Инветиционный климат в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Инвестиционный климат (ИК) это совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику.

Содержание

1 Понятие инвестиционного климата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...3
2 Инвестиционный климат в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 4
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Работа содержит 1 файл

грэ.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

Содержание 

1 Понятие инвестиционного климата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...3

2 Инвестиционный  климат в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 4

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 

 

      1 Понятие инвестиционного  климата 

       Инвестиционный климат (ИК) это совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику.

       В книге «Экономика фирмы»  инвестиционный климат определяется как совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании ИК, благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой.

       Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных  структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень  инфляции, ставки рефинансирования внутреннего  и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя  амортизационную политику. 

       Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного  времени вновь вводимых законодательных  актов, ограничивающих права субъектов  инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению  к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую  деятельность, и многочисленные подзаконные  акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. 

       Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно –  с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и  на международной арене целевых  акций поощрения или ограничения  притока иностранных инвестиций. 

       Весьма  негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие  к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у  иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи  с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований.

       Оценивая  инвестиционный климат России по международным  стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень  либерализации внешнеэкономической  сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы  и системы телекоммуникаций, наличие  рынка относительно дешевой квалифицированной  рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам  Китаю и Индии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Инвестиционный климат  в РФ 

       Основная  причина незначительных объемов  привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

       В последнее время произошло улучшение  макроэкономической ситуации. Стала  более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд  проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного  климата.

       Частные инвесторы принимают решения  об инвестировании, ориентируясь в  основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим  причинам:

  • наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
  • недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;
  • несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
  • дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

       Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют  эффективно конкурировать с другими  странами за привлечение иностранных  инвестиций на мировых рынках капиталов.

       Однако  оценка инвестиционного климата  иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его  комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных  инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного  законодательства международному инвестиционному  законодательству.

       Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается  без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества1.

       Мировая экономика все основательнее  становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского  инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного  сотрудничества.

       Набирает  силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

       Таким образом, требования к благоприятности  инвестиционного климата в связи  с развитием международного инвестиционного  сотрудничества возрастают.

       К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных  инвестиций.

       Однако  Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

       Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций – национальный режим. В то же время международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций – национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.

       В целом новый Закон об иностранных  инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику.

       Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение  иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

       Однако  работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе  продукции, нельзя считать завершенной.

       Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

       Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает  обеспечение стабильных условий  осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного  процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в  этом вопросе не наблюдается.

       Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры  согласования технико - экономических  обоснований и проектов строительства  и получения разрешительной документации на их реализацию.

       Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации  предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий  с иностранными инвестициями. Для  этого требуется предоставить большое  число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий  процесс. Поэтому иностранные инвесторы  заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении  этого вопроса может быть использован  международный опыт их регистрации по принципу «one stop shop», или комплексной регистрации и в одном месте2. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

       1 Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники  и методы финансирования. – М.: Омега-Л, 2007.

       2 Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. В. А. Слепова. – М., 2004.

       3 Ливенцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

       4 Лебедев В.М. Иностранные инвестиции  в экономике России – тенденции  развития // Финансы, № 8, 2001. 

Информация о работе Инветиционный климат в РФ