Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:24, статья
Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.
ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В
УКРАИНЕ
проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.
ГАЛИНСКИЙ
Д.М.
Для осуществления
Потребность
в инвестициях для
Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .
Согласно
Концепции государственная
Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации .
Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине ( Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит формирование и реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных инвестиций и свободных экономических зон , который организационно входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических связей.
В
полномочия местных
государственных администраций входят:
разработка программ социально-экономического
развития соответствующих территорий,
внесение предложений по созданию свободных
экономических зон, содействие созданию
предприятий с иностранными инвестициями
, осуществление управления инвестиционной
деятельностью , в том числе и при
участии иностранных инвесторов, вынесение
на рассмотрение соответствующих органов
предложений по привлечению иностранных
инвестиций к экономическому развитию
соответствующих административно-
Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная кре -
дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.
Следует
отметить ,что, хотя за последние годы
система государственного управления
иностранным инвестированием в
Украине не раз подвергалась изменениям
, но , как правило , эти шаги являются
недостаточно дальновидными и
В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный практический вывод о том , что субъектом , который получает государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями . Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии не действуют .
Законодательством
Украины предусмотрены
1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .
2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности ).
4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли , доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.
Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.
В
Украине собственное законодательство
об инвестиционной деятельности и об
иностранных инвестициях
Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде правовые , экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.
Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.
В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .
19 марта
1996 года Верховная Рада Украины
приняла новый Закон Украины
"О режиме иностранного
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций . Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .
Информация о работе Правовые основы иностранного инвестирования в Украине