Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
Изучить и изложить теоретические аспекты инвестиционной политики;
Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
Провести анализ развития инвестиционной деятельности в России.
Введение………………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики……………………..……5
1.1 Становление и развитие инновационной деятельности экономики……..…8
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………11
1.3 Инвестиции в основной капитал…………………………………………….15
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства…………………………………………………………………………….…18
2.1 Механизм реализации инвестиционной политики…………………….….18
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ………….….22
2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата………27
Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ………………………..32
3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации………….…32
3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей………36
Заключение…………………………………………………………………………….…40
Список литературы……………………………………………………………………....41
Инвестиции в основной капитал постоянно снижаются. К примеру, в январе 2011 года они сократились на 4,7% по сравнению с январем прошлого года, в феврале этот показатель уменьшился по отношению к февралю 2010-го года еще на 0,4%, с февраля 2008 года по февраль 2011 года инвестиции в основной капитал сократились на 23%.
Также за счет дополнительных доходов нужно сокращать дефицит бюджета, а не покрывать его за счет заимствований.
«Фактор финансовой господдержки, в том числе предоставление налоговых льгот, является важным, но не главным в комплексе мер по формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций», - заявил руководитель экспертной группы «Налоговая политика» президент «Деловой России» Александр Галушка, представивший модельную программу по созданию условий для улучшения инвестиционного климата в субъекте Федерации. По его мнению, главным фактором для создания привлекательных инвестиционных условий являются организационные формы поддержки как администраций регионов, так и федерального центра.
Среди ключевых мер по
улучшению инвестклимата в
Для эффективного взаимодействия компаний с руководством субъекта Федерации модельная программа предусматривает создание специализированного Агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, наблюдательный совет, которого должен возглавить губернатор.
Для привлечения инвестиций в регион особую роль играет разработка концепции финансирования, которая не должна формироваться на основе логики «выпадающих доходов бюджета», которой придерживается последнее время Минфин.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на разработку, внедрение, использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок (НИОКР) для расширения и обновления ассортимента и повышения потребительских свойств выпускаемой продукции (товаров, услуг), на улучшение технологии ее изготовления, обязательное внедрение и эффективную реализацию, как на внутреннем, так и на мировом рынке.. Инновационные инвестиции, в широком смысле слова, включают в себя и вложение ресурсов в создание условий для реализации инновационных инвестиций, в узком смысле слова, т.е. вложение средств в развитие объектов экономической и социальной инфраструктуры, без которой развитие территории и инвестиции в принципе невозможны. Одним из факторов, предопределяющих темпы роста экономики региона и его восприимчивость к инновационным инвестициям, является инвестиционный климат, т.е. совокупность политических, финансово-экономических, социо-культурных, организационно-правовых и природно-географических факторов, определяющих качество предпринимательской среды и степень возможных рисков при вложении инвестиционных ресурсов в проекты социально-экономического развития. Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся на той или иной территории, по отношению к инвестициям, которые могут быть осуществлены субъектами предпринимательской деятельности.
В последнее время в
России активно обсуждаются
Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ
3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Подготовленная
Минэкономразвития Стратегия
При переходе на инновационную социально ориентированную модель развития к 2020 году Россия займет 5—10% рынка высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям и в два раза повысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17—20%).
у России впереди три варианта инновационного будущего. Первый — инерционное импортоориентированное технологическое развитие. Согласно ему все внимание должно быть направлено на поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на технологический прогресс. Инновационная политика должна проводиться через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также организационное содействие.
Ключевыми задачами Стратегии являются:6
1.
Наращивание человеческого
2.
Резкое, кратное повышение
3.
Повышение «инновационности»
4.
Формирование
5.
Повышение открытости
Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:
-
концентрация усилий
-
тесное взаимодействие
-
прозрачность распределения
-
ориентация при оценке
-
стимулирование конкуренции,
1 этап (2011–2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.
Ключевая проблема в настоящее время – невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.
2
этап (2014–2020). Этап будет характеризоваться
повышением доли частного
На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки. На этом этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.
Продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.
Национальная инновационная система: модель координации
Слаженное
взаимодействие существующих и создаваемых
элементов инновационной
Стратегия развития России до 2020 года будет принята в 2012 году.
Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:
исследований и разработок;
Программы за счет средств федерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.8
Главными целями указанных проектов являются:
-усиление
позиций отечественных
-снижение
издержек производства за счет
ресурсосбережения (в первую
-увеличение
доли продукции высокой
-повышение
эффективности использования
-обеспечение гибкости производства.
Привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпуска продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.
Существенную роль в реализации указанных проектов играет система внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3.2 Оценка
инвестиционных решений в
При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
Вопрос о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. Примерные расчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличение инвестиций, т.е. доведение их величины примерно до 2 трлн. руб. По оценкам Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет 150 млрд. долл. в год.
При анализе данной проблемы возникает также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.