Состояние
и перспективы развития украинского рынка
коллекторских услуг (по
материалам выступления на IV съезде Ассоциации
по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ)) Евгений
Прокопенко, генеральный директор компании
по управлению долгами «Фортум» (г. Киев),
кандидат юридических наук, 1-й вице-президент
АУКА
История
и тенденции развития украинского рынка
коллекторских услуг
Коллекторские
компании начали появляться в Украине
в 2006 году. На данный момент предоставление
коллекторских услуг декларируют
около двух сотен юридических лиц, но только
приблизительно два десятка из них можно
отнести к крупным. В 2010-м году ожидается
появление на рынке ещё примерно десяти
активных игроков. Наряду с выходом новых
компаний ожидается также консолидация
рынка: небольшие коллекторы могут закрыться
из-за отсутствия средств на покупку портфелей
задолженности или будут поглощены крупными
игроками. Следует также считаться с повторением
в Украине сценария, который имел место
в Польше и Чехии, когда западноевропейские
крупные компании скупили местных игроков.
При этом ожидается экспансия как европейских,
так и российских компаний. Тем более,
что уровень конкуренции на рынке можно
определить как низкий, а предложение
некоторых услуг и вовсе отсутствует.
Внешние
условия (среда) развития рынка коллекторских
услуг
Развитию
рынка коллекторского услуг в
Украине способствует и стремительный
рост с наступлением финансового кризиса
проблемной задолженности в банковском
секторе. Согласно официальной
статистике Национального Банка Украины,
только за первые десять месяцев 2009-го
года объем проблемных кредитов в банковском
секторе возрос более чем втрое:
Дата,
2009 г |
Объем
проблемных кредитов, млрд. грн. (1 долл.
= 7,97 грн.)
|
Доля
в портфеле банковской системы, % |
1 января |
18,015 |
2,27 |
1 февраля |
18,900 |
2,44 |
1 марта |
22,595 |
2,96 |
1 апреля |
27,955 |
3,68 |
1 мая |
32,437 |
4,29 |
1 июня |
36,497 |
4,89 |
1 июля |
40,679 |
5,4 |
1 августа |
46,055 |
6,7 |
1 сентября |
51,418 |
6,8 |
1 октября |
54,757 |
7,1 |
1 ноября |
60,882 |
8,1 |
Рост проблемной задолженности
происходил на фоне снижения общего объема
кредитных портфелей банков. Сами банкиры
ожидают, что доля непродуктивных активов
на балансах кредитных учреждений на начало
2010-го года превысит 20%. Не справляясь с
таким ростом проблемной задолженности,
банки все охотнее передают ее взыскание
коллекторским компаниям. За последний
год стремительными темпами возрастала
также кредиторская задолженность предприятий,
увеличившись с начала 2009-го года на 450
млрд. грн. Выкуп портфелей вместо аутсорсинга?
До последнего
времени коллекторские компании преимущественно
брали банковские и иные долги на аутсорсинг
с получением комиссионного вознаграждения.
До разрешения банкам включать в расходы
сумму списаний, возникающую при продаже
долгов с дисконтом, избегая при этом уплаты
налога на прибыль, продажи проблемных
кредитов осуществлялись только аффилированным
компаниям (страховым и факторинговым),
и такие сделки были непубличными.
После
законодательного урегулирования части
проблем списания (введения налоговых
льгот для операций купли-продажи кредитных
долгов) банки стали активнее избавляться
от плохих долгов: за период с августа
по ноябрь 2009 года коллекторским и факторинговым
компаниям продано свыше 1,5 млрд. грн. (ок.
185 млн. дол.) таких кредитов по цене в 0,4-18%
от их номинальной стоимости. Фактически
Закон #1617-VI "О внесении изменений в
некоторые законы относительно особенностей
проведения мер по финансовому оздоровлению
банков", вступивший в силу 5 августа,
создал рынок купли-продажи портфелей
проблемных кредитов.
Банки
продают преимущественно беззалоговые
кредиты, по которым заемщики не платят
больше года. Средняя стоимость продажи,
как правило, составляет 3-7% от номинального
размера портфеля проблемных кредитов.
Большой размер дисконта объясняется
следующими факторами:
1) высоким
уровнем мошенничества по продаваемым
банками кредитам (до 20-50%);
2) дефицитом
информации о заемщиках;
3) сложностью
работы с Государственной исполнительной
службой (ГИС) по взысканиям
по судебным решениям.
