Перспектива развития свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение свободных экономических зон как одного из способов привлечения прямых иностранных инвестиций.
В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах;
провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;
определить перспективы развития иностранного инвестирования

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

Общей характерной чертой различных  видов свободных экономических  зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.  
Выделяют четыре основные группы льгот: 

  1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций. 
  2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения. 
  3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. 
  4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.  
    Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы. 

Функционирование свободных экономических  зон в промышленно развитых странах  свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее  планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах  является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок. 

Свободные экономические зоны, функционирующие  в развивающихся странах, имеют  ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в  этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических  причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в  страну иностранного капитала, передовой  науки и технологии, современной  технической информации. 

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран  становится более либеральным и  льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные  преимущества перед другими подобными  свободными экономическими зонами. 

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.

Заметная роль свободных экономических  зон в социально-экономическом  развитии отдельных обособленных районов  разных стран, той или иной отрасли  производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее не является достаточным основанием рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния. Организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику.

Образование свободных экономических  зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства но их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций.

При многочисленных примерах успешного  функционирования свободных экономических  зон, имеют место и неудачные  попытки их организации. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в  этих странах можно отнести политические, экономические, организационные. 

Политические причины связаны  с общеполитической нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим  причинам, прежде всего, следует отнести  чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе. 

К сожалению, к числу стран и  регионов, где свободные экономические  зоны не только не дают пока заметного  эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет  желать лучшего, относится и Россия. 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

    1. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в России

Российская экономика  в последние десятилетия развивалась  в условиях острейшего инвестиционного  кризиса. Практически все отрасли  сталкивались с катастрофической нехваткой  инвестиционных ресурсов не только для  расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. К настоящему времени прямое государственное  финансирование сохранилось преимущественно  в оборонной промышленности, в  некоторых направлениях развития транспорта и связи, частично в агропромышленном комплексе. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных  инвестиций в Россию, необходимо отметить, что перспективы привлечения  иностранных инвестиций в экономику  той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия  у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия, несомненно, обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе. И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию.

Инвестиционный бум в России наблюдался в 2007 году, когда общий объем иностранных инвестиций составил 120 941 млн. долл. США, что по сравнению с 2006 годом больше в 2,2 раза. В 2008 году наблюдается спад в общем объеме поступивших иностранных инвестиций на 14% по сравнению с предыдущим годом. Из всей структуры иностранных инвестиций наибольший объем составляют прочие иностранные инвестиции, состоящие из торговых кредитов, на долю котоҏыҳ приходится 21,5% . В 2008 году объем прочих иностранных инвестиций, поступивших из-за рубежа уменьшился по сравнению с 2007 годом на 15,3% (Приложение 1).

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) от общего объема поступивших  инвестиций в 2008 году составили 27027 млн. дол. США, что на 2,7% меньше, чем в 2007 году. Также в 2008 году значительно  уменьшился - почти в 3 раза - объем  портфельных иностранных инвестиций по сравнению с 2007 годом.

По состоянию на конец  марта 2009 года накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 226,7 млрд. долларов США, что на 2,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,6% (на конец марта 2008г. - 48,8%), доля прямых инвестиций составила 42,0% (48,2%), портфельных - 2,4% (3,0%). В I квартале 2009 года в экономику России поступило 12,0 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 30,3% меньше, чем в I квартале 2008 года. (Приложение 2).

Прямые иностранные инвестиции по-прежнему сконцентрированы в сырьевых отраслях и не торгуемых секторах экономики.

Предпочтительными направлениями  для прямых иностранных инвестиций остаются добыча полезных ископаемых, металлургия и торговля. На конец марта 2009 года наибольший объем ПИИ поступил в такие отрасли российской экономики, как обрабатывающая промышленность - 27,9% от общего объема иностранных инвестиций, добыча полезных ископаемых - 21,4 % , оптовая и розничная торговля - 21,6%, транспорт и связь - 7,9%, операции с недвижимостью - 11,2%.

Дисбаланс инвестиционных вложений наблюдается и в региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по привлечению  зарубежных финансовых средств остается Москва.

Распределение инвестиций по регионам складывается не равномерно из-за различной инвестиционной привлекательности, которая основана на таких факторах как: экономико-географическое положение, состояние инфраструктуры, степень  развитость экономики и др.

В динамике инвестиций по регионам России по-прежнему лидирующие позиции  занимают крупные финансовые и промышленные центры. Среди субъектов РФ лидирующее место занимают г. Москва (15270 млн. долл.), Тюменская (14690 млн. долл.), Московская (6720 млн. долл.), г. Санкт-Петербург (5440 млн. долл.), Республика Татарстан (4810 млн. долл.), Краснодарский край (3880 млн. долл.). Низкий уровень инвестирования наблюдается в Республиках Адыгея (90 млн. долл.), Ингушетия (60 млн. долл.) и в Республике Тыва (40 млн. долл. США).[24. С.929]

Значительная часть иностранных  финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно  снижаются за счет понимания местной  специфики, налаженных хозяйственных  связей. Крупные международные проекты  в России осуществляются при участии  транснациональных корпораций.

По сравнению с 2006 годом, объем увеличился из таких стран-инвесторов, как Великобритания в 2,2 раза, Франция - в 1,8 раза, Швейцария - в 1,9 раза. Однако, основные страны-инвесторы - Кипр, Люксембург, США и Нидерланды сократили вложений в российскую экономику на 5,5%, 6,5% 3,1% и 0,9% соответственно [24. С. 931].

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец  марта 2009 года составил 55,1 млрд. долл. США. В I квартале 2009 года из России за рубеж  направлено 19,7 млрд. долл. США иностранных  инвестиций, или в 2,7 раза больше, чем  в I квартале 2008 года (таблица 2.1) .

Таблица 2.1 - Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом  на конец марта 2009 года (млн. долл. США). [13]

 

 

 

 

Накоплено на конец марта 2009 г.

В том числе

Справочно, в I квартале 2009 г.

 
 

Всего

в % к итогу

Прямые

портфельные

прочие

 

Всего инвестиций

55131

100

38454

2810

13867

19689

из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций

49357

89,5

36244

1839

11274

17005

в том числе: Кипр

16262

29,5

12559

162

3541

3181

Нидерланды

11816

21,4

11065

48

703

3528

США

5882

10,7

4944

-

938

715

Виргинские о-ва

3448

6,3

1298

1147

1003

217

Швейцария

3100

5,6

1181

0,1

1919

4592

Германия

2326

4,2

107

0,0

2219

262

Великобритания

2218

4,0

2045

19

154

1951

Информация о работе Перспектива развития свободных экономических зон