Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:44, реферат
. Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.
Основные направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»
1. Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.
Оцененная с этой точки зрения, конкурентоспособность российской экономики в сравнении с другими развивающимися странами – лидерами догоняющего развития в последние годы снижалась. За эти годы Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди развивающихся стран. В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия заметно ухудшила свое положение за счет абсолютного снижения некоторых показателей и за счет недостаточного динамизма в улучшении других по сравнению с «соседями» по группе динамично развивающихся стран.
По уровню «богатства» Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее «бедными» (Индия, Индонезия). Оценивая агрегированную динамику показателей в основных международных рейтингах (GCI WEF, WCI IMD, Doing Business WB) за последние 5 лет, можно констатировать максимальный регресс России в панели из 10 стран - лидеров догоняющего развития (Россия – -12 пунктов; ЮАР – -9 пунктов, Бразилия - +3, Китай - +5, Турция - +11, Индонезия - +14).
В отличие от низкодоходных стран с плохими институтами издержки делового климата в России не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы. Это обстоятельство задает базовое соотношение «риск / доходность» при оценке рынка. В 2000-е гг. эти особенности экономики компенсировались быстрым ростом внутреннего рынка: форсированный рост внутреннего спроса на фоне укрепления рубля повышал доходность вложений в рынок. Однако, как показал кризис, такая динамика роста внутреннего спроса имеет жесткие ограничения; после-кризисное торможение темпов роста спроса ведет к фундаментальной переоценке инвесторами перспектив российской экономики и потенциальной доходности инвестиций. В результате тренд в динамике капитальных потоков разворачивается, даже, несмотря на высокие цены на нефть.
2. Характеризуя динамику и качество иностранных инвестиций в российскую экономику можно выделить следующие проблемы:
1) Качество
инвестиций. Низкая доля ПИИ в общем
объеме инвестиций. Доля ПИИ составляла
в предкризисный период около 24% всего
объема инвестиций (в 2010 г. упала до 12%).
Подавляющее преимущество кредитов перед
ПИИ в общем объеме инвестиций определяется
особенностями внутреннего делового и
правового климата: кредиты являются высоко
защищенной формой инвестиций, в то время
как ПИИ - слабозащищенной.
Такой перекос возможен во время снижения стоимости капитала на глобальных рынках, однако повышает уязвимость экономики от волатильности на этих рынках. В эпоху нестабильности финансовых рынков и высокой вероятности роста ставок такая стратегия подрывает возможности стабильного развития и экономического роста.
2) Структура
инвестиций в разрезе
типов инвесторов. В этом отношении
структура инвестиций в российскую экономику
на протяжении прошлой декады значительно
менялась. В 2005 г. 59% инвестиций были связаны
с инвесторами, ориентированными на доступ
к ресурсам, 39% - с инвесторами, ориентированными
на доступ к рынку, и лишь немногим более
1% инвесторов были ориентированны на доступ
к компетенциям.
Произошедший сдвиг можно считать в целом позитивным. К 2009 г. доля инвесторов I типа (ориентация на доступ к ресурсам) сократилась до 17%, доля инвесторов III типа (ориентация на доступ к компетенциям) увеличилась до 9%. Однако резкий рост доли инвесторов, ориентированных на доступ к рынку (до 74%), демонстрирует определенную несбалансированность динамики, ориентированной на модель «экономики спроса». Учитывая те ограничения, которые будут существовать для роста внутреннего спроса в следующем периоде (в сбалансированной модели развития), особенно актуальной выглядит задача повышения инвестиционной привлекательности российской экономики для инвесторов III типа.
В этих условиях инвестиционная стратегия должна существенно измениться:
1) Необходимо
изменить подходы к
2) Перенос акцента на инвесторов, заинтересованных в доступе к компетенциям, соответствует общей задаче модернизационного развития и способен компенсировать снижение привлекательности России для инвесторов II типа (ориентация на доступ к рынкам) в связи со снижением доходности таких инвестиций, вызванного предполагаемым снижением темпов роста внутреннего
спроса. Такая
стратегия потребует изменений:
инвесторов III типа в большей степени
интересует качество деловой среды,
защищенность инвестиций (в связи
с более низкой доходностью), стоимость
рабочей силы и ее качество, инновационный
потенциал, инфраструктура.
3. В контексте этих задач необходимо:
· разработать систему юридических мер, повышающих защищенность инвестиций (в том числе – признание решений иностранных арбитражных судов в случае, если они признавались участниками спора на момент совершения сделки),
· создать Национальный совет по инвестициям при Правительстве Российской Федерации, ввести должность Уполномоченного по правам инвесторов (см. ниже),
· разработать систему
стимулирующих мер для субъектов РФ в
рамках существующих программ поддержки
регионов.
Задачей Национального совета по инвестициям должна стать организация экспертизы и оценки всех новых нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов.
В обязанности Уполномоченного по защите прав инвесторов должно входить выявление ключевых проблем и оперативное реагирование на возникающие конфликты, контроль ситуации с инвестиционным климатом в регионах Российской Федерации, законодательстве и судебной практике.
Меры по улучшению инвестиционного климата в регионах подразумевают разработку системы мер, стимулирующую улучшение инвестиционного климата в регионах; прежде всего, представляется целесообразным увязать динамику привлечения инвестиций с формулой предоставления средств из федерального бюджета в рамках программ поддержки регионов; также представляется важным поощрять создание в структуре регионального правительства Агентства по привлечению инвестиций (отсутствие Агентства или результатов его деятельности будет демонстрировать реальное внимание, уделяемое проблеме в данном регионе).
Информация о работе Основные направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»