Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:20, доклад
Основа любого бизнеса — люди. Причем не только умеющие с успехом генерировать новые идеи и вдохновлять на их исполнение, но и степень общей вовлеченности сотрудников в деятельность компании. По Эдвинссону и Мэлоуну: «Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента».
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.
Ваганян О.Г.
предлагает следующую методику оценки
эффективности инвестиций в интеллектуальный
капитал коммерческих организаций.
В связи с тем, что взаимодействие
отдельных элементов
Z = Х2—Х1 / Y
Z - коэффициент эффективности инвестиций;
X2 - величина интеллектуального капитала в конце периода;
X1 - величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y - инвестиции
в интеллектуальный капитал
Для подсчета
величины Y рекомендуется учитывать
следующие составляющие: затраты
на исследования и разработки (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Инвестиции
в образование работника
Yn = X0 + RCn,
где Yn - заработки человека, имеющего п лет образования;
Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;
R - текущая
норма отдачи вложений в
Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.
После процедуры
определения издержек образования
и выгод от его получения производят
сравнение величин выгод с
величиной издержек, приведенных
к одному моменту времени путем
дисконтирования. Разность между дисконтированными
величинами выгод и издержек дает
чистую приведенную стоимость
где NPV - чистая приведенная стоимость;
Bt - доход от образования в момент времени t;
Сt - издержки обучения в момент времени t;
п - число периодов времени;
i - норма процента.
Здесь необходимо
учитывать то, что величина приведенной
стоимости пожизненных
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:
где г - внутренняя норма отдачи.
Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:
где t - возраст человека;
Et - прирост заработной платы человека после получения высшего образования в возрасте t;
Сt - издержки получения высшего образования человека в возрасте t;
n - возраст,
в котором индивид начал
N - возраст, в котором человек прекращает свою трудовую деятельность, уходя на пенсию;
r - норма прибыли на высшее образование.
В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:
r = (DB – Dc) / Со, где
DB - пожизненные
заработки лиц с высшим
Dc - пожизненные заработки лиц со средним образованием;
Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование. [2, с. 248].
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23 %, среднего - 15 %, а отдача высшего - 11 %. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода (ОЭСР) социальная отдача начального образования равна 14 %, среднего - 10 %, высшего - 8 %.
Отметим, что при разработке государственной политики в области образования ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8 % при оценке проектов в области общественного образования.
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16 %, а вторых - 11 %. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование [7].
Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания. Всемирно известная компания «Дюпон» провозгласила четыре ключевых стратегических направления развития:
1. инвестиции в своих работников;
2. широкое
присутствие фирмы в деловых
и производственных кругах
3. масштабные
научные исследования и опытно-
4. приверженность высоким этическим стандартам, охране труда, безопасности, сбережению окружающей среды [4].
В Японии развитие
человеческого капитала рассматривается
как приоритетное направление информационно-
Анализ инвестиций в человеческий капитал г. Пензы показал следующее. Несмотря на то, что, во-первых, инвестиции носят сугубо индивидуальный характер, во-вторых, многие компании считают инвестиции в человеческий капитал рискованными, так как имеет место возможность перехода высококвалифицированных специалистов в другую компанию, тем не менее, большинство компаний осуществляет инвестирование в человеческий капитал, что позволяет обеспечивать доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала.
В заключении можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Список литературы:
1. Ваганян О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала коммерческих организаций //Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 2008.
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992.
4. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия.// Менеджмент в России и за рубежом, 2005, №3, с. 29-37.
5. Сулейманова Л.Ш. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции// Вестник ТИСБИ, 2005, №1.
6. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала/Як Фитц-енц; пер. с англ.:[Меньшикова М.С.,Леонова Ю.П.]; под общ. Ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2006.
Информация о работе Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал