Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:53, курсовая работа
В данной работе я постаралась рассмотреть инвестиционный потенциал страны в наиболее значимых аспектах (глубокий анализ инвестиционного потенциала возможно раскрыть не иначе как в рамках научной работы или диссертации), а также рассмотрела проблему привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Введение
Глава 1. Инвестиционный потенциал
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала
1.2 Виды инвестиций
1.3 Характеристика инвестиционного потенциала экономики
1.4 Роль инвестиционного потенциала
1.5 Препятствия на пути инвестиций
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1 Виды иностранных инвестиций
2.2 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
2.3 Основные страны инвесторы. Анализ притока иностранных инвестиций в экономику России за 2009 год
Глава 3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций
3.1 Инвестиционный потенциал регионов России
3.2 Формы привлечения иностранных инвестиций
Заключение
Список литературы
Приложения
− создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
3.1
Инвестиционный потенциал регионов России
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Не случайно помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -- Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Более того, изъятие из расчета интегрального рейтинга не зависящей от хозяйственной деятельности человека "ресурсной" составляющей (Приложение таблица №1)1 включает в число лидеров Калининградскую и Ярославскую области и выводит из них Кемеровскую и Тюменскую. Из двадцати замыкающих рейтинг регионов 17 являются национально-территориальными образованиями. Это свидетельствует не только об ограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности их экономического подъема без целевой государственной поддержки. В этой связи несколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряд нынешних ее субъектов суть мнимые величины, при том что на политическом уровне они представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы. В России любят говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока не обнаруживаются, то региональные выделить удалось. выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).Оказалась несколько разной расстановка регионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности для отечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных - с другой (Приложение таблица №2)2 . Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. В то же время оказался ниже рейтинг Москвы, Тульской, Нижегородской и Тюменской областей. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга , в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском для иностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, а покинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всех составляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменению рейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладают наибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсного потенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека, "богом данный" характер этого вида потенциала.
Без учета законодательства общая картина характеризуется хаотичным распределением регионов в инвестиционном поле, что позволяет говорить о достаточной корректности выделения групп по чисто формальным критериям. Регионы, отнесенные к группе 1А , являются наиболее предпочтительными для всех типов инвесторов, но в наибольшей степени -- для крупных. Тех инвесторов, которые предпочитают инвестировать в небольшие, но гарантированные проекты, должны заинтересовать в первую очередь регионы групп 2А и 3А. Наименее предпочтительными во всех отношениях являются регионы группы 3С. Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области . Второе инвестиционно привлекательное ядро образуют 6 регионов вокруг Москвы. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург. В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 62% населения России, производится 64% валового регионального продукта и сконцентрировано 69% вкладов населения, в то время как в последних 29 регионах -- 12% населения, 9% ВРП и 8% вкладов. При этом все регионы, относящиеся к группам с высоким потенциалом (1А-1С), являются "бюджетоформирующими"
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
Разработка региональной политики в рамках данного подхода подразумевает определенную модель, которая включает в себя 5 уровней:
1) региональные власти должны руководствоваться концепцией выделения приоритетных направлений и проектов, вложения в которые будут стимулироваться;
2) разработка комплекса мероприятий по обеспечению благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала;
3) общая оценка потребностей в иностранных инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона;
4) оценка эффективности и конкурсный отбор в случае появления потенциальных инвесторов и ретроспективный анализ (изучение влияния иностранного капитала на изменение валового продукта, на производство и уровень занятости региона);
5) корректировка элементов модели с учетом оценки эффективности инвестиционного проекта на стадии разработки и в процессе реализации.
Данная модель позволит выработать стратегические и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона в условиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.
Крайне
острой проблемой стало регулирование
таможенного режима в России. В настоящее
время ряд иностранных компаний, реализующих
импортозамещающие проекты, столкнулись
с ситуацией, в которой действующие ставки
таможенных пошлин на сырье, комплектующие
и готовую продукцию делают производство
в России нецелесообразным. Неблагоприятный
инвестиционный климат имеет для страны,
принимающей инвестиции, реальное денежное
выражение, в котором исчисляются материальные
потери вследствие недополучения значительных
инвестиций и низкой эффективности «работающих»
капиталовложений.
3.2
Формы привлечения иностранных инвестиций
Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:
1. Международную кооперацию производства , сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
2. Получение зарубежных кредитов.
3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
4. Получение кредитов на компенсационной основе.
5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.
9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны ( в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество
в 1-4-й формах не связано с привлечением
иностранного капитала в предпринимательской
форме. Международная кооперация может
быть вообще не связана с привлечением
финансовых средств из-за рубежа, но она
часто позволяет привлечь зарубежную
технологию, а иногда и поставки некоторых
видов оборудования, которые потом будут
оплачены поставками комплектующих. Кооперация
позволяет российским компаниям сохранить
полностью свой контроль над предприятиями
и в то же время быть эффектным способом
выхода на мировой рынок. Только в отдельных
случаях кооперация может сопровождаться
созданием совместной собственности,
например при передаче иностранному партнерству
пакета акций в качестве оплаты за передачу
лицензий и «ноу-хау» на новую технологию,
при создании совместного производства
и т.д.
Заключение
Возможность
привлечения иностранных инвестиций во
многом зависит от состояния инвестиционного
климата. Инвестиционный климат - это обобщающая
характеристика комплекса социальных,
экономических, организационных, правовых,
политических и иных условий, определяющихпривлекательностьи
Поэтому
перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь
в страну иностранный капитал, и, не лишая
его собственных стимулов, направлять
его мерами экономического регулирования
на достижение общественных целей. В кругу
российских исследователей встречаются
различные трактовки понятия «инвестиционный
потенциал». Помимо теоретических неоднозначностей,
предлагаются и различные практические
рекомендации по обеспечению эффективности
инвестиционной деятельности. В большинстве
случаев, предлагаемые модели лишь копируют
зарубежные методики без учета особенностей
современного состояния инвестиционного
процесса в России. В данной работе я постаралась
рассмотреть множество рекомендаций по
привлечению иностранных инвестиций,
изучить мнения экспертов, а также проанализировать
инвестиционный потенциал как страны
в целом, так и отдельных регионов. Из проделанной
мной работы можно сделать вывод что понятие
инвестиционный потенциал весьма обширно
и многогранно. Наше правительство сталкивается
с огромным количеством трудностей на
пути его реализации, что на мой взгляд
характеризует недостаточное исследование
этого вопроса с научной точки зрения,
а также весьма поверхностной характер
этих исследований.
Список литературы
Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000
Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2000.
Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2000г
http://www.kapital-rus.ru - Интернет-журнал «Капитал страны»журнал об инвестиционных возможностях России».
http://www.raexpert.ru - рейтинговое агентство“Эксперт РА” .
http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.
http://www.b2russia.ru - интернет портал об инвестициях.
http://www.globfin.ru - новости мировой экономики,
финансы и инвестиции.
Приложение
Рейтинг
инвестиционной привлекательности регионов
России
Таблица №1. Рейтинги субъектов федерации по инвестиционному потенциалу