Инвестиционный климат в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Оценка инвестиционного климата – это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.
Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 5
1.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие……………………5
1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных методов……...7
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 16
1.1 Оценка инвестиционного климата в России………………………………...16
1.2 Пути улучшения инвестиционного климата………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный климат в РФ.docx

— 74.38 Кб (Скачать)

Особое внимание в настоящее  время уделяется реформе системы  государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства  государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части  оптимизации структуры федеральных  органов исполнительной власти и  устранении дублирующих и избыточных функций.

В целях инвестиционного  обеспечения экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

После всего вышесказанного можно отметить некоторые благоприятные  условия и тенденции:

Россия обладает одним  из самых высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

Формальный сектор НИОКР  в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении с некоторыми странами, например, с Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

Российские компании высказывают  меньше жалоб по сравнению с сопоставимыми  компаниями в Индии и Китае  по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и  налоговых правил, инфраструктуры;

В результате осуществления  реформ в 2001 – 2008 гг. упростились административные процедуры лицензирования, регистрации и налогообложения предприятий.

Инвестиционный   климат   в   России  в  2011  году продолжает отпугивать многих отечественных и  зарубежных специалистов от крупных  инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле  2011  года отток капитала из  России  составил 5 миллиардов долларов, что  значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации,  инвестиционный   климат   в   России  за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Высокий уровень коррупции  и «оригинальность» работы многих государственных  и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме  того, одной из особенностей ведения  экономической политики в нашей  стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений  на поставку или закупку тех или  иных товаров на западных рынках.

Также многие специалисты  отмечают замедление темпов восстановления экономики после финансового  кризиса, что также крайне негативно  влияет на  инвестиционный   климат.

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а срок действия многих постановлений составляет несколько лет, что значительно повышает  инвестиционные  риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

Некоторое время назад  инвестиционная  ситуация в нашей  стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время  прибыль многих компаний стала заметно  меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны.

Экономические проблемы, которые  возникли в странах Европейского союза и США, также приводят к  ухудшению  инвестиционного   климата   в   России  в  2011  году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

По оценкам аналитиков, отток капитала из Российской Федерации  приостановится в середине  2011  года, но это не означает, что  инвестиционный   климат   в   России  значительно  улучшится.

Одной из причин неблагоприятного  инвестиционного   климата  является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может  привести как к ужесточению требований к инвесторам, так и к облегчению налогового режима или создания благоприятных  условий для инвестирования в  определенные сектора российской экономики.

Российская экономика нуждается в серьезных переменах. Особенно много надежд возлагается на улучшение инвестиционного климата. Последнее время открыто говорится о том, что на данном этапе инвестиционный климат оставляет желать лучшего. В апреле  2011  года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить  инвестиционный   климат   в   России. К данным мерам относятся снижение налоговых и страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для компаний, которые участвуют в государственных закупках. [11]

Президент РФ Дмитрий Медведев открыто заявил, что «деньги бегут  из нашей экономики. В возможность  безопасной и успешной предпринимательской  деятельности верят не так много  людей, как нам бы хотелось, нам  доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем — ни я, ни правительство России».

В связи с этим, выступая на 22-м заседании Комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске, он озвучил  ряд мер, которые должны в корне  изменить сегодняшнюю ситуацию и  дать зеленый свет инвестиционной активности.

Глава государства, во-первых, посчитал необходимым снизить с 1.01.2012 г. страховые взносы. Идеальной, по мнению Президента, является прошлогодняя ставка, равная 26 %.

Во-вторых, предложил в  срочном порядке подготовить  новый законопроект о системе  рассмотрения заявлений на неправомочные  действия или бездействие государственных  органов, особенно по обвинениям в коррупции. Причем прокуратура должна не только принимать к рассмотрению официальные обращения граждан, но и реагировать на информацию, поступающую из открытых источников, в том числе из СМИ и блогосферы.

В-третьих, обязал дать Министерству экономического развития полномочия вносить  в Министерство юстиции предложения  об отмене нормативных актов, мешающих предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что в  настоящее время различные ведомства  часто принимают противоречивые решения, которые отрицательно сказываются  на бизнесе.

В-четвертых, с мая месяца в каждом федеральном округе планируется  открыть специальный институт инвестиционных уполномоченных для помощи в реализации частных проектов.

В-пятых, чтобы сократить  влияние государственных компаний на инвестиционный климат, необходимо зафиксировать график приватизации государственных пакетов в этих компаниях и вменить им в обязанность  публиковать сведения о планируемых  закупках и заключенных контрактах. Более того, принято решение вывести  из советов директоров таких компаний профильных министров и вице-премьеров.

В-шестых, поручено открыть  доступ к информации о деятельности публичных компаний для миноритарных акционеров.

В-седьмых, надо создать фонд прямых инвестиций, который будет  учрежден Внешэкономбанком, первоначальный вклад которого должен со временем увеличиться с 2 млрд до 10 млрд долларов. Государство не будет принимать участие в управлении фондом, более того, оно гарантирует, что через 7-8 лет выйдет из капитала. Таким образом планируется привлечение инвестиций, превышающих размер фонда более чем в пять раз.

В-восьмых, надлежит сузить область  компетенции комиссии, осуществляющей контроль сделок компаний в стратегических секторах экономики. На первоначальном этапе будут выведены из-под надзора комиссии сделки, заключенные между организациями, уже находящимися под контролем российских граждан и российских компаний, а также сделки с участием международных финансовых организаций.

В-девятых, требуется улучшить качество услуг, в которых особо заинтересовано инвестиционное сообщество. Сюда вошли работы таможенных служб, процедура регистрации, оформление и выдача виз и многое другое. Правительство в течение двух недель должно назначить кураторов для каждого направления на уровне вице-премьеров.

В-десятых, решено открыть  для контроля эффективности предложенных мер в каждом регионе РФ мобильные  приемные президента, которые возглавят  сотрудники администрации, командированные  из Москвы. Именно они обеспечат  непредвзятое отношение в работе с обращениями граждан и организаций, а также с жалобами на государственные  органы.

Все вышеперечисленные меры, направленные на привлечение в Россию средств иностранных инвесторов, должны положительно отразиться на отечественной  экономике и спровоцировать рост инвестиционной активности, необходимой  нашей стране как воздух. При этом Дмитрий Медведев отметил, что этот список может быть расширен, так  как предложенные шаги являются только началом глобальных изменений. [12]

 

1.2 Пути улучшения  инвестиционного климата

Проблема инвестиций в  России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия  капиталовложений может облегчить  структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить  наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно  связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями. Что нужно для того, чтобы все эти возможности коллективных инвестиций в полной мере реализовались в России?

Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг. [13] Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке, чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов, чтобы и в России проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда, чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в российскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача – привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. [14]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на снижение темпов инфляции, инвестиционный климат в  экономике по-прежнему остается неблагоприятным. Сокращение общего объема инвестиций сдерживает структурные и технологические преобразования производства, усугубляет проблему технологической отсталости и конкурентоспособности отечественной промышленности. Причины углубляющегося кризиса инвестиций во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране. Не менее острая проблема — завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, что делает их недоступными реальному сектору.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведению определенных мер по регулированию цен и доходов. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата. [15]

Информация о работе Инвестиционный климат в РФ