Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
Актуальность исследований в данной области определяется следующими причинами: Во-первых, недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах экономического роста и не позволяет достичь желаемых структурных изменений в экономике региона, что определяет необходимость разработки системного подхода к привлечению инвестиций в регион, способного обеспечить стабильный приток инвестиций с рынков капитала. Во-вторых, в связи с тем, что тенденции и закономерности развития инвестиционных процессов в современной экономике России имеют явный перекос в сторону коммерческих интересов, требуется разработка новых подходов их формирования с целью обеспечить не только количественный, но и качественный рост инвестиций, выражающийся в увеличении социальной и бюджетной эффективности.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1
1.Понятие инвестиционного потенциала региона._______________________5
Глава 2
2.1. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты._______________________________________________________8
2.2.Оценка инвестиционного потенциала и технологии управления инвестициями региона.____________________________________________17
Глава 3
3.1 Инвестиционная привлекательность регионов._____________________29
3.2.Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России._______37
3.3.Анализ инвестиционного потенциала на примере Пензенской области._________________________________________________________46
Заключение______________________________________________________50
Список используемой литературы____________
Впервые покинула последнее место по риску Чеченская Республика, уступив его Корякскому автономному округу. Сказались и последствия трагических землетрясений, и социальная напряженность (по этому виду риска округ более чем в 24 раза превысил среднерегиональный уровень — надо все-таки трепетнее относиться хотя бы к задолженности по зарплате).
Рост среднерегионального риска сопровождает высокая дифференциация рисков между регионами. При этом наибольшая дифференциация отмечена по уровню социального риска: его индекс в Москве в 76 раз ниже, чем в Корякском АО. Напротив, управленческий риск демонстрирует образец сплоченности регионов в системе «властной вертикали»: индекс управленческого риска в Санкт-Петербурге лишь в 2,9 раза ниже, чем в том же Корякском округе.[18]
Внутри федеральных округов дифференциация между регионами по индексу интегрального инвестиционного риска существенно ниже . В ДВФО(Дальневосточный Федеральный округ) этот показатель максимален и равен 4,1, а в УФО(Уральский Федеральный округ ) — минимален и составляет 1,3.(см.Приложение 1)
Важнейшей из причин дифференциации рисков является усиливающаяся концентрация инвестиционного потенциала в нескольких регионах страны:
- Дефицит качества потенциала
- Инвестиционный потенциал «стягивается» в считанное число регионов, при этом для большинства регионов ведущими факторами формирования инвестиционного потенциала остаются природные ресурсы, местоположение и инфраструктура
- До середины девяностых инвесторов при выборе места приложения их усилий интересовал прежде всего потенциал региона. Они считали риски страны очень высокими и непрозрачными, а потому не делали особых различий между Новгородами Великим и Нижним. По мере осознания инвесторами разнообразия российских условий приоритет безоговорочно был отдан уровню риска инвестиций. Теперь их вновь начинает интересовать потенциал — готов ли регион к крупномасштабным проектам .
- Первая десятка регионов по совокупному инвестиционному потенциалу претерпела некоторые изменения. Места выбывших из нее Нижегородской и Ростовской областей заняли объединенный Пермский край и Красноярский край . [19]
Однако за внешней относительной стабильностью неуклонно идет процесс концентрации. В наибольшей степени прибавила свой инвестиционный потенциал Москва, ее доля в стране вновь выросла и достигла 17,5%. В результате на три первых региона — Москву, Санкт-Петербург и Московскую область — приходится более четверти всего инвестиционного потенциала страны. В целом наблюдается процесс концентрации инвестиционного потенциала в ограниченном числе наиболее крупных регионов, в то время как доля остальных регионов постепенно снижается. Если в 1995 году в России было 37 регионов с долей в совокупном инвестиционном потенциале, превышающей 1%, то в 2005 году их осталось только 25. Такая ситуация связана не только с концентрацией населения, производства, услуг и иных видов деятельности в этих регионах, но и со сложившейся практикой регистрации и налогового учета крупнейших компаний. Например, значительная часть результатов деятельности «Газпрома» фиксируется в Москве, поэтому в Ханты-Мансийском автономном округе ведущую роль в инвестиционном потенциале играет финансовая составляющая (40%), а в Ямало-Ненецком округе доминирует природно-ресурсная часть (49%).
Если следовать теории смены экономических укладов, то в подавляющем числе наших регионов преобладают так называемые первичные сектора — добывающие отрасли, сельское хозяйство. Доминируют регионы с ведущей ролью природно-ресурсного и инфраструктурного потенциалов в совокупном инвестиционном потенциале . Таких регионов 48.[9]
Два следующих вида потенциала, условно отнесенные к вторичному сектору экономики (производственный, туристический), являются ведущими в потенциале восемнадцати регионов. И лишь в семи регионах России преобладают составляющие, соотносимые с высшим сектором экономики, — институциональный и инновационный потенциалы. Среди них безусловный лидер — Москва.
Если же говорить о стимулировании столь желанного для нашего правительства инновационного пути развития, то по результатам рейтинга в качестве первоочередных регионов выделяются 11 регионов с наибольшей долей инновационного потенциала в совокупном потенциале каждого региона. По словам руководителя департамента Минпромэнерго Станислава Наумова, министерство в настоящее время как раз активно разрабатывает меры воздействий (ту самую пресловутую промышленную политику), которые позволят регионам реализовать этот вид потенциала.
