Инвестиционный потенциал российской экономики. Приоритеты инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Государственная инвестиционная политика- составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она определяет цели, определяет направления, определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация процедур и сроков принятия решений для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРП; поэтапное формирование системы "одного окна" для инвесторов;

обеспечение прозрачности реализации СРП путем реформирования системы бухгалтерского учета с учетом особенностей режима СРП; совершенствование системы информации, учета и контроля за реализацией СРП;

предоставление  прав пользования недрами на условиях СРП преимущественно на конкурсной основе.

Региональные  нормативные правовые акты и договора о разграничении полномочий между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны быть приведены  в соответствие федеральному законодательству с целью создания единообразного и стабильного правового режима обеспечения деятельности соглашений.

Задача  обеспечения притока инвестиций, в том числе иностранных, в  реальный сектор экономики должна решаться не только по линии СРП, но и путем  заключения концессионных договоров. В этих целях необходимо принятие соответствующего закона, в котором должна быть зафиксирована возможность предоставления государством частному инвестору (российскому и иностранному) исключительных прав на пользование государственной и муниципальной собственностью, являющейся предметом договора между государством как собственником и частным инвестором. Передача прав будет осуществляться на возмездной основе и на различные сроки, включая возможность осуществления долгосрочных концессий. В законе также будет закреплен механизм определения стоимости предоставляемых исключительных прав и схемы распределения концессионных платежей, цели концессионирования, что создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон.

В закон  будут включены положения о неизменности правовых условий реализации проектов ("дедушкина оговорка" и другие государственные гарантии).

Концессионные договора могут получить широкое  распространение в различных  областях экономической деятельности, приведут к более эффективному использованию  государственной или муниципальной собственности, составят альтернативу сделкам, влекущим отчуждение такого имущества в результате его приватизации.

Неразвитая  инфраструктура сдерживает инвестиционный потенциал  российской экономики 

Инвестиционный  ресурс российской экономики на сегодняшний момент превышает сотни миллиардов рублей, однако неразвитая инфраструктура сдерживает его колоссальный потенциал. Такое мнение высказал накануне журналистам заместитель министра экономического развития Российской Федерации Кирилл Андросов.

«У частных инвесторов есть спрос на инвестиции, — пояснил он. – Но его реализации препятствует инфраструктура, которую правительство намерено развивать». Улучшить создавшуюся ситуацию и стимулировать экономический рост призваны новые инструменты инвестиционной политики. Основными из них, по словам Андросова, являются закон о концессиях и концессионные соглашения, инвестиционный фонд и особые экономические зоны.

Прошло  без малого полгода с момента  действия данных инструментов. Закон  о концессиях вступил в силу с 1 января 2006г. В соответствии с ним необходимо было подготовить целый ряд типовых концессионных соглашений, подлежащих рассмотрению правительства. Самое важное и масштабное из них, по мнению Андросова, касающееся реализации проектов в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры, на данный момент уже утверждено распоряжением министров.

Объясняя  причину повышенного внимания Министерств  экономического развития и транспорта РФ к концессионным соглашениям  в сфере инфраструктуры, спикер сказал, что «концессия – это возможность привлечь частный капитал в строительство аэропортов, дорог, портов и железных дорог». Существующая в этом потребность с течением времени возрастает при ограниченном количестве ресурсов.

Объем инвестиционного фонда также  имеет пределы. А потому, говорит Андросов, «мы ищем те участки транспортной инфраструктуры, где на принципах платности можно привлекать проектное финансирование».

Далее неизбежно встает ключевой вопрос о  распределении рисков между государством и инвестором. Концессия, по мнению замглавы Экономразвития, является «хорошим, ярким» инструментом государственно-частного партнерства.

Каковы  же его преимущества? Минэкономразвития  выделяет инвестору определенные денежные средства для реализации проекта  в сфере строительства. Тот привлекает кредиты и собственный капитал. Строя, например, дорогу, инвестор четко понимает, что завтра-послезавтра, через 20-30 лет он же будет ее эксплуатировать. Соответственно, чем качественнее он выполнит свою работу, тем меньшие объемы эксплуатационных затрат ждут его в будущем, тем быстрее окупится проект.

С другой стороны, однако, инвестор заинтересован  в минимизации расходов на первоначальной стадии строительства, поскольку пускает  в ход собственный капитал. При  этом он вовсе не застрахован от рисков. Стремление меньшими средствами более качественно выполнять строительные работы, по мнению Андросова, является основным преимуществом концессионного соглашения, «когда весь объем ответственности за реализацию проекта министерство перекладывает на частного профессионала». «Непрофессионал в концессионный бизнес не пойдет, — пояснил спикер. – Слишком велики ответственность, риски, сроки окупаемости».

