Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:47, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие правового регулирования лизинга по законодательству Республики Казахстан.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую и юридическую основу лизинга;
- рассмотреть лизинговые операции в Республике Казахстан;
- предложить пути совершенствования лизинга в РК.
Введение
Глава 1. Понятие и экономическое значение лизинга
§1. Сущность экономической категории «лизинг»
§2. Субъекты лизинга и лизинговая деятельность
§3. Предмет лизинга
§4. Разновидности лизинг
§5. Отличие лизинга от аренды. Преимущества лизинга
Глава 2. Развитие лизинга в Российской Федерации
§1. Становление лизинга в России
§2. Нормативное регулирование лизинга в РФ
§3. Современное состояние лизингового рынка в России
§4. Модельные расчеты лизинговой сделки
Заключение
Список литературы
7. В зависимости от
географического фактора
Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный. При экспортном лизингерезидентом иностранного государства является лизингополучатель, а при импортном лизинге — лизингодатель. Для России в настоящее время характерен импортный лизинг.
8. По виду лизинговых платежей выделяют лизинг с денежным платежом (денежный), когда все расчеты между участниками сделки осуществляются только в денежной форме; лизинг с компенсационным платежом (компенсационный), при котором услуги лизингодателя оплачиваются либо поставками товаров, произведенных с использованием лизингового имущества, либо встречными услугами; лизинг со смешанным платежом (смешанный), когда применяется сочетание денежной и компенсационной форм расчетов. В Российской практике лизинговые договора очень часто строятся по схеме компенсационного лизинга.
9. По суммарному размеру
лизинговых платежей за весь
срок действия договора
Мелкий лизинг (до 50000$) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное оборудование, т.е. незадействованное в процессе производства оборудование - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы безопасности, оснащение офисных помещений.
В настоящее время в России рынок мелких лизинговых сделок ограничен. Лизинговые компании очень неохотно занимаются мелкими сделками, поскольку при обычном подходе объем работы по оформлению и исполнению любой мелкой сделки не намного меньше, чем объем работы по средней сделке, в то время как масса прибыли гораздо меньше.
Между тем в развитых странах сектор мелких сделок является заметной частью лизинговой индустрии, хотя, например, в Великобритании в самом начале своего становления лизинговые компании ориентировались только на крупные и гораздо реже - средние сделки, как это происходит сегодня в России. Сегодня причина, по которой лизинговые компании стали работать в этом секторе, заключается в том, что они научились работать на нем: заключая большое количество мелких сделок, они получают относительно менее рискованный бизнес, приносящий повышенную норму прибыли.
Стандартный лизинг располагается в диапазоне 50000$-40 млн.$, что соответствует цене таких популярных видов оборудования, как мини-пекарни, завод по разливу воды и др.
Крупные лизинговые сделки (от 40-50 млн.$) ориентированы на объекты, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создать для отдельных заказчиков специальные финансовые схемы. [6]
В России в отличие от развитых стран рынок крупных лизинговых сделок практически не существует.
В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.
§5. Отличие лизинга от аренды. Преимущества лизинга
Лизинг имеет определенное сходство с арендой. Например, при обычной аренде имущества арендодатель точно так же передает его во временное владение и пользование арендатору за определенное вознаграждение.
Однако лизинг является самостоятельным видом договорных отношений и обладает целым рядом характерных особенностей, отличающих его от аренды.
Во-первых, лизинг отличается от аренды тем, что в сделке, как правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имущества. При аренде же взаимодействуют только два участника: арендодатель и арендатор.
Во-вторых, предметом договора лизинга является специально приобретенное, а в некоторых случаях даже специально изготовленное имущество. В аренду же обычно сдается имущество, которым арендатор располагает на момент заключения сделки.
В-третьих, выбор необходимого лизингового имущества и его поставщика осуществляется самим лизингополучателем.
В-четвертых, важной отличительной чертой лизинга является невозможность внесения изменений в установленный договором срок, в течение которого стороны обладают гарантированным правовым статусом. Объясняется это тем, что срок договора обязательно соизмеряется с нормативным сроком службы имущества и лежит в основе расчета лизинговых платежей.[8]
Наконец, лизингополучатель в отличие от арендатора может выкупать лизинговое имущество по окончании срока действия договора по заранее согласованной цене.
С помощью лизинга смягчается
проблема ограниченности ликвидных
средств, затраты на приобретение оборудования
равномерно распределяются на весь срок
действия договора. Высвобождаются средства
для вложения в другие виды активов.
Лизингополучатель может
Лизинговые платежи относятся
на себестоимость продукции, что
существенно уменьшает
Практически на условиях лизинга
можно получить объект лизинга «под
ключ», предоставив осуществление
всех формальностей лизинговой компании,
и благодаря этому
Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит на лизингодателе. Лизингополучатель же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.
Подводя итоги можно сказать,
что лизинг является сложной формой
предпринимательской и
Глава 2. Развитие лизинга в Российской Федерации
§1. Становление лизинга в России
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.
В 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Так, например, разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в том, что в соответствии с условиями контракта, заключаемого “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.
Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.
В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания “Дальлизинг” (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение “РОССИЯ” (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания “Ярославтехлизинг”, а в Санкт-Петербурге — компания “Балтийский лизинг”.
В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания “Петролизинг”, а в 1992 г. в Москве — компании “Лизингбизнес”, “Межсбер-Юраско лизинг”, “Промстройлизинг”. В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания (“РГ Лизинг”) и Русская авиационная акционерная лизинговая компания “Аэролизинг”, а в Пензе — компания “Лизинком”.
В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка.
Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране. [1]
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.
Государственная поддержка
способствовала активизации лизинговой
деятельности в стране. Увеличивалось
число лизинговых компаний, расширялся
спектр их услуг. Растущий интерес к
лизингу стали проявлять
В сентябре 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов. [9]
Внедрение инвестиционного механизма лизинга в экономику России закономерно. В период радикальных экономических реформ у нас в стране возникла огромная потребность в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. Устаревший парк машин и оборудования требовал реконструкции и замены. Сделать это в минимальные сроки можно было, только используя современные инвестиционные инструменты, одним из которых является лизинг. Несмотря на несовершенство Российского законодательства и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ.
§2. Нормативное регулирование лизинга в РФ
Информация о работе Лизинг как способ среднесрочного финансирования инвестиций