И еще. При обсуждении рейтинга президент РСПП(Российский союз промышленников и предпринимателей) Александр Шохин отметил, что многие регионы уже сейчас столкнулись с жесточайшим дефицитом трудовых ресурсов. Добившись государственной поддержки в реализации приоритетных проектов, многие будут вынуждены привлекать рабочую силу извне. Этот тезис убедительнейшим образом подтвердил и рейтинг. В России нет регионов, в которых трудовой потенциал был бы ведущим фактором формирования инвестиционного потенциала.[5]
Рейтинг как универсальный инструмент.
Региональные власти постепенно дрейфуют из сферы политики в сферу управления. Первоначально рейтинг создавался исключительно как справочное пособие для прямого инвестора.
Постепенно к этому стало добавляться понимание рейтинга как универсального инструмента оценки результатов и прогнозов различных аспектов регионального развития. Например, в свое время он был вполне успешно использован нами как инструмент прогноза политического будущего региональных лидеров. [1]
Реформа государственной власти потребовала пересмотра критериев оценки рисков, связанных с деятельностью региональных администраций и правительств.
Кстати, прогностическая ценность рейтинга сохранилась и поныне — переназначаются прежде всего главы регионов, стабильно улучшавших свои позиции в рейтинге .
Однако реформа государственной власти все же привела к изменению вектора ответственности и отчетности региональных лидеров. Они постепенно переходят из сферы политики в сферу управления, попросту говоря, становятся прежде всего управленцами.
Это требует иного подхода к системе и инструментам оценки деятельности региональных управленческих команд. Упорная работа федеральных властей над этой проблемой привела к появлению нескольких подходов к оценке («критерии Козака», список Минрегионразвития РФ и др.), базирующихся на сложной системе показателей, часть которых, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует в статистической отчетности. В ряде зарубежных стран используется принципиально иной подход — текущая оценка деятельности власти проводится преимущественно через социологические опросы населения и представителей бизнеса, итоги которых публикуются в прессе.
Учитывая новую тенденцию,было введено в состав интегрального инвестиционного риска новую компоненту — управленческий риск. [2]
При этом упор сделали на оценку результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах с учетом динамики развития региона. Например, для оценки выполнения социальных функций системы регионального управления был выбран один из общепринятых в мировой практике универсальных показателей — уровень младенческой смертности . За базу сравнения был принят не среднероссийский показатель смертности (11,0 промилле), а средний показатель для развитых стран мира по данным «Статистического ежегодника ООН» (6,0 промилле). Сравнение с выбранным нормативом показало, что лишь в Санкт-Петербурге уровень младенческой смертности приблизился к выбранному нормативу.[20]
Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу – повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста.
Положительными составляющими инвестиционного имиджа Пензенской области являются:
- выгодное географическое положение;
- благоприятная экологическая ситуация;
- высокий уровень развития малого бизнеса;
- интеллектуальный и кадровый потенциал;
- благоприятный социо-культурный климат и туристический потенциал;
- стабильная общественно-политическая ситуация;
- низкий уровень криминальных рисков.
Инвестиционный подъём в
Пензенской области в настоящее время во многом обусловлен формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов. Кроме того, совершенствуется налоговая база, успешно проходит реформирование предприятий.
В Пензенской области
принимаются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности. Формируются электронные базы данных (на английском и русском языках), материалы которых используются для формирования печатных презентационных материалов – каталогов инвестиционных возможностей, профилей площадок.
В целях стимулирования
привлечения инвестиций на территорию проектов в различных инстанциях наиболее значимым бизнес-проектам, реализуемым на территории региона, выдается Патронажный Сертификат Губернатора, гарантирующий:области, пресечения нарушений при оформлении и продвижении инвестиционных
- неизменность экономических стартовых условий на всё время внедрения проекта;
- установление норм ускоренной амортизации на оборудование, использование которого предусмотрено инвестиционным проектом;
- предоставление юридическим и физическим лицам, получившим Патронажный сертификат, права на первоочередное прохождение соответствующих согласующих инстанций в государственных органах исполнительной власти и 50-процентную скидку при оплате предоставленных ему услуг, в том числе на разработку, экспертизу и продвижение инвестиционного проекта.[15]
В целях создания позитивного инвестиционного имиджа и
реализации перспективных инвестиционных проектов Пензенской области, начиная с 2007 года, в регионе проводятся Инвестиционные форумы. В них принимают участие представители российских деловых кругов и бизнеса, иностранных государств, органов исполнительной власти субъектов РФ.
В рамках форумов проходят выставки инвестиционных
проектов муниципальных образований, предприятий и организаций Пензенской области. По итогам Форумов подписываются протоколы о намерениях и инвестиционные соглашения
Законодательство Пензенской
области в инвестиционной сфере.
В Пензенской области создана база регионального
законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Создана комплексная система нормативно-правовых актов, базирующаяся на 3-х законах: «Об инвестиционной стратегии Пензенской области», «Об инвестициях в Пензенской области», «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций», ряде постановлений и распоряжений Правительства и Губернатора Пензенской области.[15]
Среди преференций, гарантируемых законом «Об инвестициях в Пензенской области»:
- налоговое стимулирование – по налогам на прибыль, на имущество, на землю, в части, зачисляемой в бюджет Пензенской области;
- предоставление налогового и бюджетного кредитов, субвенций и субсидий;
- освобождение от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области;
- льготы по аренде недвижимого имущества;
- финансирование за счёт средств бюджета области капитального ремонта и строительства коммунальной инфраструктуры;
- обеспечение административной поддержки.
Действует областная целевая программа «Развитие
инновационной деятельности в Пензенской области на 2009–2013 годы», призванная стимулировать приток инвестиций в область, а также способствовать повышению её инвестиционного потенциала, особенно по инновационной составляющей.[15]