Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, контрольная работа
Классификация инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат региона и его оценка
Практическая работа № 1.
Понятие об инвестициях
Понятие инвестиций и их экономическая сущность.
Классификация инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат региона и его оценка
Классификация инвестиций.
Инвестиции различаются между собой по нескольким признакам:
Таблица 1. Классификация инвестиций
Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность).
Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).
Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств.
Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).
Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года.
Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет.
Долгосрочные инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.
Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями).
Государственные инвестиции - вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников.
Смешанные инвестиции - долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц.
Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.
Совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.
Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории (страны) .
Внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом.
Валовые инвестиции - общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей.
Чистые инвестиции - вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.
Инвестирование в наиболее широком употреблении представляет собой эффективное вложение капитала в ту или иную сферу хозяйственной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Правительством Республики Казахстан (РК) принят закон о государственной поддержке прямых инвестиций, который основывается на Конституции РК и состоит из норм и нормативно – правовых актов.
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:
· в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности;
· в установление систем и льгот и преференций;
·
в наличии единственного
· в предоставлении гарантий покрытия политических и регулятивных рисков в соответствии с договорами, заключенными Правительством РК с международными организациями и соответствующими нормативными правовыми актами РК.
Целью государственной
поддержки прямых инвестиций является
создание благоприятного инвестиционного
климата для обеспечения
В процессе достижения цели РК решает следующие задачи:
1. Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу – хау.
2. Насыщение
внутреннего рынка высококачест
3. Государственная
поддержка и стимулирование
4. Развитие
экспортоориентированных и
5. Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РК.
6. Внедрение
современных методов
7. Создание новых рабочих мест.
8. Внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации.
9. Обеспечение интенсификации производства.
10. Улучшение окружающей природной среды.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти РК, это конкретно – затраты на строительно – монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтажи наладку машин и оборудования; проектно – изыскательские работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.
В статистическом учете и экономическом анализе реальные инвестиции называют еще и капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают следующие элементы:
· инвестиции в основной капитал;
· затраты на капитальный ремонт;
· инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
· инвестиции в нематериальные активы(патенты, лицензии, программные продукты научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки и т. д.);
· инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Основное место в структуре капиталообразующих инвестиции занимают инвестиции в основной капитал, в объем которых включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно – бытовое строительство.
Инвестиции
как экономическая категория
выполняют ряд важнейших
· для осуществления политики расширенного воспроизводства;
·
для ускорения НТП, улучшения
качества и обеспечения
· для структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
· для создания необходимой сырьевой базы промышленности;
· для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем;
· для смягчения или решения проблемы безработицы;
· для охраны природной среды;
· для конверсии военно – промышленного комплекса;
· для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
Для экономики РК, которая уже длительное время находится в состоянии экономического кризиса, инвестиции необходимы прежде всего для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.
Инвестиционный климат региона и его оценка
Инвестиционный климат - понятие очень сложное, многоплановое. Правительство Казахстана уделяет значительное внимание таким направлениям, как инвестирование экономики регионов, выравнивание межрегиональных различий, преодоление кризисных явлений и отставания в экономическом развитии отдельных регионов. Поэтому Казахстан является наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ.
По оценке журнала «Euromoney», по уровню инвестиционной привлекательности Казахстан занимает 81-е место в мире (сразу вслед за Болгарией). Другие страны СНГ расположились в таком порядке: Россия оказалась на 95-м месте, Киргизия заняла 106-е, Узбекистан - 110-е, Украина - 115-е, Туркменистан - 125-е, Белоруссия -129-е, Армения - 135-е.
За 10 лет независимости страна прошла дальше в рыночных преобразованиях, чем другие страны СНГ. Благодаря реформам, Казахстан смог сохранить стабильность и добиться устойчивых темпов экономического роста. Так, по оценкам ЕБРР, Казахстан занял первое место среди стран СНГ и третье - среди стран Восточной Европы и Балтии по объемам привлекаемых иностранных инвестиций.
По степени благоприятности инвестиционно-налогового законодательства с нашей Республикой могут сравниться лишь некоторые российские регионы. Как правило, это свободные экономические зоны, например, Новгородская и Калининградская области. В своей инвестиционной политике Казахстан взял ориентир на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Именно поэтому доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана более чем в три раза выше, нежели чем в России. Как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 2001 года Казахстан имеет совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. "Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас - 8,5 процента". Кроме того, НДС снижен с 20% до 15%.
В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь, нефтяную.
Наибольшая доля инвестиций была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре - Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области - являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка ещё одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций Республики.
Напротив, в пятёрку привлекательных регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (город Алматы, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.
Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее привлекательных регионов в плане инвестиций. По оценке ЕБРР, по инвестиционному потенциалу ВКО занимает 3-е место в государстве, а, с учетом рисков, по инвестиционной привлекательности область находится на 10-ом месте. Кстати, на вышеназванной конференции ученые отметили, что научный анализ региональных инвестиционно-экономических проблем - это цивилизованный путь социально-экономического выздоровления любого региона.
У инвестиционного климата Казахстана есть свои особенности, значительно отличающиеся от российских. В России существует закономерность: чем выше потенциал региона, тем, как правило, ниже риск. В Казахстане же увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков. Если в России коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов составляет 0,41, то в Казахстане он прямо противоположен - -0,39. А если не учитывать Алматы, который по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65.
Разный характер
формирования инвестиционного климата
можно объяснить, во-первых, различной
ролью государства в
Во-вторых, важную роль играют различия в экономической структуре регионов России и Казахстана. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска (в России аналогичная ситуация складывается в Красноярском крае, Челябинской и Оренбургской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.)
Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может вкладывать деньги либо в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах.