Предложения, выбор варианта оценки инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ инвестиционного проекта и оценка его эффективности.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
рассмотреть сущность и необходимость оценки инвестиционного проекта;
изучить комплексную и стандартизированную методику оценки эффективности инвестиционного проекта;
провести анализ и оценку инвестиционного проекта на конкретном примере.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Варианты оценки эффективности инвестиционных проектов...5
Сущность и необходимость оценки эффективности инвестиционных проектов………………………………………………..………5
Комплексная форма оценки эффективности инвестиционных проектов…………………………………………………………………………..10
Стандартизированная форма оценки эффективности инвестиционных проектов………………………………………………………18
Глава 2. Анализ и необходимость оценки инвестиционной политики на примере ООО «Оптимум»……………………………………..……… ……….25
2.1. Характеристика фирмы…………………………………………...….25
2.2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия………..28
Глава 3. Предложения, выбор варианта оценки инвестиционного проекта……………………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………...……38
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Методы оценки эф-ти инвестиц процесса.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Как правило, в конце предынвестиционной фазы должен быть получен развернутый  бизнес-план инвестиционного проекта.

     Все вышеперечисленные действия, разумеется, требуют не только времени, но и затрат. В случае положительного результата и перехода непосредственно к  осуществлению проекта понесенные затраты капитализируются и входят в состав так называемых «предпроизводственных затрат» с последующим отнесением на себестоимость продукции через механизм амортизационных отчислений.

     Следующий отрезок времени отводится под  стадию инвестирования или фазу осуществления. Принципиальное отличие этой фазы развития проекта от предыдущей и последующей фаз состоит, с одной стороны, в том, что начинают предприниматься действия, требующие гораздо больших затрат и носящие уже необратимый характер (закупка оборудования или строительство), а, с другой стороны, проект еще не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.

     На  данной стадии формируются постоянные активы предприятия. Некоторые виды сопутствующих затрат (например, расходы  на обучение персонала, на проведение рекламных мероприятий, на пуско-наладку и другие) частично могут быть отнесены на себестоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично - капитализированы (как предпроизводственные затраты).

     С момента ввода в действие основного  оборудования (в случае промышленных инвестиций) или по приобретении недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная  фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг и соответствующими поступлениями и текущими издержками. [22, с.41]

     Значительное  влияние на общую характеристику проекта будет оказывать продолжительность  эксплуатационной фазы. Очевидно, что, чем дальше будет отнесена во времени  ее верхняя граница, тем большей  будет совокупная величина дохода.

     Важно определить тот момент, по достижении которого денежные поступления проекта  уже не могут быть непосредственно  связаны с первоначальными инвестициями (так называемый «инвестиционный  предел»). Например, при установке  нового оборудования им будет являться срок полного морального или физического износа.

     Общим критерием продолжительности срока  жизни проекта или периода  использования инвестиций является существенность вызываемых ими денежных доходов с точки зрения инвестора. Так, при проведении банковской экспертизы на предмет предоставления кредита, срок жизни проекта будет совпадать со сроком погашения задолженности и дальнейшая судьба инвестиций ссудодателя уже не будет интересовать.

     Рассмотрим  подробнее задачи, решаемые на первой, прединвестиционной фазе развития проекта.

     Как уже было сказано выше, на этом этапе  проводится ряд исследований и ведется  подготовка к началу осуществления  проекта. Степень подробности исследований, в мировой практике называемых «прединвестиционными», может варьироваться в зависимости от требований инвестора, возможности их финансирования и времени, отведенного на их проведение. Принято выделять три уровня прединвестиционных исследований:

     1) исследование возможностей;

     2) подготовительные или предпроектные  исследования;

     3) оценка осуществимости или технико-экономические исследования.

     Различие  между уровнями прединвестиционных исследований достаточно условно. Как  правило, поэтапная подготовка окончательного решения необходима только в случаях  достаточно крупных проектов, типа проектов строительства нового предприятия или организации нового производства. Важно отметить факт безусловной необходимости проработки всех опросов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом (естественно, при условии, что не будет допущено серьезных ошибок на следующих стадиях). Недостаточно или неправильно обоснованный проект будет обречен на серьезные трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующие действия.

     Структура информации, прорабатываемой в ходе исследований, согласно рекомендациям  ЮНИДО (Организация ООН по проблемам промышленного развития), выглядит следующим образом:

     1) цели проекта, его ориентация  и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);

     2) маркетинговая информация (возможности  сбыта, конкурентная среда, перспективная  программа продаж и номенклатура  продукции, ценовая политика);

     3) материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);

     4) место размещения, с учетом технологических,  климатических, социальных и иных  факторов;

     5) проектно-конструкторская часть  (выбор технологии, спецификация  оборудования и условия его поставки, объемы строительства, конструкторская документация и т.п.);

     6) организация предприятия и накладные  расходы (управление, сбыт и распределение  продукции, условия аренды, графики  амортизации оборудования и т.п.);

     7) кадры (потребность, обеспеченность, график работы, условия оплаты, необходимость обучения);

     8) график осуществления проекта  (сроки строительства, монтажа  и пуско-наладочных работ, период  функционирования);

     9) коммерческая (финансовая и экономическая)  оценка проекта.

     Вышеприведенная структура в целом соответствует структуре бизнес-плана инвестиционного проекта.

     Смысл общей оценки инвестиционного проекта  заключается в представление  всей информации о последнем в  виде, позволяющем лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности (или нецелесообразности) осуществления инвестиций. В этом контексте особую роль играет коммерческая оценка. [13, с.15]

     Оценка  коммерческой состоятельности - заключительное звено проведения прединвестиционных исследований. Она должна основываться на информации, полученной и проанализированной на всех предшествующих этапах работы. Коммерческая оценка олицетворяет собой интегральный подход к анализу инвестиционного проекта. Как следствие, информация именно этого раздела бизнес-плана является ключевой при принятии потенциальным инвестором решения об участии в проекте.

