Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:42, сочинение
Инвестиционная деятельность на сегодняшний день является важной составляющей частью развития экономики любой страны. С переходом к рыночным отношениям Россия стремится увеличить свою инвестиционную привлекательность и создать благоприятный инвестиционный климат.
Эссе по дисциплине «Инвестиции» на тему:
«Инвестиционная деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики».
Москва 2009.
Инвестиционная деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики.
Инвестиционная деятельность на сегодняшний день является важной составляющей частью развития экономики любой страны. С переходом к рыночным отношениям Россия стремится увеличить свою инвестиционную привлекательность и создать благоприятный инвестиционный климат.
Пoнятиe "инвecтициoнный климaт" oтpaжaeт cтeпeнь блaгoпpиятнocти cитyaции, cклaдывaющeйcя в тoй или инoй cтpaнe (peгиoнe, oтpacли) пo oтнoшeнию к инвecтициям, кoтopыe мoгyт быть нaпpaвлeны в cтpaнy (peгиoн, oтpacль). Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa ряде фaктopoв: пpитoк и oттoк кaпитaлa, ypoвeнь инфляции и пpoцeнтныx cтaвoк налогообложения, дoля cбepeжeний в ВВП. Большинство этих показателей зависит от развития экономики страны, а также проводимой политики государства. Поэтому наращивание инвестиционной привлекательности невозможно без государственного регулирования. Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие.
Инвестиционная политика государства - это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.
Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:
1) Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.
2) Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
3) Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.
4) Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
5) Регулирование занятости населения.
6) Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.
На сегодняшний день основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и федеральный закон от 09.07.1999 г. №с 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется двумя способами:
косвенным путем - создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: снижение общего уровня налогообложения в стране, а также предоставление льгот, ускоренная амортизация – все это способствует расширению мобилизируемых средств для инвестиций; обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений; государственное антимонопольное регулирование; создание особых экономических зон с льготным налогообложением и кредитованием;
прямым путем — непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности.
Однако отдельные регионы страны имеют свои особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности, которые обусловлены спецификой инвестиционного законодательства, а также мерами, проводимыми Правительствами субъектов РФ по привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах.
Данный аспект я постараюсь раскрыть на примере Удмуртской Республики, рассмотрев инвестиционную привлекательность региона, а также особенности его инвестиционного законодательства.
По словам Президента Удмуртской Республики: «Удмуртская Республика - регион, обладающий большим инвестиционным потенциалом, значительными конкурентными преимуществами, крепкими промышленными традициями, развитой транспортной инфраструктурой, выгодным географическим положением, известными талантливыми конструкторами, учеными и инженерами»[1].
Действительно, инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики определяют ряд факторов:
Кроме того, привлекательность региона и его высокий экономический потенциал подтверждают международные рейтинговые агентства, такие как Moody's Interfax и Moody’s Investors Service.
Об улучшение инвестиционного климата в регионе свидетельствует и положительная динамика увеличения объемов инвестиций.
С 2005 по 2007 г.г. инвестиции в основной капитал составили более 100 млрд. руб., в том числе в 2007 г. - 44,5 млрд. рублей или 111,7% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах.
Объем инвестиций за 9 месяцев 2008 года составил 36,4 млрд. рублей или 110% к объему инвестиций за аналогичный период 2007 года в сопоставимых ценах.
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2004-2008 г.г. (% к итогу)[2].
