Организация создания совместных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Также пересматриваются достоинства и недостатки народного хозяйства, промышленности, ищутся и изучаются новые перспективные направления и формы деятельности. В этих условиях особенного внимания заслуживают попытки привлечения в страну прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, цель и этапы развития совместных предприятий……………….4
Формы совместных предприятий……………………………………………..9
Экономические основы функционирования совместных предприятий…..11
Организация создания совместных предприятий…………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

3 Экономические основы функционирования совместных предприятий

 

В качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта СП имеют уставный фонд учредительного капитала, который образуется за счет первоначальных и дополнительных взносов  их участников. Вклад в уставный фонд можно внести в виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме знаний, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Как правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и оборудования, лицензий и т.д. и оценивается как в российской, так и в иностранной валюте с перерасчетом последнего в рубли по официальному валютному курсу на день подписания договора о создании совместного предприятия. Российский участник чаще всего предоставляет в уставный фонд СП землю, природные ресурсы, здания и сооружения. Вклад российского партнера в уставный фонд оценивается в том же порядке, что и зарубежного. При этом стоимость материальных ценностей обеих сторон определяется по договорным ценам с учетом цен мирового рынка. Если таковые отсутствуют, то стоимость вносимого имущества устанавливается по согласованию сторон.

Совместные предприятия отличаются не только видами вкладов, но и соотношением долей собственности их участников. Первоначально законодательством нашей страны предусматривалось, что доля российской стороны в уставном фонде учредительного капитала должна составлять не менее 51%. В настоящее время же российская сторона соглашается на значительно меньшее участие своего капитала в совместных предприятиях. Ведь контроль над компанией определяется не только уровнем участия в капитале, но и тем, кто поставляет оборудование, запасные части, технологию, другие факторы производства. Кроме того, не всегда имеет смысл брать на себя большую часть ответственности, особенно на выходе с новыми товарами на внешние рынки. Наконец, надо учитывать тот факт, что зарубежного партнера волнует не столько соотношение долей собственности, сколько законодательные гарантии свободного ее изъятия, вывоза прибылей, общепринятые способы решения споров и другие практические вопросы.

Сформированный учредительный капитал – фундамент финансовой деятельности совместного предприятия. Он может периодически пополняться специальными отчислениями прибыли от собственной производственной или коммерческой деятельности СП.

СП имеют самостоятельный баланс, они функционируют на основе коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они самостоятельно разрабатывают и осуществляют программы производственной деятельности и организуют сбыт своей продукции. Совместные предприятия по своим обязательствам сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство не несет ответственности за результаты их деятельности. Но их имущество подлежит обязательному страхованию и охраняется существующим законодательством, не может быть временно изъято государством или принудительно отчуждено за плату.

Систему функционирования СП определяет выработанный их участниками порядок  распределения доходов. После уплаты предусмотренных государством налогов, а также отчислений в резервный  фонд и фонды социального и  производственного развития полученная предприятием прибыль распределяется в соответствии с условиями соглашения: в паевых товариществах – по долям внесенного имущества, в акционерных обществах – по акциям, а в контрактных соглашениях – по договоренности. Россия предоставляет зарубежным партнерам возможность беспрепятственно переводить всю долю полученной прибыли за границу в иностранной валюте. При этом все валютные расходы СП должны осуществляться за счет средств, полученных от реализации продукции на внешнем рынке.

Важным аспектом управления СП является обеспечение их высококвалифицированными кадрами. Труд с совместных предприятиях требует специальной подготовки даже от тех россиян, которые получили внешнеторговое образование.

Другая важная сторона управления совместными предприятиями – разделение руководящих функций между партнерами. От него в большой степени зависит общий результат деятельности предприятия и обеспечение интересов каждого его работника. Поэтому решение этой проблемы тщательно регулируется. Оперативной деятельностью СП занимается дирекция, которая состоит из российских и иностранных граждан. При этом председателем правления и генеральным директором совместного предприятия не обязательно должны быть граждане РФ.

