Развитие фармацевтики в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Системный социально-экономический кризис 90-х в Казахстане вызвал снижение многих показателей здоровья населения республики. В этот период из бюджета страны на развитие отечественной системы здравоохранения выделялось менее 2%. Это привело к сокращению числа медицинских учреждений и рабочих мест, износу материально-технической базы, снижению оснащенности оборудованием, аппаратурой, изделиями и инструментами медицинского назначения. Тотальный недостаток лекарственных средств, перевязочных материалов, недостаточное снабжение лабораторий, невозможность обеспечения полноценным сбалансированным питанием больных, низкий уровень заработной платы медицинских работников – все это не позволяло достичь необходимого уровня качества и эффективности медицинской помощи.

Содержание

Введение 2
1. Состояние фармацевтической промышленности Казахстана. Целевые комплексные программы. 3
2. Трудности и препятствия на пути развития фармацевтической промышленности, способы их решения. 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

срс №2.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

В то же время из рассмотрения приведенных данных, механизмов и  инструментов  и других мер по реализации процессов развития фармацевтической промышленности Казахстана, а также осуществления управления этими процессами развития с помощью целевых комплексных программ следует,  что из-за наличия  содержащихся в них определенных организационно-методологических просчетов, дальнейшее успешное развитие отрасли может оказаться проблематичным. Так, в рыночной экономике обобщающими макроэкономическими показателями состояния и уровня развития национальной экономики являются  совокупный спрос и совокупное предложение. Будучи высокоагрегированными величинами на национальном уровне, преломляясь на уровне  отрасли «Здравоохранение» они проявляются как платежеспособный спрос на лекарственные средства, который балансируется  с предложением (производством) фармацевтических предприятий Казахстана. В случае дефицита лекарств возникает необходимость организации их завоза извне(импорт), а в случае избытка по тем или иным видам лекарств – организация их вывоза из страны.(экспорт). Причем такая  балансировка должна осуществляться не только в стоимостном, но и в натуральном выражении с расшифровкой по видам, типам, группам лекарств в соответствии с потребностями в них здравоохранения для достижения установленных в отрасли стратегических целей, выполнения других показателей здоровья населения по выделенным группам и видам тех или иных распространенных в Казахстане заболеваний. Достижение на подобной развернутой информационной базе иерархически выстроенных стратегических целей, когда цели развития такой социально значимой отрасли как фармацевтическая выступает условием достижения стратегических целей программ более высокого уровня - здравоохранения и социальной сферы, а те в свою очередь условиями реализации стратегических целей развития всей национальной экономики  в принципе повышает  действенность и эффективность реализации целевых программ. Например, целью «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы», одобренной Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 14 ноября 2006 года № 216  является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Для достижения указанной цели в документе предусмотрена реализация ряда задач в области устойчивого развития, одной из которых является:  -   Увеличение средней продолжительности жизни населения Казахстана  до 68 лет к 2012 году, 70 лет к 2018 году, 73 лет к 2024 году при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже 18-22 родившихся на 1000 человек населения. Данная задача выступает приоритетной целью национальной экономики Казахстана на ближайшие 12 лет, а условиями ее достижения являются цели программ низшего уровня: Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы с целью - Укрепление здоровья граждан Республики Казахстан и формирование эффективной системы здравоохранения для обеспечения социально-демографического развития страны и Отраслевой программы развития фармацевтической промышленности  на 2010-2014 годы – с целью обеспечения к 2014 году внутреннего рынка Казахстана на 50%  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения казахстанского производства.

Однако из материалов указанных  программ видно, что программа по фармацевтике разработана на период 2010 – 2014 гг., а по здравоохранению  на 2011 – 2015гг., ни та, ни другая не согласована  по  целям, срокам, ресурсам как между собой, так и с параметрами утвержденными в «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы».  Отсюда можно предположить, что эти документы при реализации могут пройти мимо цели, допускают дублирование затрат.

