Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель предлагаемой курсовой работы - раскрыть особенности инвестиционной деятельности банков.
Предметом исследования является осуществление лизинговых операций с привлечением банка как одного из участников сделки.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по выбранной тематике, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Особенности деятельности банков на финансовом рынке России 5
1.1 Инвестиционная деятельность как составляющая часть финансового рынка 5
1.2 Инвестиционные банки как участники финансового рынка 7
1.3 Формирование и разработка объема банковских услуг 11
Глава 2. Лизинг как вид инвестиционной деятельности 15
2.1 Определение, сущность и функции лизинга 15
2.2 Управление рисками при лизинговых операциях 19
Глава 3. Эффективность лизинговых операций банка 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
- заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;
- уточненные объемы капиталовложений и строительно-монтажных работ.
В настоящий период очень незначительна доля инвестиций, обеспечиваемых за счет кредитов коммерческих банков. Вследствие длительной, высокой инфляции кредитные вложения банков направлялись главным образом на краткосрочные операции. В настоящее время номинальная ставка инвестиционного кредита находится на уровне 50-80%, так как в реальном выражении она отрицательна. Если снижение кредитных ставок коммерческого и инвестиционного кредита будет происходить более быстрыми темпами, чем инфляция, то банковское финансирование инвестиционных проектов может возрасти.
Для стратегического и тактического управления инвестиционной деятельностью в структуре банка создаются специальные фондовые отделы, которые разрабатывают:
- основные цели инвестиционной политики;
- примерный состав и структуру инвестиций;
- приемный уровень качества и сроки погашения ценных бумаг;
- основные требования к диверсификации структуры портфеля инвестиций;
- механизм корректировки состава портфеля;
- порядок доставки и хранения, механизм страхования;
- расчет потенциальных прибылей;
Численность работников фондового отдела зависит от величины портфеля ценных бумаг, выполняемых отделом, реализующим функции купли/продажи ценных бумаг, а также от типа и качества самих ценных бумаг, участвующих в формировании портфеля и его диверсификации.
Финансовые услуги банка - это новый вид банковских услуг, получивших наибольшее распространение в постсоветский период. Финансовые услуги включают трастовые, лизинговые и факторинговые, которые предоставляются различным клиентам, а также продажу пенсионных планов. [9, 87]
Многие банки столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к повышению доходности своих операций. Частичное разрешение данная проблема получила не только за счет увеличения числа предлагаемых клиентам услуг, но и качественной переоценки структуры операций с клиентами, снижение удельного веса ссудосберегающих операций и увеличение объемов операций с ценными бумагами, проводимых банками за счет клиентов и в их пользу. Быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, проектное финансирование, консультационные услуги. К указанному типу услуг можно отнести и услугу, связанную с доверительным управением портфелем инвестиций клиентов.
Рынок банковских услуг состоит из совокупности возможных потребителей банковских услуг со схожими потребностями в отношении конкретной банковской услуги и готовностью этими услугами воспользоваться. Чтобы определить целевой рынок банковских услуг, обычно рассматривают три возможности. [17, 239]
Первая возможность состоит в том, чтобы применить к конкретной банковской услуге возможности массового маркетинга, т.е. исходить из перспективы массового спроса конкретной банковской услуги без каких-то групп клиентов. Такую возможность в условиях достаточной концентрации банков в регионе предоставить трудно, но в принципе возможно там, где нет жесткой конкуренции со стороны банковских структур.
Тактика массового маркетинга опирается на использование одного базового плана маркетинга, реклама практически безадресная - она лишь информирует об услуге коммерческого банка. Расходы на рекламу и реализацию банковских услуг, как правило, при массовом маркетинге высоки - более всего из-за широты возможной клиентской базы.
Главная цель массового маркетинга - максимизировать объем реализуемых банковских услуг. Для удачного его использования необходимо, чтобы большая совокупность потенциальных клиентов банковской системы испытывала потребность в одиноковых свойствах банковских услуг - оформлении счета в банке, заключении депозитного договора и т. д. В условиях массового маркетинга весьма непросто убедить клиентов не иметь дела с конкурентами.
Вторая возможность связана с признанием неоднородности рынка банковских услуг, с наличием групп потребителей со схожими потребностями, приоритетами и т. д. В этом случае возникает альтернатива в политике банка - ориентироваться на какую-то группу потенциальных клиентов с концентрацией усилий именно на этой приоритетной группе. Тогда усилия по рекламе, реализации банковских услуг не будут расплывчаты - они получат четкую адресность и будут гораздо эффективнее. Банк найдет свою «нишу» и может максимизировать свою прибыль за счет обслуживания специализированной группы клиентов, став специалистом в конкретном направлении банковской деятельности и опережая за счет этого своих конкурентов.
Поскольку сегментация рынка банковских услуг нацеливает банк на узкую и специфическую группу клиентов, банку потребуется столь же специализированный план маркетинга, в котором при ограниченных ресурсах на рекламу и организационные проблемы закладывается более высокая прибыль и эффективность.
Третью возможность формирования целевого рынка банковских услуг можно связывать с использованием множественной сегментации, когда ориентиры в рыночной политике банка расширяются на 2-3 группы потребителей банковской услуги с подбором для них отличительной услуги по пассивным и активным кредитным операциям.
Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти от продукта, то есть выбрать определенный вид услуг и на основе имеющейся у него информации о клиентах определить, кто нуждается в этой услуге. Второй путь - это путь от потребностей клиента.
Сегменты рынка банковских услуг выделяются по самым различным признакам:
- применительно к каждому конкретному виду банковских услуг ( трастовым, ссудным, депозитным, ипотечным, лизинговым и т.д.);
- в зависимости от типа клиента ( физические лица, предприятия, общественные организации, банки-корреспонденты, иностранные компании и т.д.);
- с учетом экономического состояния потенциального клиента (богатые клиенты, клиенты со средним достатком, пенсионеры и т.д. - для физических лиц; в зависимости от объемного показателя - объема реализации, размера организации, привлекательности вида продукции и т.д. - для предприятий);
- географический признак используется чаще всего при формировании сети филиалов и для учета специфики предпочтений жителей разных регионов;
- с учетом стереотипов поведения разных групп возможных клиентов.
Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения капиталов или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что деятельность инвестиционных банков носит многоплановый характер. В связи с этим формирование системы инвестиционных банков является весьма важным моментом в обеспечении стабильности национальной экономики.
Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, предусматривающий инвестирование лизингодателем временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его лизингополучателю на условиях аренды. [15, с.39].
До настоящего времени единого установившегося понятия лизинг не существовало. В известной степени это является следствием различных взглядов на многогранные возможности этого инструмента.
Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении, что лизинг -- это специфическая форма имущественных взаимоотношений партнеров, возникающая в результате приобретения в собственность имущества одним из контрагентов (собственник) и последующем предоставлением этого имущества во временное пользование другому контрагенту (пользователю) за определенную компенсацию. [15, с.47].
Специфика лизинга заключается в том, что в рамках этой операции одновременно соединились экономический, правовой и технический аспекты, являющиеся, как правило, признаками самостоятельных коммерческих операций.
Этапы лизинговой сделки состоят в следующем:
- предоставление имущества во временное пользование;
- лизинговые платежи;
- приобретение имущества в собственность;
- выбор имущества и продавца.
В российском законодательстве предусмотрены следующие особенности лизинговых операций:
1) право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
2)лизингодатель приобретает в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставляет лизингополучателю имущество во временное владение и пользование;
3)лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
4) лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового имущества только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
5) лизинговое имущество передается продавцом непосредственно лизингополучателю;
6) риск случайной гибели или случайной порчи имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему этого имущества;
7) сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки;
8) лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами РФ, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами согласно законодательству РФ;
9) имущество, переданное в лизинг, в течении всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя;
10) лизингополучатель вправе предъявить продавцу требования, вытекающие из договора купли-продажи лизингового имущества;
11) лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом требований договора купли-продажи;
12) лизингополучатель не может расторгнуть договор купли-продажи лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока договора;
13) по соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться ускоренная амортизация лизингового имущества с коэффициентом не выше 3 с последующим уведомлением об этом налоговых органов.
С экономических позиций имущество передается в лизинг на определенный срок (срок лизинга) с условием его возвращения, за что собственник получает вознаграждение (лизинговые платежи). Таким образом, соблюдены все условия кредитных отношений: срочность, возвратность и платность. Учитывая, что основу лизинговой операции составляет передача имущества, а не денежных средств, присутствует признак инвестиционных отношений.
С правовой точки зрения лизинговая операция основана на отделении права собственности на имущество от права его использования. Таким образом, налицо признаки арендных отношений. И даже предоставление права выкупа имущества пользователем по окончании срока действия договора не изменяет существа отношений.
Технический аспект лизинговой операции заключается в том, что собственник, приобретая имущество для передачи в лизинг, как правило, не участвует в определении технико-технологических параметров имущества и в выборе продавца. Это является прерогативой пользователя с соответствующим перераспределением ответственности.
Все эти аспекты лизинга в значительной степени предопределяют сложность конструирования лизинговых операций.
Банки одними из первых оценили потенциал лизинга. Изначально он предоставлялся лишь как дополнительный, более гибкий инструмент кредитования, в определённых случаях более удобный как для банка, так и для заёмщика. Лизинговые сделки применялись при финансировании нестандартных проектов, привлекательных для банка, но не соответствовавших требованиям его кредитной политики. Главную роль для принятия решения банком в пользу финансирования таких проектов играет обусловленное лизинговой схемой наличие дополнительного обеспечения в виде самого объекта лизинга. Лизинговое финансирование удобнее и для многих заёмщиков, прежде всего благодаря большей доступности такого финансирования, налоговым льготам и возможности по желанию как учитывать объект лизинга на своём балансе, так и выставлять на балансе лизингодателя. Лизинг теперь не просто услуга банка, это и дополнительный способ привлечения клиентов в банк. Есть примеры, когда лизинговый бизнес становится основным направлением деятельности. Так, у банка «Авангард» инвестиции в лизинговой сделке составляют около 40% кредитного портфеля. Весьма заметными участниками рынка являются такие созданные при российских банках компании, как «Промсвязьлизинг», «Балтийский лизинг», «Альфа-Лизинг», «КМБ-Лизинг» и др. [20, 164]
Конкурентное преимущество на российском рынке заключается в гибкости подхода к клиентам. Многие крупные банки рассматривают лизинг как проектное финансирование, при котором практически нет стандартных условий.
Информация о работе Лизинг как форма инвестиционной деятельности банка