Необходимой экономической предпосылкой организации эффективных совместных предприятий сейчас является хорошее знание производственных и социальных возможностей национальной экономики, текущих и перспективных проблем развития производства. Эффект получает тот, кто может полнее судить о конкретном состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс международных экономических отношений. Хорошо продуманная и экономически обоснованная государственная стратегия формирования СП есть непременное условие их быстрого создания и бесперебойного функционирования.

Функционирование же СП – это  долгосрочное дело, которое должно обеспечить повышение эффективности  экономики и способствовать ее более  активному включению в систему  международных экономических отношений. В связи с такой перспективой важным экономическим и социальным фактором становится выбор российским предприятием надежного и выгодного зарубежного партнера. Российскому предприятию с самого начала надо определить требования, которые оно хочет удовлетворить с помощью совместной деятельности с иностранной фирмой. Продумав систему конкретных целей, отечественное предприятие может предложить зарубежным компаниям обсудить возможность сотрудничества или проявить инициативу и самому осуществлять подобные связи через торговые палаты, ярмарки, контрактные биржи и т.д.

Как известно, одна из главных экономических  проблем состоит в выяснении  соотношения форм собственности  на предприятие и эффективности  производства и связь с этим соотношением социального вопроса. Возникает  эта проблема и на СП, так как трудовые отношения регулируются не местным законодательством, а условиями контрактов. Но в то же время практика показывает, что функционирование совместных предприятий не привело к каким-либо крупным социальным потрясениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Организация создания совместных предприятий

 

Сотрудничество в форме совместных предприятий объективно является сложным  видом международной кооперации, что, естественно, порождает ряд  проблем уже с первых шагов  создания СП. Успех решения многих проблем будет зависеть от того, как будет организован этот процесс.

Процесс создания СП можно представить  в виде последовательности этапов:

    1. Оценка целей создания СП.
    2. Оценка адекватности СП как целереализующей системы.
    3. Поиск и выбор партнеров.
    4. Начало переговоров и подготовка протокола о намерениях.
    5. Проведение технико-экономического исследования.
    6. Подготовка учредительных документов.

Начальный этап – постановка целей, для достижения которых выбирается эти форма международного сотрудничества. Несмотря на кажущуюся простоту, этап целеполагания относится к разряду трудных и ответственных этапов разработки проекта СП. От того, насколько правильно определены цели создания СП, во многом зависит успех будущей работы.

Трудность этапа постановки целей  связана с его слабой структуризованностью и невозможностью выработки общих рекомендаций. Для каждого конкретного случая создания СП этот этап является результирующим большого количества факторов, носит творческий характер и протекает по-своему. Однако во всех случаях необходимо учитывать общие народнохозяйственные цели, которые определены нормативными документами.

После того, как сформулированы конкретные цели создания СП, необходимо убедиться  в том, что рассматриваемая форма  хозяйствования является эффективным  инструментом их достижения. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что на практике в условиях активной пропаганды международного сотрудничества у ряда хозяйственных руководителей складывается впечатление, что создание СП – универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед нашей экономикой. На самом деле совместное предприятие имеет как преимущества, так и недостатки, а, следовательно, и определенные границы для эффективного применения.

Итак, лишь убедившись в том, что  создание СП является эффективной формой достижения поставленных целей, можно переходить к следующему этапу, связанному с поиском и выбором иностранного партнера.

В мировой практике распространено создание СП как бы в продолжение  ранее уже существовавших форм более  простых форм сотрудничества. При этом, естественно, не возникает проблема поиска партнера.

Большинство российских учредителей  СП сталкивается с проблемой поиска иностранного партнера, а в случае, когда поступает несколько предложений, - и с проблемой выбора наилучшего партнера. Решение указанных проблем может осуществляться собственными силами либо с помощью организаций-посредников, специализирующихся в этой области.

Достаточно простой путь – прибегнуть к услугам организации, оказывающей  услуги по созданию СП. Более сложный  – самостоятельное осуществление поиска, активного или пассивного.

