Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:08, реферат
Экономика Индии в последние годы развивается достаточно динамично. Во многом это происходит благодаря росту промышленного производства. Одним из основных факторов, способствующих росту индийской промышленности, является увеличение объемов поступающих иностранных инвестиций в страну.
Одна из целей экономической политики правительства Индии - создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными партнерами.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ И ИНОСТРАННЫЕ
ИНВЕСТИЦИИ
Экономика Индии в последние годы развивается достаточно
динамично. Во многом это происходит благодаря росту промышленного
производства. Одним из основных факторов, способствующих росту
индийской промышленности, является увеличение объемов поступающих
иностранных инвестиций в страну.
Одна из целей экономической политики правительства Индии -
создание благоприятной
среды для привлечения
экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между
индийскими и иностранными партнерами.
Основными правовыми документами, регулирующими иностранную
инвестиционную деятельность в Индии, являются «Положение
о промышленной политике» от 1991 г. и «Закон о валютном регулировании»
от 1999 г., в которых регламентируются правила, процедуры и условия
привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Правовая база
инвестиционной политики
регулярно обновляется и
департаментом промышленной политики и развития Минторгпрома Индии,
который вносит в нее необходимые изменения с учетом текущей
экономической ситуации и задач, стоящих перед страной.
В соответствии с законодательством Индии под прямыми
иностранными инвестициями (ПИИ) понимаются трансграничные
долгосрочные капитальные вложения в уставный капитал как вновь
создаваемой, так и существующей организации. В отличие от портфельных
инвестиций ПИИ дают право на участие в принятии управленческих
решений (в зависимости от доли в акционерном капитале компании).
Трансграничная передача технологий, патентов и прочих прав
интеллектуальной
под действие соответствующих законодательных актов.
В целях регулирования ПИИ в индийскую экономику создан ряд
специальных органов, в частности, Секретариат по промышленному
содействию, Управление по реализации иностранных инвестиций, Комитет
по содействию инвестициям, Совет по содействию иностранным
инвестициям. Их основная функция - ускорение процесса рассмотрения
заявок иностранных инвесторов, а также решения различных вопросов,
связанных с инвестированием в экономику страны. В сентябре 2009 г. при
Минпромторге Индии создана некоммерческая государственно-частная
компания «Invest India», основной задачей которой является оказание
содействия иностранным инвесторам в работе на индийском рынке.
В зависимости от сферы
индийской экономики
законодательно устанавливает предельный уровень и условия допуска
иностранных инвестиций (автоматический режим или необходимость
прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами).
В случае автоматического режима от компании требуется в течение 30 дней с момента передачи акций иностранному инвестору предоставить
в РБИ документацию по установленной форме. Подобный режим
применяется, если условия инвестиционного проекта не противоречат
правительственным ограничениям и установленным лимитам.
В случае использования режима предварительного одобрения проекты
первоначально рассматриваются Советом по содействию иностранным
инвестициям. Компании необходимо подать соответствующую заявку,
а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств
Индии. Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов
экономики, Совет может рекомендовать более низкие или высокие доли
иностранного участия (вплоть до 100%).
Условия инвестирования, одобренные Советом в отношении
конкретного проекта, в дальнейшем остаются неизменными, в том числе
в случае изменения общих правил и норм инвестирования, а также в случае
последующего увеличения капитала совместного предприятия. Решения
Совета касаются только принципиального одобрения инвестиционных
проектов. Все технические и регистрационные процедуры (регистрация
компании, получение разрешения Министерства охраны окружающей среды
и лесов, получение разрешения властей штатов, местная регистрация
предприятия) иностранный инвестор должен проходить самостоятельно.
Инвестиционные проекты рассматриваются Советом по содействию
иностранным инвестициям с учетом их социальной значимости и таких
приоритетов, как развитие инфраструктуры и экспортного потенциала
страны, увеличение занятости (особенно сельского населения), внедрение
передовых технологий.