КПД работы
Государственной исполнительной службы
по результатам 11 месяцев 2009 года составил
42% (взыскано 21 млрд. грн. по исполнительным
документам на сумму 51 млрд. грн. (около
6,4 млрд. дол.); по признанию руководителя
ГИС, при зарплате, составляющей в эквиваленте
200-250 долларов в месяц, сотрудники изначально
ориентированы на работу только по взысканиям,
приносящим бонусы, а из руководителей
27 территориальных подразделений ГИС
в 2008-09 гг. было уволено 15. Сама процедура
взыскания довольно сложна и может затягиваться
должником; в корпоративном секторе существует
каста «неприкасаемых» должников (предприятия
ТЭК, угольной отрасли, с долей государства
свыше 25%).
По ипотечным
кредитам банки рассчитывают на гораздо
меньший дисконт, поскольку такие
долги обеспечены недвижимостью. Хотя
в работе с ипотечными кредитами присутствуют
следующие проблемы:
1) отчуждение
квартир (противодействие выселениям);
2) продажа
залога (не много покупателей
недвижимости);
3) неадекватная
оценка залога (в первую очередь,
земли);
4) сложность
и затратность переоформления
залоговых кредиторов на фактора
при реструктуризации задолженности.
Самой
крупной сделкой на рынке считается
покупка компанией Credit Collection Group (CCG)
кредитов, выданных в 2006-2007 годах Правэкс-банком.
За кредиты на 930 млн. грн. CCG заплатила
около 3,7 млн. грн. – т.е. стоимость долгов
составила ок. 0,4% от их номинала. Максимальную
цену по известным сделкам – 18% от номинальной
стоимости – смог получить от CCG за свой
портфель ИНГ-Банк, который закрывал розничное
подразделение (далеко не все его должники
были проблемными).
В продаже
проблемных долгов заинтересованы все
банки из топ-20 и ряд мелких банков,
занимавшихся розничным кредитованием.
Продажа долгов позволяет банкам
списать невозвратные кредиты, освободить
сформированные под них резервы и уменьшить
убытки. По данным НБУ, за 10 месяцев банки
направили в резервы 56,97 млрд. грн., что
стало одной из основных причин получения
23,57 млрд. грн. убытка.
Продажа
портфелей долгов банками обусловила
создание первых специализированных фондов
для выкупа портфелей задолженности. К
примеру, компания CredEx создала с этой целью
в ноябре 2009 года фонд в размере 100 млн.
грн. (12,5 млн. дол.). Участники рынка ожидают
в 2010 году более активных продаж негативно
квалифицируемых активов – не только
беззалоговых потребительских займов,
но также ипотечных и автокредитов. При
этом объем продаж может составить до
1,5 млрд. дол., а ожидаемая цена продажи
– 5-10% от номинала.
Больше
юридических - меньше физических? Альтернативой
операциям на комиссионной основе для
коллекторских компаний может стать работа
с должниками-юрлицами. В этом сегменте
объемы кредитов намного больше и, соответственно,
больше и комиссии. Хотя доля задолженности
юрлиц в портфелях коллекторских компаний
в Украине постепенно увеличивается, в
текущий момент, по оценкам самих участников
рынка, она составляет примерно 7-9%, что
почти вдвое ниже соответствующей доли
на российском рынке. Таким образом, налицо
перспективы роста именно этого сегмента
коллекторских услуг. Что касается выкупа
портфелей долгов юридических лиц, то
следует констатировать, что коллекторы
к таким операциям не готовы вследствие
недостаточной ресурсной базы.
Проблемы
нормативного регулирования выкупа долгов
остаются
Рынок
коллекторских услуг в Украине
развивается в условиях несовершенной
правовой базы, что, однако, можно рассматривать
и как фактор, содействующий росту рынка.
Частично обновить такую базу призван
направленный в Верховную Раду Министерством
юстиции проект Закона Украины («О внесении
изменений в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности»).
И если факт инициативы урегулировать
комплекс вопросов, связанных с управлением
проблемной задолженностью кредитно-финансовых
учреждений, можно приветствовать, ее
содержательная часть вызывает множество
вопросов.
