Прямые Иностранные Инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:53, доклад

Описание работы

Официальное определение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было дано в Учебном пособии по Платежному Балансу: Пятый Выпуск (BPM5) (Вашингтон, Международный Валютный Фонд, 1993 г.)

Работа содержит 1 файл

Invest.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Доклад Эксперта  

ЮНКТАД, Доклад Эксперта [1]  

Повестка: Прямые Иностранные Инвестиции 

«Важность прямых иностранных инвестиций в мировой экономике, в общем, и в ее развитии, в частности, отмечалась уже много раз. Проблемы и политика в отношении прямые иностранные инвестиции занимают верхние строчки повестки (ЮНКТАД)».  

Рубенс Рикуперо,

Генеральный Секретарь  ЮНКТАД, 1997 г. 

Не смотря на то, что эти слова были произнесены  больше десяти лет назад на Второй сессии Комиссии по Развитию Инвестиций, Технологий и Предпринимательства, они остаются актуальными и сегодня, особенно в условиях мирового финансового и экономического кризиса.  
 

I. Понятие Прямых Иностранных Инвестиций и ТНК. 
 

Официальное определение  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было дано в Учебном пособии по Платежному Балансу: Пятый Выпуск (BPM5) (Вашингтон, Международный Валютный Фонд, 1993 г.) 

Согласно BPM5, под ПИИ понимается инвестирование средств, совершенное с целью получать долговременный доход от предприятий, расположенных за пределами экономики инвестора. Кроме того, целью инвесторов ПИИ также является приобретение права голоса в управлении предприятием. Иностранное юридическое лиц или группа объединенных юридических лиц, которые инвестируют, называются «прямые инвесторы».  Предприятия, зарегистрированные как корпорация или не имеющие статус корпорации, которые являются филиалом или отделением, получившим ПИИ, называется «прямое инвестируемое предприятие». Некоторая доля в собственном капитале предприятия обычно ассоциируется и с наличием права голоса в управлении компанией.  Как отражено в BPM5, только инвестор, обладающий минимум 10 процентами собственных активов компании, может быть квалифицирован как «иностранный прямой инвестор». Только капитал, инвестируемый непосредственно прямым инвестором или через предприятия, связанные с инвестором, может быть определен как ПИИ. В качестве инвестируемого капитала прямыми инвесторами может выступать собственный капитал. Реинвестируемые доходы и предоставление долгосрочных и краткосрочных ссуд внутри компании (между головным и дочерним предприятиями). 

Головное предприятие  и его иностранные филиалы, имеющие  или не имеющие статус корпорации, называются транснациональными корпорациями (ТНК). Головное предприятие – это предприятие, которое контролирует активы других юридических лиц, расположенных за пределами его страны, обычно с помощью определенной доли в собственном капитале дочерней компании (минимум 10%). 

В современном  мире ПИИ являются важным экономическим  ресурсом и инструментом. ПИИ обладают потенциалом создавать рабочие места, повышать производительность, осуществлять обмен опытом и технологиями, увеличивать экспорт и играть существенную роль в долгосрочном экономическом развитии развивающихся стран. Больше, чем когда ни было, страны всех уровней развития стремятся увеличить потоки ПИИ для своего развития. Чтобы подчеркнуть значимость ПИИ в мировой экономической системе, приведем следующие факты:

- Иностранные  филиалы примерно 64 000 ТНК создают 53 миллиона рабочих мест.

- ПИИ является  крупнейшим источником внешнего финансирования развивающихся стран.

- Доля ПИИ, направленных в развивающиеся страны, составила около трети их ВВП, для сравнения, в 1980 г. она составляла 10%.

- Одна треть  мировой торговли – это торговля, осуществляемая внутри фирм (между филиалами и головными компаниями).  

II. Обзор комитетов, занимающихся вопросами ПИИ, и характеристика некоторых аспектов их деятельности. 
 

В Октябре 1996 г. был создан Отдел по Развитию Инвестиций, Технологий и Предпринимательства (DITE) ЮНКТАД. Он объединил в себе бывший Центр ООН по Транснациональным Корпорациям (созданный в 1974 г.), бывший Центр ООН по Науке и технологиям, бывший Отдел ООН по Технологиям и бывшую программу по развитию предпринимательства. Конференция ООН по Торговле и Развитию (UNCTAD X) определила следующие сферы работы DITE: развитие инвестиций, технологий и предпринимательства.  Кроме того, данному отделу были переданы полномочия по работе с портфельными инвестициями, банковским и страховыми секторами и микроэкономикой (финансы).  