Принципиальное решение по проекту выносится Советом в течение
4-6 недель, а последующее его согласование на уровне отраслевых
министерств, правительств штатов и местных властей занимает несколько
месяцев. Помимо бюрократических задержек реализация инвестиционных
проектов осложнена несовершенством и недостаточной систематизацией
законодательной базы, слабым развитием инфраструктуры во многих штатах
страны, низкой квалификацией местного персонала, высоким уровнем
налогообложения и зарегулированностью сферы финансовых и банковских
услуг.
В настоящее время ПИИ
разрешены в большинство
индийской экономики, ограничения сохраняются только в чувствительных
для страны сферах (например, оборона и сельское хозяйство).
В соответствии с «Консолидированной политикой в отношении
прямых иностранных инвестиций»
установлены следующие предельные уровни их допуска в экономику Индии:
- банковский сектор - до 74% в автоматическом режиме в соответствии
с директивами РБИ;
- небанковские финансовые компании, занимающиеся такой
деятельностью, как брокерские услуги на фондовых биржах, операции с
венчурным капиталом, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги в области инвестирования, финансирование жилищного
строительства, управление активами, услуги портфельного управления,
финансовые консультации, операции с кредитными картами, - до 100%;
- страхование - до 26% в
автоматическом режиме при
получения лицензии Управления по регулированию деятельности в сфере
страхования;
- базовые услуги в сфере телекоммуникаций (мобильная связь,
пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при
наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения Совета по
содействию иностранным инвестициям - до 74%; в производство средств
дальней связи – до 100%;
- нефтяная отрасль (исключая нефтепереработку) - до 100% в
автоматическом режиме (для газодобывающей промышленности при условии
разрешения Совета по содействию иностранным инвестициям);
- нефтепереработка - до 26% в государственные предприятия
(автоматический режим не применяется). В частные индийские предприятия
- до 100% в автоматическом режиме;
- строительство объектов недвижимости (жилищное строительство,
строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц,
образовательных учреждений, мест отдыха и развлечений, городской и
районной инфраструктуры) - до 100% в режиме автоматического одобрения;
- угледобывающая отрасль - до 100% в частные энергетические
компании, занимающиеся разведкой и добычей угля для собственного
потребления;
- добыча и переработка радиоактивных минералов – до 74%,
с разрешения Комиссии по атомной энергии Индии – более 74%;
- оборонная промышленность - до 26% при условии разрешения
правительства Индии;
- в сельском хозяйстве
иностранные инвестиции не
исключением чайных плантаций (с одобрения индийского правительства - до
100%);
- научно-технические и
научно-популярные печатные
издания - до 100%; новостные
издания и телевизионные
- до 26%;
- производство телевизионного программного обеспечения - до 100% с
разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и
налаживание аппаратного обеспечения линий спутниковой и кабельной связи
– до 49%; обеспечение непосредственного телевещания (прием
телевизионных сигналов) – до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM
– до 20%. Инвестиции частных операторов в наземные передающие
телевизионные сети не разрешаются;
- производство, передача и распределение электроэнергии (за
исключением электроэнергии, вырабатываемой АЭС)- до 100%;
- производство фармацевтических и лекарственных препаратов - до
100% в автоматическом режиме.
Если для их производства
необходимо разрешение индийского правительства;
- гостиничное дело и сфера туризма - до 100% в автоматическом
режиме;
- разведка и добыча алмазов и драгоценных камней – до 74% в
автоматическом режиме, в разведку, добычу и обработку золота и серебра -
до 100%;
- предприятия почтовой службы - до 100% с разрешения правительства
(за исключением компаний, занимающихся рассылкой писем);
- производство оборудования для контроля за загрязнением
окружающей среды и интегрированных систем охраны окружающей среды -
до 100% в автоматическом режиме;
- рекламное дело и
режиме;
- создание скоростных транспортных систем для массовых
пассажирских перевозок - до 100% в автоматическом режиме.
