Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:54, курсовая работа
Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают этот процесс с позиций воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров. Они определяют важность ее формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная дивидендная политика для российских акционерных обществ, что подчеркивает актуальность темы исследования.
Введение 3
Дивидендная политика компании 5
Дивидендная политика как часть финансовой стратегии 5
Процесс формирования дивидендной политики 7
Теория и практика дивидендных выплат 10
Основные методики дивидендных выплат 10
Сравнительный анализ дивидендных выплат в Российской федерации на примере нефтегазовой отрасли 16
Заключение 22
Список литературы 24
по дисциплине «Финансовая политика компании»
Москва
– 2012
Оглавление
Стр.
Введение 3
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 25
Введение
Любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период, отсюда следует, что прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Дивидендные выплаты акционерам, т.е. собственникам акционерного общества, являются одним из таких направлений распределения чистой прибыли. Следственно, возникает необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм нормирования распределения чистой прибыли общества.
Не существует единого мнения, насколько важна дивидендная политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. По убеждению одной группы зарубежных ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.), решение о величине выплачиваемых дивидендов не влияет на рыночную цену акций компании и, следовательно, на благосостояние ее акционеров, поэтому дивиденды платить необязательно. Однако М.Гордон, Дж.Линтнер и др. склонны считать, что акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на акции, увеличению их курсовой стоимости и, в конечном итоге, росту благосостояния акционеров. Третья группа зарубежных ученых (Р.Литценбергер, К.Рамасвами и др.) выявляет взаимосвязь дивидендной политики и уровня налогообложения. При большем налогообложении дивидендов по сравнению с налогообложением доходов от прироста капитала, предприятию следует минимизировать дивиденды, а чистую прибыль направлять в перспективные инвестиционные проекты. 1
Разнообразные
теоретические подходы к
Дивидендная политика компании
Дивидендная
политика как часть
финансовой стратегии
Дивиденд - это форма текущего дохода акционеров, который возникает в процессе распределения чистой прибыли акционерного общества и зависит от доли собственности акционеров, их предпочтений, а также от факторов, влияющих на деятельность предприятия.
Дивидендная политика АО - это часть его финансовой политики, направленная на максимальную капитализацию прибыли от основной деятельности при условии сохранения дивидендов на таком уровне, который бы обеспечивал по возможности место на биржевом рынке, поддерживал интерес инвесторов к нему, служил гарантией у кредиторов.
Из определения следует, что реализация дивидендной политики направлена на решение различных задач:
-
установление определенного
-
максимизация собственности
- повышение курсовой стоимости акций;
-
стабильность дивидендных
- сигнализирование о стабильности финансового состояния предприятия;
-
определение наиболее выгодной
для всех участников формы
выплаты (наличными деньгами, акциями,
имуществом акционерного
Исходя из задач, основную цель разработки дивидендной политики можно определить как установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Ключевой
вопрос при выборе дивидендной политики
- это нахождение точки обеспечивающей
как максимизацию совокупного богатства
акционеров, так и достаточное
финансирование деятельности предприятия.
Нахождение оптимальной дивидендной
политики - исключительно трудная
задача: необходимо найти баланс между
текущими дивидендами и будущим
ростом, который максимизировал бы
цену акций предприятия. Сложность
заключается еще в том, что
оптимальная дивидендная
Дивидендная политика оказывает влияние на положение компании на рынке капитала (поскольку акции обращаются именно там), на средневзвешенную стоимость капитала акционерного общества (поскольку дивиденды есть стоимость акционерного капитала), на благосостояние акционеров и долю реинвестируемой прибыли (поскольку выплачивая дивиденды, предприятие отказывается от нераспределенной прибыли).2
Процесс
формирования дивидендной
политики
На
практике процесс формирования дивидендной
политики многосложен и включает
в себя несколько основных этапов,
которые акционерному обществу необходимо
структурировать следующим
На первом этапе нужно
На втором этапе формирования дивидендной политики акционерного общества, с учетом оценки вышеперечисленных факторов и в соответствии со стратегией предприятия, необходимо выбрать тип дивидендной политики (консервативная, умеренная, агрессивная) и подтип дивидендной политики (дивиденды по остаточному принципу, фиксированные дивиденды, фиксированные и экстра дивиденды, постоянные дивиденды к прибыли или постоянно растущие дивиденды).
На
третьем этапе следует
На
четвертом этапе формирования дивидендной
политики необходимо определить уровень
дивидендных выплат и размер дивиденда
на акцию. Если акционерный капитал
предприятия состоит из обыкновенных
и привилегированных акций, общий
фонд дивидендных выплат складывается
из фонда выплат по привилегированным
акциям и фонда по обыкновенным акциям.
При этом фонд дивидендных выплат
по обыкновенным акциям и дивиденд
на акцию устанавливаются после
формирования фонда выплат по привилегированным
акциям, поскольку, согласно национальному
законодательству, владельцы привилегированных
акций имеют право на первоочередное
получение дивидендов по сравнению
с владельцами обыкновенных акций.
Если же акционерный капитал
В
процессе формирования дивидендной
политики определяющим моментом является
выбор методики выплаты дивидендов,
поэтому необходимо проведение анализа
существующих в мировой практике
методик с точки зрения их соответствия
современным экономическим
Теория и практика дивидендных выплат
Основные
методики дивидендных
выплат
С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются следующие теории.
1.
Теория независимости
В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, данная теория стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики.4
2.
Теория предпочтительности
Однако
противники этой теории утверждают, что
в большинстве случаев
3.
Теория минимизации дивидендов (или
«теория налоговых
Однако
такой подход к дивидендной политике
не устраивает многочисленных мелких
акционеров с низким уровнем доходов,
постоянно нуждающихся в
4. Сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов.
Информация о работе Оценка практики дивидендных выплат в российских компаниях