Главной задачей  Отдела является продвижение поставленных целей развития в сферах его компетенции. В частности, DITE стремится:

  1. улучшить понимание развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области выбора курса политики, касающейся международного инвестирования, технологи и интернационализации предпринимательства;
  2. укрепить их возможности создавать и проводить политику, мероприятия и активные программы в этих областях;
  3. способствовать пониманию возникающих проблем и вопросов, включая роль международных соглашений в привлечении и получении выгоды от ПИИ, совершенствовать технологические возможности и способствовать развитию предпринимательства в мировой экономике в условиях глобализации.
 

Важно отметить, что за период своей деятельности Отдел проделал колоссальный объем работ по выполнению поставленных задач и достижению своих целей. В то же время, главным показателем, все же, является не количество, а качество и эффективность. Это особенно значимо в отношении предоставляемой помощи развивающимся странам по их успешному выживанию и конкурентоспособному функционированию в условиях глобализации и ускоренного технологического прогресса. 

Так, например, за период 2000-2004 г.г. DITE было:

- Организовано  и проведено более 350 конференций,  симпозиумов, собраний и семинаров, включая более 150 тренингов.

- Опубликовано  более 350 изданий – книг, пособий, докладов, отчетов, буклетов и интернет изданий.

- Создано 18 веб-сайтов  программ, координируемых DITE.

- Издано более  130 пресс релизов, информационных писем и электронных обзоров.

- Выполнено 350 консалтинговых, исследовательских  и других миссий. 

В качестве примера  проделанной работы можно выделить следующие основные проекты:

  • Издание четырех Отчетов по Мировым Инвестициям;
  • Создание и обновление баз данных по ПИИ и ТНК;
  • Выпуск серии Проблемы в Соглашениях по Международным Инвестициям. состоящая из 27 исследовательских работ и являющаяся важным источником для международного сотрудничества в этой сфере;
  • Подготовка Обзора Политики в области Инвестиций с целью предоставления точной оценки и рекомендаций по привлечению ПИИ;
  • Сотрудничество с Международной Палатой Коммерции по проведению программы Рекомендации по инвестированию и наращиванию Потенциала для Наименее Развитых Стран.
  • Исследование роли ПИИ, информации и коммуникационных технологий в технологическом развитии.
  • И многие другие (см. Отчеты о проделанной работе DITE за 2000 г, 2000-2004 гг., 2005 г. и 2006 г. )
 

Оценивая работу Комиссии по Инвестициям, Технологиям  и Соответствующим Финансовым вопросам после Одиннадцатой конференции ООН по Торговле и Развитию в июне 2004 г. в Бразилии, можно также отметить активную деятельность в сферах ее компетенции. ЮНКТАД сохранил свою ведущую роль в анализе влияния ПИИ на принимающие страны и их развитие, и продолжила свое исследование данной проблемы. В 2007 г. была инициирована дискуссия  по передаче передового опыта в области создания среды, способствующей развитию стран. Была запущена новая серия изданий по теме «Современные проблемы ПИИ и развития». 

В результате проведенных исследований, секретариат выявил тенденцию возникновения потоков ПИИ из развивающихся стран и исследовал необходимые аспекты проводимой политики в этой сфере с целью получения реальной и долговременной выгоды, как для инвестирующих, так и для принимающих развитых стран. Особое внимание была уделено возрастающим объемам ПИИ в регионе «из Юга - на Юг». 

ЮНКТАД также  продолжил помогать странам-членам в оценке поведения их собственных  ПИИ путем создания и систематизирования баз данных ПИИ и деятельности ТНК., а также предоставления технической поддержки для собирания статистических данных ПИИ и ТНК. 

За рассматриваемый  период были подготовлены  одиннадцать  обзоров по политике инвестирования таких стран как Колумбия, Марокко, Замбия, Алжир, Гана, Перу, Египет и некоторых других. ЮНКТАД также способствовала обмену опыта в этой сфере между данными странами. 

По требованию Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Соответствующим Финансовым вопросам секретариат создал финансовый механизм, позволяющий быстро и своевременно оказывать поддержку в проведении консультирований и проектов по наращиванию потенциала ПИИ, особенно в сферах политических режимов, бизнес регулирования, обзоров стратегий ПИИ, институциональных реформ и планов по продвижению ПИИ, в более 20 развивающихся странах. Были запущено несколько специализированных программ с целью поддержки и оказанию помощи также наименее развитым странам. 

Важная работа была проделана и в области  Международных Стандартов Бухгалтерского Учета и Финансовых Отчетов. Было опубликовано Руководство по Успешной Практике Отражения Управления Корпорацией, которое во многом способствовало продвижению передового опыта в сфере МСФО. В развивающихся странах было организовано несколько семинаров по развитию практических навыков ведения финансовых отчетов соответствующих мировым стандартам, также как и оказания услуг по консультированию. 