Затрагивая  проблему особых экономических зон, Андросов сделал акцент на инвестиционной привлекательности зон туристско-рекреационного типа. В России есть регионы, подчеркнул эксперт, где туризм уже сегодня является основным источником формирования валового регионального продукта. Посредством привлечения необходимых и достаточных инвестиций в развитие их инфраструктуры, с помощью поддержки из федерального бюджета можно добиться мультипликативного эффекта по росту объема предоставляемых туристических услуг.

Один  из наиболее перспективных регионов в этом плане, по мнению Андросова, — Кавказские Минеральные Воды. Данный район – центр Южного Федерального Округа – по своим природным лечебным свойствам является многопрофильным климатобальнеологическим курортом. В этом уголке Российской Федерации имеются живописные горные и лесные массивы, богатый растительный мир и уникальные типы минеральных вод. В городах района расположено около 120 санаториев, большое количество памятников истории и архитектуры, места, связанные с Лермонтовым, Толстым, Пушкиным. Кавказские Минеральные Воды находятся на пересечении федеральных автомобильных дорог Ростов-на-Дону – Баку, Махачкала-Краснодар, Волгоград-Нальчик. Создание на базе района туристического центра «Бештау» будет способствовать привлечению ряда объектов Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик и побережья Черного моря в единую экономическую и интеллектуальную цепь по оказанию туристических услуг, итогом чего станет объединение усилий регионов юга России в предоставлении туристических услуг мирового уровня. Тем более, что курортный сезон там длится круглый год.

«Именно к таким регионам, — подчеркнул Андросов, — будет проявляться повышенное внимание Министерства экономического развития».

Спикер  добавил, что чиновниками также  подготовлен проект о создании портовых зон. «Мы надеемся, что до конца  года у нас появится этот четвертый тип особых экономических зон наряду с уже существующими промышленными, технико-внедренческими и туристско-рекреационными» — сказал он.

По мнению Андросова, ОЭЗ – крайне важный инструмент в сфере инвестиционной политики. Отрасль туризма сегодня –  одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю  приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Оказывая большое влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, туризм обеспечивает гармонизацию отношений между странами и народами, является важным средством физического развития и духовного воспитания населения, особенно молодежи. На долю же Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится всего около 1%  мирового туристского потока. Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России, по мнению спикера, является одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества.

Механизм  ОЭЗ, действительно, обладает рядом  преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные  вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении. После апробации в рамках особой экономической зоны, возможно рассматривать целесообразность распространения на всю страну отдельных элементов этого режима, например, упрощение согласований, лимитирование проверок.

Говоря  об Инвестиционном фонде РФ, Андросов отметил его принципиальное отличие  от федеральных адресных целевых  программ и ФЦП. «Инвестиционный  фонд – это средства бюджета, которые привлекают частные инвестиции».

Замминистра считает, что эти бюджетные средства можно использовать как своеобразный катализатор спроса на инвестиции и  желания бизнеса развиваться. По словам Андросова, «они создают ту самую  экономическую инфраструктуру бизнеса, которую частный сектор сегодня по тем или иным нормативным ограничениям не может построить самостоятельно».

В случае снятия административных барьеров и  заинтересованности органов исполнительной власти в создании этой инфраструктуры можно добиться, по мнению спикера, так называемого «эффекта плеча», когда рубль средств Инвестфонда будет привлекать 3-4-5 рублей частного капитала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. “Большой  экономический  словарь”.  М.,  “Правовая  культура”, 1998 г.
  2. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.
  3. Самуэльсон П.   “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.
  4. Фишер С.  “Экономика”, M., 1997 г.
  5. “Большой экономический  словарь”.  М.,  “Правовая  культура”, 1994 г.
  6. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” 

          России по адресу http://www.sci.aha.ru

  1. «Инновационный бизнес» Интернет сайт  http://www.innovbusiness.ru
  2. Журнал «Бизнес – предложения»  http://www1.innovbusiness.ru
  3. Правительство Российской Федерации. Интернет сайт www.government.ru
  4. Сайт  при  Президенте России  по реализации приоритетных национальных проектов  www.rost.ru

Информация о работе Инвестиционный потенциал российской экономики. Приоритеты инвестирования