При активном поиске учредитель сам  тем или иным образом выходит  на иностранные фирмы, которые являются потенциальными партнерами для создания СП. Наиболее благоприятная для этого  среда – форумы, ярмарки, выставки и т.п. При пассивном поиске учредитель объявляет о желании создать СП и ждет предложений от возможных партнеров.

Эффективность активного поиска во многом зависит от возможности получения  информации о зарубежных фирмах, которые  могут представлять интерес в качестве партнера. Количество фирм огромно, и возникает проблема сужения области поиска по географическому признаку, по стране нахождения, по отраслевой промышленности и т.д.

Организация пассивного поиска связана  с подготовкой информации о предполагаемом проекте создания СП и выбором способа ее распространения. Объем передаваемых сведений может колебаться от краткого предложения заинтересованным фирмам вступить в контакт с учредителем до развернутой информации по проекту, представленной в специальной форме.

Предложения в краткой форме  обычно готовятся для передачи с  помощью средств массовой информации. Развернутая информация по проекту  доводится до конкретных фирм и включает: название проекта, общие сведения о  проекте (организация-учредитель, предмет деятельности, степень проработанности проекта учредителем, наличие необходимых согласований, место расположения СП), основные показатели проекта (расчетная мощность предприятия, примерная производительная программа, сведения о поставках сырья и полуфабрикатов, потребность в электроснабжении, воде и др.), характеристику внутреннего и внешнего рынков, предполагаемую структуру сбыта продукции (доля продукции, поставляемой на внутренний и внешний рынок), какой вклад ожидается от иностранного партнера (инвестирование  денежных средств, передача технологии, предоставление лицензий), поставка оборудования и т.п.

Если характер проекта позволяет  рассчитывать на большой интерес  со стороны иностранных фирм, например, проект совместной добычи полезных ископаемых, можно организовать тендер, международный торг, проведение которого даст возможность учредителю создать предприятие на более выгодных условиях.

Если претендентов на роль партнера в совместном предприятии оказывается  больше, чем необходимо, возникает  проблема выбора самых предпочтительных. Решение этой проблемы целесообразно начать с оценки финансового положения каждого из претендентов, чтобы иметь дело с фирмами, внушающими доверие. Для этого необходимо навести справки, используя возможности внешнеторговых организаций, загранаппарата, банковские каналы.

После того, как произведен выбор  иностранного партнера (партнеров) для  создания СП, начинается процесс переговоров  и подготовки учредительных документов, необходимых для регистрации. Поскольку  СП представляется собой союз, основанный на балансе интересов участвующих в нем сторон, то важно в начальной стадии переговоров выяснить интересы иностранного учредителя СП. Мировой опыт подсказывает, что более частыми мотивами участия иностранных инвесторов в создании СП являются:

    • долгосрочная гарантия сбыта продукции на внутреннем рынке, обеспечиваемая местным партнером;
    • использование свободных капиталов для увеличения получаемой прибыли;
    • снижение издержек производства и укрепление конкурентных позиций на внешних рынках;
    • установление более тесных связей с местным партнером, обеспечивающих получение льгот и защищающих от возможных дискриминационных действий властей;
    • благоприятные финансовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности.

Однако, как показывает практика создания СП в нашей стране, не всеми иностранными предпринимателями движут благовидные мотивы, и вместо баланса интересов они стремятся к получению односторонней выгоды и достижению целей, не связанных с предметом деятельности СП. В качестве примеров таких действий могут быть названы:

    • осуществление своего вклада в уставный фонд за счет некачественной, залежавшейся продукции;
    • использование неинформированности партнера для завышения денежной оценки своего вклада в уставный фонд и т.д.

Важно выявить мотивы иностранной фирмы, противоречащие интересам российской стороны, на начальной стадии переговоров, с тем, чтобы предотвратить возможный ущерб в будущем.

Информация о работе Организация создания совместных предприятий