ЮНКТАД продолжил  свои исследования ключевых проблем  международных соглашений в области  инвестиций и систематизировал 27 своих  исследовательских работ в три тома. Были также подготовлены дополнительные исследования для новой серии таких изданий. ЮНКТАД занял активную позицию по способствованию и помощи в проведении международных переговоров, тренингов и обмене опытом между странами по вопросам развития и улучшения международных инвестиционных соглашений. 

Необходимо отметить, что данная сфера, касающаяся развития ПИИ, особенно актуальна сегодня. Оценка Развития Международных Соглашений стала ключевой темой на собрании экспертов по инвестированию с целью развития, проводимой Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Развитию 10-12 Февраля 2009 года в Женеве. В рамках данного мероприятия исследовался вопрос о фрагментации и усложненной системы международных соглашений по инвестициям (IIA). Были подняты новые проблемы, оказывающие влияние на проведение переговоров по IIA, в частности, защита стратегических отраслей промышленности, экономический кризис и права инвесторов, и тот факт, что возрастает число развивающихся экономик, которые становятся инвесторами. Все это оказывает как положительно, так и отрицательно воздействие на развивающиеся страны. Хотя с одной стороны IIA’s  могут быть важным политическим инструментом для увеличения привлекательности принимающей ПИИ страны, с другой стороны, эти соглашения не достаточно эффективны для привлечения новых инвестиционных потоков. Поэтому одним из главных вопросов является, как улучшить практическую привлекательность таких соглашений. Не менее важной проблемой, затронутой на собрании, была и проблема улучшения баланса общественных и частных интересов в области IIA’s и управления ответственностью инвесторов.  

Таким образом, очевидно, что ЮНКТАД по средствам  Комиссии по Инвестициям, Технологиям  и Развитию активно и достаточно эффективно занимается решением проблем ПИИ и ТНК,  продвижению передового опыта в этих сферах в развивающихся странах и улучшению общих условий использования данного экономического инструмента. Однако в условиях экономической нестабильности и возрастающей глобализации возникают все новые проблемы, требующие тщательного исследования и международных усилий по их решению.  
 

III. Мировые тенденции и положении ПИИ в условиях экономического и финансового кризиса. 
 

В условиях глобального  финансового кризиса, с каждым днем набирающего свои обороты, ведущие эксперты все более обеспокоенные перспективами развития мировой экономики, особенно, в секторе международных инвестиций. Основываясь на официальных источниках ЮНКТАД и заключениях компетентных специалистов в этой области, рассмотрим текущую ситуацию потоков ПИИ и проанализируем возможные варианты ее изменения. 

В течении 2003-2007 г.г. потоки ПИИ уверенно следовали  положительной тенденции, чему во многом способствовали стабильный мировой  экономический рост, проводимые реформы  либерализации в области инвестирования и широкомасштабная стратегия интернационализации, внедряемая растущим числом транснациональных корпораций (ТНК). Это привело к исторически рекордному уровню потоков ПИИ, которые в 2007 г. достигли  $ 1,8 миллиардов.     

Однако уже  в следующем году наметилась обратная тенденция. Сложившаяся финансовая нестабильность в США летом 2007 года оказалась первым предвестником глобального кризиса и привела к существенному ухудшению ситуации на рынке инвестиций. Уже в начале 2008 г. плохой инвестиционный климат негативно отразился на многих инвестиционных программах, затронув, в том числе, и ПИИ. Данные, доступные летом 2008 г., выявили спад в первом семестре 2008 г. как транснациональных поглощений и слияний (M&As), так и потоков ПИИ по сравнению с тем же периодом прошлого года. 

Несмотря на некоторые позитивные тенденции 2008 г., финансовый кризис снова обрушился  на мировую экономику к концу  года, начавшись с банкротства  крупных финансовых фирм США, таких  как Леман Бразес (Lehman brothers) и АИГ (AIG), и европейских финансовых организаций, таких как Фортис (Fortis), Дексия (Dexia), и ряда банков Исландии.  

Стало очевидно, что такой крах был всего лишь подводной частью айсберга проблем, созревших в индустрии финансовых услуг, особенно в системе ее регулирования. Кризис, возрастая в своих масштабах и значимости, отразился небывалым беспорядком на финансовых рынках, нанося удар за ударом, как по развитым, так и по развивающимся экономикам. Ряд стран с еще развивающейся экономикой, например, Венгрия, Латвия, Украина и Исландия, обратились в Международный Валютный Фонд за поддержкой. 

Информация о работе Прямые Иностранные Инвестиции