Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:24, статья

Описание работы

Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Работа содержит 1 файл

статья1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В  УКРАИНЕ 
 

проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.

ГАЛИНСКИЙ Д.М. 
 

          Для осуществления преобразований  в  экономике  Украины   требуются значительные капитальные  вложения. Ситуация осложняется  тем, что  проблему  инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса,  когда “замораживание” средств, при реализации конкретных  проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

      Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно  возрастает  вследствие  необходимости  обновления  действующих  производственных фондов. В  такой  ситуации  при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди  которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы  приватизации,  нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. .  Все это требует  от Правительства Украины  проведения  выверенной ,  научно-обоснованной и, в то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.

Государственное управление иностранным  инвестированием  в Украине. В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики,  утвержден ной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1 июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

      Согласно  Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в экономике . При  этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а  также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан  Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ  Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.

      В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и  свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав  Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.

      В полномочия местных государственных администраций входят: разработка  программ социально-экономического развития соответствующих территорий,  внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление  управления  инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций  к  экономическому развитию  соответствующих административно-территориальных единиц , обязательная регистрация иностранных  инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов  и  т.д.

      Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции  которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная  кре -

дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины  реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

      Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в  Украине  не раз подвергалась изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий  новоиспеченного  Националь-ного агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по  сути  создан   аналогичный   орган  государ-ственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

      В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический  вывод о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти  гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент  регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие  государственные гарантии защиты иностранных  инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия ,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду  и моральный ущерб , причиненный им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной  деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли , доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

      Основные  вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.

      В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось  после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором  изложены в  обобщенном виде правовые ,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  - первый нормативный акт, который регламентировал  процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков .  В частности в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к  которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта  1996 года  Верховная  Рада  Украины   приняла  новый  Закон Украины  "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития  приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса  предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных  инвестиций осуществляется в общем порядке,  предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные  иностранные  инвес-тиции  не дают права  на получение  льгот  и гарантий,  предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .  Отказ  в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации .  Он  должен быть  оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Информация о работе Правовые основы иностранного инвестирования в Украине