Вид экономической деятельности | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | январь-сентябрь 2008 |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 8,1 | 6,5 | 11,5 | 12,0 | 11,2 |
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 22,1 | 12,7 | 12,0 | 13,9 | 15,3 |
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | 21,8 | 16,4 | 17,5 | 17,3 | 25,0 |
ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ | 4,1 | 3,3 | 5,1 | 6,2 | 4,2 |
СТРОИТЕЛЬСТВО | 1,9 | 1,0 | 1,4 | 1,8 | 3,1 |
ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ | 3,1 | 1,7 | 2,9 | 3,7 | 3,6 |
ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ | 20,7 | 25,7 | 21,5 | 18,3 | 14,7 |
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 0,8 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРЕНДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ | 6,9 | 14,1 | 7,1 | 6,7 | 3,5 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 0,7 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 3,4 | 2,5 | 2,6 | 3,7 | 3,9 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ | 1,5 | 1,4 | 3,5 | 3,6 | 2,7 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОЧИХ КОММУНАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ | 4,9 | 13,4 | 13,4 | 11,1 | 11,3 |
Как видно из приведенной таблицы основная часть инвестиций в 2008г. была направлена в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, транспорт и связь. При этом около 50% всех инвестиций было направлено в строительство зданий и сооружений, 41% - приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Кроме того, без внимания не осталось и сельское хозяйство, а также коммунальные, персональные и социальные услуги. При этом значительно по сравнению с 2005г. снизились инвестиции в операции с недвижимостью. Чуть меньше, чем в 2007г. составили инвестиции в здравоохранение.
Инвестиции на душу населения по состоянию на 1 октября 2008 года составили 23 705,1 руб.
За 9 месяцев 2008 года в Удмуртскую Республику поступило 44 млн. долларов США иностранных инвестиций, из них $29 млн. из Кипра.
Суммарная величина накопленных иностранных инвестиций в Удмуртскую Республику на 1 октября 2008 года составляет 192,9 млн. долларов США, из них 82,1 млн. долл. – прямые инвестиции. Иностранные инвестиции направлялись в основном в металлургическое производство (20%), на развитие и реконструкцию предприятий по добыче нефти и газа (37,7%), строительства (20,4%).
Итак, наиболее перспективными сферами деятельности для инвесторов в республике являются машиностроение и металлообработка, текстильная и легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, нефтедобывающая отрасль. Несмотря на большой потенциал в республике остаются и незадействованные, но привлекательные для инвесторов отрасли экономики. Так, например, интересными являются проекты, направленные на развитие и создание на территории Удмуртской Республики современных рекреационных и спортивно-развлекательных зон, проекты в нефтегазопереработке, лесопромышленном комплексе, переработке льна.
Как отмечает Правительство Удмуртской Республики, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций - первостепенная задача. Однако это не возможно без соответствующей законодательной базы по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с этим актуально проанализировать инвестиционное законодательство данного региона.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
Регулирование инвестирования не возможно только на федеральном уровне в силу специфики отдельных регионов. Поэтому весьма важно осуществлять регулирование инвестиционных процессов на уровне органов государственной власти субъектов РФ. Не исключением является и Республика Удмуртия, где создана законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности, по предоставлению льгот, действуют целевые программы поддержки приоритетных отраслей промышленности, таких как машиностроение и металлообработка, текстильная и легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, а также инвестиционной и инновационной деятельности и малого предпринимательства.
Помимо федерального законодательства в Республике руководствуются рядом региональных нормативно-правовых актов.
Начиная с 2006 года в республике реализуется Закон Удмуртской Республики от 22.06.2006 г. №26-РЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», которая осуществляется в формах:
Основными формами государственной поддержки потенциальных инвесторов являются льготы по налогам на прибыль и имущество и возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам на реализацию инвестиционных проектов и лизингу.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 05.03.2003 г. №8-РЗ «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности» организациям, привлекающим инвестиции, а также направляющим собственные средства на создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств, предоставляются налоговая льгота по уплате налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, по ставке 13,5 процента на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.
Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 г. №55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.08.2005 г. №126 «Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество» инвесторам на конкурсной основе предоставляются льготы по налогу на прибыль в размере 4 процентов и налогу на имущество в размере 2,2 процента.
Третий год в республике применяется механизм возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и части затрат по уплате лизинговых платежей в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Положения о порядке предоставления предприятиям промышленности Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей» (от 17.12.2007г. №193).