Конкурентоспособность инвестиционного климата Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Инвестиционный климат - понятие очень сложное, многоплановое. Правительство Казахстана уделяет значительное внимание таким направлениям, как инвестирование экономики регионов, выравнивание межрегиональных различий, преодоление кризисных явлений и отставания в экономическом развитии отдельных регионов. Поэтому Казахстан является наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ.

Содержание

1.Введение

2.Инвестиционная деятельность

3. Инвестиционное сотрудничество

4. Конкурентоспособность инвестиционного климата Республики Казахстан

5.Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 30.74 Кб (Скачать)

   4. Западная зона (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Западно-Казахстанская  области) - 16% общереспубликанского  потенциала. Прежде всего, это  зона нефтегазовых ресурсов и  нефтегазодобычи, роль которой  в экономике Казахстана постоянно  растет.

   5. Южная зона (Кызылординская, Жамбыльская  и Южно-Казахстанская области) - 11% общего потенциала. Здесь развиты  сельское хозяйство, нефтепереработка, пищевая и химическая промышленность, добывается золото и барит.

   Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как  уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная  власть. Она же в значительной степени  и определяет региональную инвестиционную политику.

   В Казахстане успешно работает созданный 5 лет назад Совет иностранных  инвесторов. На заседаниях этого консультативно-совещательного органа обсуждаются с участием президента страны как оперативные, так и  стратегические вопросы развития инвестиционного  процесса. Совет иностранных инвесторов регулярно вносит на рассмотрение главы государства предложения по совершенствованию законодательства, оптимизации взаимодействия между органами власти и бизнесом. Все конструктивные предложения учитываются в дальнейшей работе. Например, к разработке нового закона "Об инвестициях» широко привлекались представители инвестиционного сообщества. В обновленном законе сохранены оправдавшие себя положения прежнего закона, учтен международный опыт стимулирования инвестиций, предусмотрена поддержка в равной степени как отечественных, так и иностранных инвесторов. По оценкам участников первого Казахстанского инвестиционного форума Консорциумом казахстанских и зарубежных инвесторов, новый закон дает четкие гарантии правовой защищенности инвесторов и будет способствовать росту деловой активности в стране.

   В ближайшие пять лет предполагается обеспечить рост экономики на 30%, то есть ежегодный темп роста должен быть не ниже 5%; в промышленности обеспечить рост более 42%; инфляцию в конце пятилетки  снизить до 3,6%, а дефицит бюджета  снизить до 1,3%. Конечно, чтобы решить поставленные задачи, необходимо в  этом документе обозначить основные приоритеты экономической и индустриальной политики. Это, по-прежнему, обеспечение  высоких темпов добычи нефти и  газа. По-прежнему будет опора в  ближайшие пять лет на традиционные для экономики Казахстана отрасли - нефтегазовый сектор и горнометаллургические  комплексы. Будет обеспечиваться рост переработки нефти и газа, сельхозпродукции, обеспечиваться быстрое развитие нефтегазового  машиностроения, нефтехимии и других отраслей нашей экономики.

   В сегодняшнем мире правительство  практически любого государства  стремится привлечь как можно  больше капиталовложений из-за рубежа, ведь благодаря инвестициям создаются  новые рабочие места, а это, в  свою очередь, способствует росту благосостояния населения. Поэтому Казахстан тоже активно приглашает к себе инвесторов. Только здесь возникает вопрос - насколько хотят иностранные  предприниматели вкладывать свои деньги в Казахстан.

   Проводя анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, следует отметить, что  основной целью государства является достижение благоприятного инвестиционного  климата в стране и дальнейшее стимулирование  притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных  инвестиций на душу населения среди  стран СНГ. 

   О благоприятном инвестиционном климате  и имидже нашей страны свидетельствуют  объем привлеченных в казахстанскую  экономику инвестиций. По данным Национального  Банка Республики Казахстан за период с 1993 года по 2008 год в казахстанскую  экономику привлечено около        89,7 млрд. долл. США прямых иностранных  инвестиций (далее - ПИИ). Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2008 год составил 7,3 %  (19,8 млрд. долл.) по отношению к предыдущему году. При этом за 2007 год по отношению к 2006 году (10,6 млрд. долл.) рост составил 73% ((18,5 млрд. долл.).

   Следует отметить значительное увеличение объема ПИИ, в обрабатывающую промышленность на 65% (2007 год – 1 061,2 млн. долл., 2008 год  – 1 756,5 млн. долл.), что составляет 9 % от общего валового притока ПИИ по видам деятельности, и увеличение по отношению к предыдущему году на 2,6 %, в том числе в черную металлургию (в 19 раз) обусловлено признанием реинвестированных доходов инвесторов.

   По  состоянию на 1 января 2009 года в Казахстане зарегистрировано 19109 предприятий с  участием иностранного капитала (137 стран).

   2. Конкурентоспособность инвестиционного климата Республики Казахстан

   Инвестиционный  климат страны отличается одними из лучших условий для ведения бизнеса. 