Исходя из этого, можно рекомендовать реализацию всех вышеперечисленных мер поставить на системную комплексную основу: целевая программа развития фармацевтической промышленности ввиду своей исключительной социальной значимости, являясь важнейшим национальным приоритетом и ключевым элементом в решении социально-экономических проблем,  должна разрабатываться параллельно с аналогичными целевыми программами по «Здравоохранению», «Образованию», безработице и другими социальными программами, программами по охране окружающей среды, программами развития отраслей экономики и т.д., а также информационно взаимосвязана с Национальными счетами здравоохранения (НСЗ), с Государственным и муниципальным бюджетами, таможенными и банковскими структурами; все разрабатываемые и реализуемые целевые комплексные программы,  как правило, должны разрабатываться как  составной элемент единой системы программ национальной экономики и в этом качестве проходить обязательное взаимное согласование по установленным целям и задачам, исполнителям, срокам достижения и выделяемым ресурсам; в основе данной системы должна находиться информационная база, обслуживаемая современными информационными технологиями, работающими в режиме мониторинга, доступ к которой с момента принятия программы должен предоставляться только для контроля, т.е. возможность конъюнктурного изменения целевых заданий или других параметров программы должна быть исключена.

 

 

 

Заключение

 

При этом одним из важнейших  условий и стратегическим приоритетом  успешного развития как здравоохранения  и социальной сферы, так и национальной экономики в целом выступают  современный уровень развития и  конкурентоспособность такой важной отрасли как фармацевтическая промышленность,  связанная с исследованием, разработкой, массовым производством изучением рынка и распределением лекарственных средств, преимущественно предназначенных для профилактики, облегчения и лечения болезней населения. В Казахстане эта отрасль относится к разряду быстро развивающихся.

Так, в 2006 году объем рынка  лекарственных средств в Казахстане составлял $550 млн., в cледующем 2007 году этот объем превысил  $1 млрд. В 2008 году объем рынка  этих лекарственных средств уже достиг  $1,3 млрд. Из этих $1,3 млрд. около половины расходовались  из средств республиканского и областных бюджетов, т.е. сумма более чем $600 млн. расходуется именно республиканским бюджетом на бесплатное обеспечение лекарствами граждан Казахстана. Крупнейшим  производителем на этом рынке является АО "Химфарм", на долю которого приходится более 65% всех производимых в Казахстане лекарственных средств. АО "Химфарм" "производит более 200 наименований лекарственных препаратов 24 фармакологических групп. Продукция предприятия экспортируется в Болгарию, Россию, Украину, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. "Помимо расширения экспорта в эти страны, ведется регистрация  препаратов предприятия в Монголии, Румынии, Молдавии, Афганистане, Туркмении.

 

Список использованной литературы

 

1. Аканов А.А., Камалиев М.А.Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы.Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан. В книге: Реформы финансирования здравоохранения: Опыт стран с переходной экономикой / Под ред. Kutzin J., Cashin C., Jakab M. - Европейское региональное бюро ВОЗ /Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2011. - 442 с.  

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3. http://news.gazeta.kz/author.asp?id=1

4. Адекенов С.М директоp Института фитохимии МОН Республики Казахстан, г. Караганда, д.м.н., профессор, Национальный центр по биотехнологии РК, г. Степногорск Современное состояние и перспективы производства отечественных фитопрепаратов* Российские аптеки №5 2003 год

5. Правительство Казахстана  утвердило госпрограмму развития  фармацевтической промышленности  стоимостью 30 млрд тенге. Новости / Правительство 17:16 18.08.2010 текст: Интерфакс-Казахстан

6.  Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Казахстанская правда, июль 2012г.

7. Концепция перехода  Республики Казахстан к устойчивому  развитию на 2007-2024 годы», одобренной  Указом Президента Республики  Казахстан Н.А.Назарбаева от 14 ноября 2006 года № 216.

 


Информация о работе Развитие фармацевтики в РК