В соответствии с действующим
законодательством запрещены
формы иностранных инвестиций в атомную энергетику, лотерейный и
игровой бизнес.
Правительство Индии последовательно проводит политику
либерализации экономики страны, устраняет ограничения в области
инвестирования, упрощает бюрократические процедуры, повышает
транспарентность в работе государственных органов власти, облегчает
доступ иностранных технологий и инвестиций, поощряет государственно-
частное партнерство.
В сентябре 2012 г. Минторгпром Индии внес ряд изменений в
регулирование ПИИ. Они коснулись таких областей, как телерадиовещание,
розничная торговля, гражданская авиация.
В сфере мобильного телевидения, телепортов, кабельных сетей лимит
для иностранных инвестиций был увеличен с 49% до 74%.
Были разрешены иностранные инвестиции в индийские авиакомпании
в размере до 49% от их оплаченного уставного капитала.
Снят запрет на ПИИ в мультибрендовую розничную торговлю, что
открыло путь международным торговым розничным сетям на индийский
рынок. Минимальный размер ПИИ в эту сферу должен составлять 100 млн.
долл. США. Магазины для мультибрендовой розничной торговли могут
создаваться только в городах с населением более 10 млн. человек.
Следует отметить, что разрешение на прямые иностранные инвестиции
в мультибрендовую розничную торговлю носит рекомендательный характер.
Учитывая то, что оно может создать угрозу для традиционной мелкой
торговли, в которой заняты десятки миллионов индийцев, правительствам
штатов дано право самостоятельно решать данный вопрос.
По данным Минторгпрома Индии, объем накопленных иностранных
инвестиций в экономику Индии с апреля 2000 по декабрь 2012 г. составил
187,8 млрд. долл. США. Основными странами-инвесторами в индийскую экономику в указанный период являлись Маврикий (71,6 млрд. долл. США
накопленных инвестиций), Сингапур (18,8), Великобритания (17,1) и Япония
(13,9). Россия занимает в этом списке 25-ое место (0,5 млрд. долл. США).
Наибольший объем иностранных инвестиций был направлен в сферу
услуг (финансовых и нефинансовых), строительство, телекоммуникации.
Среди штатов лидируют Махараштра (61,2 млрд. долл. США или 33% от
всех ПИИ в экономику Индии), Карнатака (10,5 млрд. долл. США, 6 %),
Тамилнаду (10,0 млрд. долл. США, 5%), Гуджарат (8,6 млрд. долл. США,
5%), Андхра Прадеш (7,7 млрд. долл. США, 4%).
В последние годы Индия все активнее инвестирует средства в
экономику других стран. В 2012 г., по данным РБИ, общий объем прямых
инвестиций индийских компаний за рубежом составил 15,3 млрд. долл.
США. Основная часть индийских капиталовложений приходится на
Сингапур, Маврикий и США. Инвестиции направлялись преимущественно в
производство электроники, химических и фармацевтических продуктов,
цемента, телекоммуникационных продуктов и программного обеспечения,
добычу полезных ископаемых, цветную металлургию, электроэнергетику,
нефинансовые услуги и торговлю.
В целях развития и укрепления инвестиционного сотрудничества с
другими странами правительство Индии, а также правительства штатов
проводят большое количество разнообразных мероприятий.
Основным и самым значимым является Индийский экономический
саммит, который ежегодно проходит в г. Нью-Дели.
При поддержке Минторгпрома Индии ежегодно проводятся деловые
форумы, конференции и иные мероприятия в рамках двухсторонних
экономических отношений, такие как Российско-Индийский экономический
форум по торговле и инвестициям, «Экономический форум Индия–США»,
«Экономический форум
Индия-ЕЭС», Индийско-Китайский
форум, Индийско-Австралийский инвестиционный форум и др.
Наряду с подобными мероприятиями, организуемыми центральным
Информация о работе Инвестиционная политика Индии и иностранные инвестиции