Методы финансирования инвестиций

Автор: Божок Яна, 30 Мая 2010 в 13:58, реферат

Описание работы

Обоснование стратегии финансирования инвестиционного проекта предполагает выбор методов финансирования, определение источников финансирования инвестиций и их структуры.
Метод финансирования инвестиционного проекта выступает как способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта.
В качестве методов финансирования инвестиционных проектов могут рассматриваться:
самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
акционирование, а также иные формы долевого финансирования;
кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
лизинг;
бюджетное финансирование;
смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов;
проектное финансирование.

Содержание

Введение 3
Внутреннее финансирование (самофинансирование). 4
Акционирование (а также паевые и иные взносы в уставный капитал). 5
Кредитное финансирование. 10
Лизинг 14
Бюджетное финансирование 19
Проектное финансирование 20
Выводы 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Реферат. Методы финансирования инвестиций_0.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

    Оперативный лизинг имеет место при сдаче имущества в аренду на период, значительно меньший, чем срок амортизации (как правило, на срок от двух до пяти лет). Объектом такого лизинга обычно является оборудование с высокими темпами морального старения, оборудование, требующееся на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование); новое, непроверенное оборудование или оборудование, предполагающее специальное техническое обслуживание. При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Риск потерь от порчи или утери имущества лежит главным образом на лизингодателе.

    Финансовый  лизинг предусматривает выплату в течение периода действия контракта лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Финансовый лизинг требует больших капитальных затрат и осуществляется в сотрудничестве с банками.

    В зависимости от особенностей организации  отношений между лизингополучателем и лизингодателем различают прямой, косвенный и возвратный лизинг. По способам предоставления выделяют срочный и возобновляемый лизинг. При срочном лизинге договор заключается на определенный срок, а при возобновляемом (ролловерном) — договор лизинга возобновляется по истечении первого срока договора.

    В зависимости от объекта аренды различают  лизинг движимого и недвижимого имущества. Наиболее распространенной формой является лизинг движимого имущества.

    По  объему обслуживания выделяют: чистый лизинг, при котором обслуживание передаваемого имущества берет на себя лизингополучатель; лизинг с полным набором услуг, когда полное обслуживание объекта сделки возлагается на лизингодателя; лизинг с частичным набором услуг, при котором на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию предмета лизинга.

    В зависимости от места осуществления  лизинговых операций выделяют: внутренний лизинг, когда все субъекты сделки представляют одну страну, и внешний лизинг, когда одна из сторон или все стороны принадлежат разным странам, а также, если одна из сторон является совместным предприятием

    В зависимости от места осуществления  лизинговых операций выделяют: внутренний лизинг, когда все субъекты сделки представляют одну страну, и внешний лизинг, когда одна из сторон или все стороны принадлежат разным странам, а также, если одна из сторон является совместным предприятием. Внешний лизинг может быть экспортным и импортным. При экспортном лизинге зарубежной страной является лизингополучатель, а при импортном — лизингодатель.

      При выборе лизинга как метода финансирования инвестиционного проекта предприятию  — потенциальному лизингополучателю  целесообразно рассмотреть альтернативные варианты финансирования инвестиционного  проекта, предусматривающие приобретение того же имущества за счет собственных средств или в кредит.

    При сравнении лизинга и альтернативных вариантов финансирования инвестиционного  проекта необходимо учесть не только налоговые экономии и стоимость  услуг, но и привести их к текущей  стоимости путем дисконтирования.

    Эффективность использования лизинга для лизингополучателя  можно определить путем расчета  чистого дисконтированного дохода с учетом корректировок на налоговые  льготы и налоговые выплаты 

    Бюджетное финансирование

    Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

    В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных  инвестиционных программ (Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых инвестиционных программ.

    Приоритетные  секторы, для которых необходима государственная поддержка в  реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам.

    Ведомственные целевые инвестиционные программы  предусматривают реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие отраслей и подотраслей экономики.

    Региональные  и муниципальные целевые инвестиционные программы предназначены для  реализации приоритетных направлений социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях соответственно.

    Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования инвестиционных программ, включаются в состав расходов бюджета соответствующего уровня. Предоставление государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

    Формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, определяются характером экономических  задач, решаемых в рамках конкретного  периода развития страны.