     Ценность  результатов, полученных на данной стадии прединвестиционных исследований, в  равной степени зависит от полноты  и достоверности исходных данных и от корректности методов, использованных при их анализе. Значительную роль в обеспечении адекватной интерпретации результатов расчетов играет также опыт и квалификация экспертов или консультантов.

     Очевидной представляется необходимость применения стандартизированных методов оценки инвестиций. Это, во-первых, позволит уменьшить влияние уровня компетентности экспертов на качество анализа, а, во-вторых, обеспечит сопоставимость показателей финансовой состоятельности и эффективности для различных проектов.

     К общим критериям коммерческой привлекательности инвестиционного проекта относятся два: «финансовая состоятельность» (финансовая оценка) и «эффективность» (экономическая оценка).

     Оба указанных подхода взаимодополняют  друг друга. В первом случае анализируется  ликвидность (платежеспособность) проекта в ходе его реализации. Во втором - акцент ставится на потенциальной способности проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.

     Среди поддерживающих исследований особо  необходимо выделить исследования, связанные с изучением предполагаемых рынков сбыта и других аспектов маркетинга, постольку, поскольку речь идет именно о коммерческой оценке инвестиций.

     Ответ на вопрос, чем привлекает инвестора  тот или иной инвестиционный проект, может быть дан только в самой общей, абстрактной форме. Действительно, невозможно свести все множество факторов и сочетание различных интересов потенциальных участников к одному лишь экономическому аспекту инвестиционного проекта. Подобный подход тем в большей степени оказывается неверным, чем более внешнее окружение проекта характеризуется общей нестабильностью, несовершенством законодательной системы и неразвитостью рыночных отношений (прежде всего - рынка капиталов).

     В условиях так называемой «совершенной конкуренции» критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью, рентабельностью или доходностью следует понимать не просто прирост капитала, а такой темп увеличения последнего, который, во-первых, полностью компенсирует общее (инфляционное) изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, во-вторых, обеспечит минимальный гарантированный уровень доходности и, в-третьих, покроет риск инвестора, связанный с осуществлением проекта.

     Очень часто в данном контексте используется понятие «стоимости капитала». С  одной стороны, для предпринимателя (заемщика) стоимостью капитала является величина процентной ставки, которую  он должен будет заплатить за возможность  использования финансовых ресурсов в течение определенного периода времени. С другой стороны, оценивая целесообразность взятия кредита, предприниматель должен ориентироваться на средний сложившийся уровень прибыли, приносимого капиталом.

     Очевидно, что при совершенной конкуренции оба измерителя стоимости капитала должны быть равны или, по крайней мере, близки друг к другу.

     Модель  совершенной или идеальной конкурентной среды предполагает, в частности, наличие большого числа участников рынка капиталов, в равной степени обладающих возможностью продавать или покупать финансовые ресурсы. При этом отдельные заемщики и заимодатели не могут влиять на средний уровень процентной ставки. [11, с.17]

     В действительности, единой нормы процента или прибыли не существует - напротив, имеет место множество различных процентных ставок: по краткосрочным и долгосрочным ссудам, по облигациям, коммерческим ценным бумагам и т.д. Инвесторы выбирают наиболее выгодную форму вложения денежных средств из нескольких альтернативных вариантов (так называемый «принцип альтернативности»). Для «совершенного инвестора», то есть лица, не имеющего иных интересов, кроме стремления к максимально возможной в данный момент времени норме прибыли, все инвестиционные проекты, обеспечивающие равные уровни доходности, являются равно привлекательными.

     Рассматривая  роль стоимости капитала в принятии решения об инвестициях, необходимо учитывать влияние инфляции. Ее действие проявляется в уменьшении общей  покупательной способности денег. Все участники рынка финансовых ресурсов включают ожидаемый темп инфляционного обесценивания в стоимость капитала. Назначаемая ссудодателем ставка процента в этом случае именуется «номинальной», «объявленной» или брутто-ставкой. Последняя вследствие этого всегда оказывается численно больше реальной (действительной) процентной ставки, соотносимой с истинной нормой доходности, измеряемой в денежных единицах с постоянной покупательной способностью.

     В экономической литературе для определения  реальной ставки процента или реальной нормы прибыли рекомендуется использовать следующую формулу: R = N - I,

     где R - реальная ставка, N - номинальная ставка, I - темп инфляции (все значения - за один и тот же период времени, в процентах).

     Учитывая  вышесказанное и, исходя из основополагающего  принципа альтернативности, можно сделать следующее важное заключение: проект будет привлекательным для потенциальных инвесторов, если его реальная норма доходности будет превышать таковую для любого иного способа вложения капитала.

     Итак, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности (нормы прибыли).

     Различают два основных подхода к решению  данной проблемы, в соответствии с  которыми и методы оценки эффективности  инвестиций предлагается разделить  на две группы:

     1) простые (статические) методы;

     2) методы дисконтирования.

     Методы, входящие в первую категорию, оперируют  отдельными, «точечными» (статическими) значениями исходных показателей. При  их использовании не учитываются  вся продолжительность срока  жизни проекта, а также неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Тем не менее, в силу своей простоты и иллюстративности, эти методы достаточно широко распространены, хотя и применяются, в основном, для быстрой оценки проектов на предварительных стадиях разработки.

     Во  второй группе собраны методы анализа  инвестиционных проектов, оперирующие  понятием «временных рядов» и требующие  применения специального математического  аппарата и более тщательной подготовки исходной информации. [17, с.47] 
 

Информация о работе Предложения, выбор варианта оценки инвестиционного проекта