   Республика  Казахстан первая среди стран  СНГ получила рейтинги инвестиционного  класса от международных рейтинговых  агентств Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году).

   Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно  привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney.

   Государство поставило перед собой задачу войти в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Сегодня Республика Казахстан  занимает 61 позицию и намерена планомерно идти к поставленной цели.

   Сегодня в Казахстане создана вся необходимая  правовая база для осуществления  инвестиционной деятельности.

   Так в 2003 году был принят Закон «Об  инвестициях» (далее - Закон), который  в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

   Данный  закон, по оценкам международных  экспертов, является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

   Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов  в отношении инвесторов (свободное  движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности  на землю, в том числе и для иностранных компаний).

   Также в упомянутом Законе определены меры государственной поддержки инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана.

   Очень важно отметить, что меры государственной  поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

   Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики Казахстана инвесторам предоставляются следующие виды инвестиционных преференций.

   1) освобождение от обложения таможенными  пошлинами ввозимого для реализации  инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

   2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных  грантов могут передаваться земельные  участки, здания, сооружения, машины  и оборудование).

   3) инвестиционные налоговые преференции.

     Согласно новому Налоговому кодексу  Республики Казахстан, вступившему  в силу 1 января 2009 года упрощен  порядок применения инвесторами  налоговых инвестиционных преференций,  а именно, упразднен ранее существовавший  порядок получения инвестиционных  преференций, которые предоставлялись  лишь с момента заключения  контракта с уполномоченным органом  (Комитет по инвестициям).

   Инвестиционные  налоговые преференции заключается  в отнесении на вычеты стоимости  объектов преференции и последующих  расходов на реконструкцию и модернизацию.

   При этом срок переноса убытков увеличен с 3 до 10 лет, что позволит получить пользу от преимуществ инвестиционных налоговых  преференций. Также предусмотрено  уменьшение ставки корпоративного подоходного  налога с  2009 г. – до 20%, с 2010 г. –  до 17,5%, с 2011 г. – до 15% (в 2008 г. – 30%);

   Ставка  налога на добавленную стоимость уменьшена до 12%.

   Помимо  мер инвестиционного законодательства направленных на поощрение и защиту инвестиций на территории Казахстана, Правительством Казахстана подписано  двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрений инвестиций с    41 страной, среди которых США, Объединенное Королевство Великобритания, Германия, Франция, Россия, Нидерланды, Турция, Иордания, Катар и т.д., а также одно многостороннее соглашение между странами-членами  ЕврАзЭС.

   Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной поддержки  инвестиций софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития (Национальный инновационный  фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX").

   Основной  целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки  бизнеса на всех уровнях и эффективное  управление инвестиционными ресурсами. 

   Кроме того, значительную роль в ускорении  диверсификации экономики страны и  обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.

   Каждая  корпорация представляет собой региональный институт развития, управляющий переданными  государственными активами в соответствующем  регионе страны, включая участки  неосвоенных земель и месторождения. СПК создана в статусе национальной компании и исполняют роль генератора проектов, привлекающего инвестиции на их реализацию.

   Участие в проектах социально-предпринимательских  корпорациях будет привлекательно для бизнеса доступом к финансовым, земельным, технологическим ресурсам и внешним рынкам.

   С помощью данных корпораций  иностранные  компании также имеют возможность  создать с участием казахстанских  партнеров совместные предприятия  в Казахстане, где использование  зарубежных технологий и отечественного сырья позволит повысить конкурентоспособность  выпускаемой продукции.

     Новое развитие получили такие  инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные  экономические зоны, технопарки.

   На  сегодняшний день в Казахстане создано  шесть специальных экономических  зон: «Морпорт Актау» по транспортно-логистическим  услугам, «Астана – Новый город» по строительству и производству строительных материалов, Парк информационных технологий под городом Алматы, «Онтустик» в Южно-Казахстанской области - по развитию текстильной промышленности, Национальный индустриальный нефтехимический  технопарк в Атырауской области  и СЭЗ «Бурабай» - по развитию туристического кластера в 200 км. от г.Астаны.

   В вышеуказанных специальных экономических  зонах инвесторам  предоставляются  земельные участки, обеспеченные необходимой  инфраструктурой для эффективной  организации новых производств. На территории зон действует режим  свободной таможенной зоны, а также  предусмотрены значительные налоговые  льготы (по КПН, земельному налогу, имущество), что позволяет не только стимулировать  инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение  точек промышленного роста в  соответствии с государственной  экономической и региональной политикой.

   Существуют  три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана.

   Первое - это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами  поддержки  инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

   Второе - это наличие богатых природных  и минеральных ресурсов. 

   По  оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам  природных ресурсов. Из 110 элементов  таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.

   Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама  и боррита, второе – по запасам  серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое  – по молибдену и шестое –  по золоту.

Информация о работе Конкурентоспособность инвестиционного климата Республики Казахстан