Законопроект
предусматривает введение лицензирования
деятельности по оказанию услуг в отношении
осуществления должниками-физическими
лицами добровольных действий по исполнению
просроченных обязательств в пользу кредиторов.
Однако в случае его принятия из многообразия
методов управления проблемной задолженностью
физлиц будет вычленена и жестко зарегулирована
деятельность ТОЛЬКО АГЕНТОВ (поверенных)
кредиторов по взысканию задолженности
НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ.
Таким
образом, ни деятельность самих кредиторов,
службы безопасности или внутренние
коллекторские управления которых занимаются
львиной долей просрочек, ни содействие
принудительному взысканию на основании
решений суда, ни, наконец, деятельность
приобретателей портфелей проблемной
задолженности, не подпадут под специальное
регулирование, связанное с соблюдением
условий лицензирования. В то же время
последние категории взыскателей могут
так же, если не в большей мере, нарушать
права, честь и достоинство неплательщиков,
как и коллекторы, действующие по агентской
схеме. А ведь для эффективной защиты основополагающих
прав, чести и достоинства граждан-неплательщиков
нужно создание правового поля, равножесткого
по отношению ко всем категориям взыскателей.
В соответствии
с действующим законодательством
Украины при погашении просроченного
долга стороны долгового правоотношения
проходят стадии преимущественно факультативного
досудебного урегулирования, судебной
процедуры и исполнения судебного решения.
Основными проблемами судебной стадии
является ее длительность и не всегда
обоснованный отказ судов от применения
обеспечительных мер. Стадия исполнительного
производства характеризуется крайне
низкой эффективностью работы исполнительной
службы. В случае, если имущества у должника
не оказывается, кредитор, фактически
остается с непогашенной суммой долга
и отсутствием перспектив его взыскания.
Должник же фактически не несет ответственности
либо лишений в социальном плане и ему
достаточно «успеть» избавиться от активов
и забыть о существующем долге, что может
быть предупреждено как раз эффективным
досудебным взысканием.
Предусмотренные
Уголовным кодексом Украины составы
преступлений по принуждению к уплате,
вымогательству и шантажу достаточны
для эффективного противодействия
эксцессам процесса взыскания долгов,
иногда даже являясь основой злоупотребления
правом неплательщиками. В то же время,
оснований привлечения к уголовной ответственности
финансовых мошенников и лиц, умышленно
избегающих оплаты долгов, намного меньше,
чем в законодательстве зарубежных стран,
в том числе Российской Федерации, Уголовный
кодекс которой предусматривает ответственность
не менее чем за 5 составов соответствующих
преступлений.
Усложняет
работу по взысканию проблемной задолженности
также отсутствие единой позиции
регуляторов – Национального
банка Украины, Государственной комиссии
по регулированию рынков финуслуг, Министерства
юстиции, Государственной налоговой администрации
– по факторинговым операциям, по их нюансам,
связанным с бухгалтерским учетом, налогообложением,
проведением валютных операций, продажей
залогового имущества. Изменения в регулирующие
акты вносятся каждый месяц, и они не всегда
предсказуемы. Коллекторы не могут взять
в НБУ валютные лицензии, которые дадут
им возможность получать от банков кредиты,
выданные в иностранной валюте, и поэтому
пока ограничены взысканием гривневых
займов.
Взыскание
долга компанией, которая не подписывала
никаких документов с заемщиком,
законно, если договоры составлены правильно
и предоставляют правомерную
возможность такого взыскания. А
договоры банков, как правило, предусматривают
передачу долга заемщика третьей стороне.
Перспективность
украинского рынка
Можно
констатировать, что украинский рынок
интересен для потенциальных
участников растущими объемами, невысоким
уровнем конкуренции, довольно приемлемым
законодательством.
Значимую
роль в структурировании украинского
рынка мог бы сыграть и российский
капитал. Уже сейчас на рынке присутствует
дочерняя компания ФАСП, а еще несколько
российских компаний, по имеющейся
информации, рассматривают возможность
входа на рынок посредством покупки
действующего агентства или гринфилд-инвестиции.
Кроме
того, интерес представляет индивидуальное
сотрудничество по взысканиям корпоративных
долгов, возникших в результате довольно
значительного межгосударственного
оборота и инвестиционной деятельности
российских компаний в Украине. |