Портфельные инвестиции в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации, многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции смогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить катализатором, стимулом развития и роста внутренних инвестиций.

Содержание

Введение
3
Развитие рынка ценных бумаг в России
5
Портфельное инвестирование
10
Особенности рынка корпоративных ценных бумаг
16
Особенности рынка государственных и муниципальных ценных бумаг
18
Особенности портфельного инвестирования в России
19
Заключение
31
Библиографический список
32

Работа содержит 1 файл

kourse_work.doc

— 204.50 Кб (Скачать)


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 1412 группы

Борохович А.

Научный руководитель

к. э. н., доцент Евстафьев Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Развитие рынка ценных бумаг  в России

5

Портфельное инвестирование

10

Особенности рынка корпоративных  ценных бумаг

16

Особенности рынка государственных  и муниципальных ценных бумаг

18

Особенности портфельного инвестирования в России

19

Заключение

31

Библиографический список

32

   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения  Российской Федерации, многие ведущие  экономисты связывают будущее нашей  страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции смогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой  стороны, они могут послужить катализатором, стимулом развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с приходом иностранного капитала, создание собственных передовых технологи в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом. Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки –  в 1987 году были приняты первые нормативно-правовые акты, которые положили начало регулированию  иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, до сего дня регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию. По данным Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в Россию к началу 1998 года составил около 12 млрд. долларов, из которых около 10,7 млрд. долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд. - на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял около 1,0 млрд. долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд. долларов, в 1996 году - примерно 2 млрд. долларов, в 1997 - 4,2 млрд. Следует отметить, что указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд. долларов, Китая - 25 млрд. долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль уже существующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России - на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общего объема промышленного производства в России. Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

  • высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;

  • резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

  • несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности;

  • высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

  • недостаток качественной инфраструктуры;

  • фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционной привлекательности Россия находиться на до обидного низком для ранее  великой державы уровне.

Одной из основных форм инвестирования, выделяемых в мировой практике, являются портфельные, или финансовые инвестиции. Несмотря на их относительно малый удельный вес в общей структуре иностранных инвестиций, есть вероятность, что в ближайшие годы именно они будут основной формой инвестирования в Россию.

Данная курсовая работа посвящена именно портфельным инвестициям.

 

 

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

 

Портфельные инвестиции – покупка ценных бумаг на рынке  с целью их дальнейшей продажи  или получения прибыли. Они –  основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Цель портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию "стороннего наблюдателя" по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
  • пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;
  • эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Ключевой задачей, которую  должен выполнять фондовый рынок  в России, является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, а также создание благоприятных условий для стимулирования накоплений и трансформации сбережений в инвестиции.

С учетом специфики российского  рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать достижению следующих  целей:

1)макроэкономической  стабилизации;

2)создания условий  для экономического роста;

3)эффективного финансирования  внутреннего государственного долга;

4)надежной защиты прав  инвесторов;

5)развития процессов  интеграции отдельных регионов;

6)стимулирования вложения  капитала преимущественно в российскую  экономику.

В то же время текущее  развитие народного хозяйства происходит в условиях глубокого инвестиционного кризиса. Он выражается как в остром дефиците финансовых ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (внутренних и внешних) вкладывать средства в реальный сектор, и прежде всего в промышленность. Главная причина – высокий уровень инвестиционных рисков – политических, рыночных, законодательных, валютных и т. д.

Институциональные реформы, которые были осуществлены в 90-х  годах, не могут считаться завершенными без создания надежного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для нее. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления конкурентоспособности финансового рынка.

Фондовый рынок в  России получил свое развитие в 1991 году после принятия известного Постановления  Совета Министров РСФСР «Об утверждении  Положения об акционерных обществах» от 25.12.1990, №60. Для первого этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых акционерных обществ (ОАО), появление государственных облигаций на биржевых торгах, создания десятков бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа было закончено формирование первичной базы развития портфельных инвестиций. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991, №78 на пять последующих лет стало основным документом, регулирующим инвестиционную деятельность в стране.

Второй этап развития портфельных  инвестиций (1992-1994 года) характеризовался процессом приватизации и разгосударствления предприятий. В этом периоде законодательство было направлено на создание основ организационного рынка государственных ценных бумаг. Наибольшее влияние на развитие фондового рынка в 1992-1994 годах оказал Указ Президента России «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992, №721. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры фондового рынка.

В 1994 году рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать  сильнейшее влияние на общеэкономическое развитие страны. Так расширение рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов,  оказывающих негативное влияние на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. 1994 год ознаменовался также осуществлением первых вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизационных предприятий. Таким образом, в 1994 году совпали по времени два качественных сдвига:

1)резкое увеличение  предложения ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности;

2)значительный рост  спроса на инвестиционные ценности (таблица 2.1).

В результате быстрого развития фондового рынка потребности  эмитентов переросли те возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992 –1993 годах можно было констатировать, что развитие его инфраструктуры опережало развитие рынка ценных бумаг в целом, то в 1995-1996 годах ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие фондового рынка поставило в качестве одного из ключевых вопросов создание новой нормативной базы.

Для третьего этапа развития рынка ценных бумаг (1995-июль1998 года) характерны следующие признаки:

  • выход в 1995-1997 годах законодательной и нормативной базы, определяющей инвестиционно-регулятивные аспекты функционирования фондового рынка в России;
  • позитивные качественные изменения, связанные с развитием инфраструктуры рынка – около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы (РТС), формирование системы саморегулируемых организаций – участников рынка;
  • общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и стабильности рынка;
  • вступление в силу в 1996 году федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

 

Таблица 2.1. Важнейшие  показатели первичного рынка ГКО-ОФЗ (млн руб.)1

Период

Объем эмиссии

Объем размещения

Объем выручки

Привлечение средств  в бюджет

ГКО

ОФЗ

ГКО

ОФЗ

ГКО

ОФЗ

ГКО

ОФЗ

1994

1995

20,5

__

17,5

__

12,9

__

5,7

__

1995

1996

157,0

14,0

134,2

6,2

100,1

6,1

8,9

2,1

1 полуго-дие

185,5

8,0

189,5

12,2

110,2

12,5

7,8

4,2


 

Решение проблемы привлечения  инвестиций в экономику России является одной из актуальных задач и во многом зависит от развития фондового рынка. С помощью данного рынка предполагалось облегчить условия для привлечения иностранных инвестиций на российские предприятия и доступ последних к более дешевому, по сравнению с банковским кредитом, капиталу. До настоящего времени эта проблема не решена.

Информация о работе Портфельные инвестиции в экономику России