    Начиная с 2008 г., в соответствии с изменением бюджетного законодательства, бюджетные кредиты могут выдаваться частным инвесторам в виде целевых иностранных кредитов. Осуществляется переход к бюджетному финансированию инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

    Инвестиционный  фонд РФ создан для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное  значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Основные направления государственной  поддержки за счет средств данного фонда связаны с модернизацией некоммерческой инфраструктуры, основных фондов и технологий, относящихся к стратегическим приоритетам государства, созданием и развитием российской инновационной системы, обеспечением институциональных преобразований. Порядок формирования Инвестиционного фонда РФ, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет его средств определены Положением об Инвестиционном фонде РФ. Финансовая поддержка проектов, прошедших конкурсный отбор, предполагает использование таких форм, как: софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности государства, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий.

    Контроль за реализацией указанных проектов будет осуществлять государственный финансовый институт — Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Банк должен сосредоточить бюджетные источники финансирования инвестиций, возникшие в результате формирования новых организационных форм (Инвестиционного фонда, Венчурного фонда и др.). Он будет осуществлять поддержку капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, предоставлять долгосрочные инвестиционные кредиты, участвовать в экспертизе инвестиционных проектов, синдицированном кредитовании, предоставлять гарантии коммерческим банкам по кредитам.

    Проектное финансирование

    Под проектным финансированием в международной практике понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.

    Особенностью  этой формы финансирования является также возможность совмещения различных  видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В  отличие от традиционной кредитной  сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

    Первоначально финансированием инвестиционных проектов занимались крупнейшие американские и  канадские банки. В настоящее  время эта сфера деятельности освоена банками всех развитых стран, при этом лидерствующие позиции принадлежат банкам Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции и Японии. Активно участвуют в финансировании инвестиционных проектов международные финансовые институты, в частности МБРР и ЕБРР.

    Проектное финансирование характеризуется широким составом кредиторов, что обусловливает возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные финансовые институты — банки-агенты. В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ведущих мировых инвестиционных банков.

    Финансирование  капиталоемких проектов связано  с повышенными рисками. Как правило, возможности отдельных банков в  кредитовании таких проектов ограниченны, и они редко принимают на себя риски их финансирования. Следует учитывать также, что банковские законодательства различных стран, в том числе и России, устанавливают определенные пределы суммарных кредитных рисков на одного заемщика для банков. Действуя в рамках системы управления рисками, банки стремятся диверсифицировать риски своих инвестиционных портфелей, используя различные организационные схемы, в рамках которых снижение рисков достигается путем их распределения между банками. В зависимости от способа построения таких схем проектного финансирования выделяют параллельное и последовательное финансирование.

    Параллельное (совместное) финансирование включает две основные формы:

  • независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта;
  • софинансирование, когда создается банковский консорциум (синдикат). Участие каждого банка лимитировано определенным объемом кредита и консорциума (синдиката). Подготовку и подписание кредитного соглашения осуществляет банк-менеджер; в дальнейшем контроль за осуществлением кредитного соглашения (а нередко и реализацией инвестиционного проекта), необходимые расчетные операции осуществляет специальный банк-агент из состава консорциума (синдиката), получая за это комиссионное вознаграждение.

    При последовательном финансировании в схеме участвует крупный банк — инициатор кредитного соглашения и банки-партнеры. Крупный банк, имеющий значительный кредитный потенциал, высокую репутацию, опытных экспертов в области инвестиционного проектирования, получает кредитную заявку, оценивает проект, разрабатывает кредитный договор и предоставляет кредит. Однако даже крупный банк не может профинансировать ряд масштабных проекты без ухудшения состояния своего баланса. Поэтому после выдачи займа предприятию банк-инициатор передает свои требования по задолженности другому кредитору или кредиторам, получая комиссионное вознаграждение, и снимает дебиторскую задолженность со своего баланса. Другой способ передачи требований банками-организаторами предполагает размещение кредита среди инвесторов — секьюритизацию. Банк-организатор осуществляет продажу дебиторской задолженности по выданному кредиту трастовым компаниям, которые выпускают под нее ценные бумаги и с помощью инвестиционных банков размещают ценные бумаги среди инвесторов. Средства, поступающие от заемщика в счет погашения задолженности, зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. При наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу ценные бумаги. Зачастую банк-организатор продолжает обслуживать кредитную сделку, осуществляя инкассацию платежей, поступающих от заемщика.

Информация о работе Методы финансирования инвестиций