участниках свободных
зон – зарубежных и национальных
инвесторах. Именно состав участников
определяет успех или неудачу этой
новой формы хозяйствования в экономической
системе страны, а они зависят, прежде
всего, от реакции инвесторов, которые
захотели бы вложить свои капиталы в зоны.
Анализ мирового опыта показывает, что
разработчики свободных экономических
зон сталкиваются с трудностями, связанными
не только с различием стимулирующих факторов
для иностранных и национальных инвесторов,
но и с противоположным, а порой взаимоисключающим
характером таких стимулов. То, что может
быть основным стимулом для иностранного
инвестора (например, выход на внутренний
рынок), может иметь второстепенное значение
для национального инвестора.
Работа создателей
зон осложняется ещё и тем,
что они сами пока не отдают себе
отчета в том, что стимулы и
побудительные мотивы могут по-разному
пониматься иностранными и национальными
инвесторами. Например, для местных инвесторов
наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры
может иметь большое стимулирующее значение
для осуществления капиталовложений,
а для иностранного инвестора такой «стимул»
является обязательным предварительным
условием рассмотрения возможности инвестиций
в зону. При этом отправной точкой для
иностранного инвестора будет не уровень
инфраструктуры в зоне, а уровень и качество
инфраструктуры в собственной стране
или в других зарубежных странах. Местные
инвесторы могут считать условия, созданные
в какой-либо конкретной зоне, более чем
исключительными и технически современными
(например, система управления), в то время
как иностранные инвесторы могут быть
настроены более критически. Это противоречие
представляется непреодолимым и его необходимо
принимать во внимание при разработке
и реализации проектов зон.[5]
Расхождение в оценках
привлекательности свободных
Прямые иностранные
инвестиции в свободные экономические
зоны возможно рассматривать как
метод постепенной интеграции иностранных
фирм в национальную экономику. Поэтому
уже на стадии планирования СЭЗ необходимо
предусмотреть возможности установления
прямых и обратных связей иностранных
фирм с местными предпринимателями. Такие
связи призваны обеспечить получение
местных сырьевых товаров, компонентов,
полуфабрикатов, комплексного оборудования
и услуг. Доступ к местным ресурсам является
важным стимулом для иностранных инвесторов.
Но на практике добиться этого для иностранных
фирм, действующих в зоне, может оказаться
достаточно трудным делом и потребовать
длительного времени. Уделяя большое внимание
данному фактору, разработчики зоны стараются
учитывать следующие моменты.
Во-первых, многие местные
ресурсы, которые могли бы закупаться
иностранными фирмами, уже являются
дефицитными в стране. А рост спроса в
результате выступления на рынке иностранных
фирм, работающих в зоне, может только
осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей
перспективе, то иностранные фирмы, руководствуясь
своими собственными интересами, могут
преодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы
по более высоким ценам. Но это может ускорить
развитие инфляционных процессов и обострить
проблему дефицита ресурсов для других
фирм, работающих в стране. В долгосрочном
плане дополнительный спрос со стороны
фирм, работающих в зоне, заставит местных
поставщиков увеличить производственные
мощности для удовлетворения этого нового
спроса. Но такой процесс занимает несколько
лет.
Во-вторых, качество и
технологический уровень
В-третьих, необходимость
учета величины и уровня затрат, требуемых
для установления прямых связей между
иностранными фирмами, работающими в зоне,
и местными предприятиями. Ошибочно предполагать,
что местные фирмы, не задумываясь, будут
снабжать иностранные фирмы товарами
и услугами, соответствующими техническим
стандартам покупателя и имеющимся в достаточном
количестве. Такая ситуация скорее исключение,
чем правило. А это означает, что солидные
инвестиции должны быть вложены в расширение
производственных мощностей и повышение
технологического уровня местных предприятий,
находящихся за пределами зоны, а также
в обеспечение производственных связей
между этими предприятиями и фирмами,
действующими в зоне. Такие инвестиции
принесут пользу всей экономике (при условии,
что фирмы, получившие новое развитие
таким путем, будут поставлять товары
и услуги и на местный рынок). Решение проблемы
требует финансовых затрат, которые ранее,
возможно, не предусматривались, а это
увеличивает объем инвестиций на создание
свободных экономических зон.
Наличие перечисленных
проблем – дефицит сырьевых ресурсов
и финансирования, низкий технический
уровень местных предприятий, низкое качество
местных товаров и услуг – обусловливает
сложность решения вопроса установления
связи между действующими в зоне иностранными
фирмами и местными предприятиями, действующими
за пределами зоны. Из этого следует, что
на первых этапах доступ к местным рынкам
сырья не является сильным мотивом для
потенциальных иностранных инвесторов.
Тем не менее, возможность иметь доступ
к местным ресурсам в долгосрочной перспективе
может стать для них весомым аргументом.
Развитие снабжения
иностранных фирм в СЭЗ местными
ресурсами относится к
Поскольку все страны,
которые хотят иметь или имеют
свободные экономические зоны, предоставляют
практически одинаковые льготы, то страна,
которая желает использовать эти льготы
в качестве основного стимула для привлечения
иностранных инвестиций, должна будет
предоставить более существенные льготы
по сравнению с другими странами. Это будет
настолько обременительно для страны
в финансовом отношении, что поставит
под сомнение общую экономическую и финансовую
целесообразность учреждения таких зон.
Льготы, которые предоставляются в зонах,
можно подразделить на две группы.
1. Общие льготы (обычно
предоставляются всеми странами):
§
беспошлинный импорт товаров и услуг;
§
освобождение от уплаты налогов на
период до 15 лет;
§
косвенные субсидии в виде предоставления
в распоряжение фирмы обустроенной
территории.
1.
Специальные льготы (предоставляются
конкретной страной):
§
Процентная скидка с налога на прибыль
(до 50%)
§
Специальные субсидии для возмещения
фирмам расходов за пределами страны;
§
Скидка иностранным фирмам при покупке
оборудования местного производства.
Многие льготы из группы
общих льгот на самом деле являются
символическими и в стоимостном
выражении равны нулю. Так введение
10-летнего льготного периода
Изучение мирового
опыта показывает, что ни одна зона
не может работать успешно без
соответствующей
Если исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так и местных предприятий, то необходимо разработать и условия привлечения в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как они заинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемых зоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать для них возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условиях работы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методов организации и управления производством, которые они используют, к работе в новых производственных, технологических и организационных условиях.