Система регулирования РЦБ в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Система регулирования рынка ценных бумаг……………………………4
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления
рынком ценных бумаг…………………………………………………….4
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………...7
1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг……………….10
1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России………………...12
1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом……………………….23
1.6 Проблемы развития регулирования рынка ценных
бумаг в России…………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовик по рцб..doc

— 120.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Система регулирования рынка ценных бумаг……………………………4

1.1 Понятие, цели и задачи системы управления

      рынком ценных бумаг…………………………………………………….4

1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………...7

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг……………….10

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России………………...12

1.5 Регулирование рыка ценных бумаг за рубежом……………………….23

1.6 Проблемы развития регулирования рынка ценных

      бумаг в России…………………………………………………………....25

Заключение …………………………………………………………………..28

Список использованных источников……………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка. Ценные бумаги занимают важное место в экономической системе. В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.              В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг. Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

I. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.1 ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ               ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам.

Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

- эмитентов;

- инвесторов;

- профессиональных фондовых посредников;

- организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть:

1.Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

2. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на ним:

-  эмиссионные;

- посреднические;

- инвестиционные;

- спекулятивные;

- залоговые;

- трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:              1) государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; 2) регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации. 3) общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства.

 

 

1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

1. Ценная бумага с позиций:

- юридического статуса;

- размещения (выпуска);

- обращения;

- использования в качестве основы для производных инструментов;

- налогообложения и др.

2.Участники рынка в отношении их:

- отбора для работы на рынке в том или ином качестве;

- защиты в качестве инвесторов от мошенничества;

- налогообложения и т.п.

3. Операции с ценными бумагами с позиций:

- разрешенных видов рыночных операций;

- совмещения разных видов операций с ценными бумагами;

- разрешения имущественных споров;

- налогообложения и т.п.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

- создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

- создание органов регулирования рынка;

- организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

- разрешение споров между участниками рынка.

Задачами государственного регулирования являются:

- реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

- обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

- создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

1. Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

- нормативно-законодательную деятельность;

- регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

- разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

- поддержание правопорядка на рынке;

- выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.

2. Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:

- определенной денежной политики;

- политики налогообложения;

- политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

- политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи саморегулируемой организации:

- Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

- Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

- Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

- Защита интересов клиентов профессиональных участников.

- Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением. 

Права саморегулируемой организации:

1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

Информация о работе Система регулирования РЦБ в России и за рубежом