Инвестиционна деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:48, сочинение

Описание работы

Инвестиционная деятельность на сегодняшний день является важной составляющей частью развития экономики любой страны. С переходом к рыночным отношениям Россия стремится увеличить свою инвестиционную привлекательность и создать благоприятный инвестиционный климат.

Работа содержит 1 файл

Эссе инвестиц деят.doc

— 86.50 Кб (Скачать)


 

 

 

Эссе по дисциплине «Инвестиции» на тему:

 

«Инвестиционная деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009.

 

 

 

 

 

Инвестиционная деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики.

 

Инвестиционная деятельность на сегодняшний день является важной составляющей частью развития экономики любой страны. С переходом к рыночным отношениям Россия стремится увеличить свою инвестиционную привлекательность и создать благоприятный инвестиционный климат.

Пoнятиe "инвecтициoнный климaт" oтpaжaeт cтeпeнь блaгoпpиятнocти cитyaции, cклaдывaющeйcя в тoй или инoй cтpaнe (peгиoнe, oтpacли) пo oтнoшeнию к инвecтициям, кoтopыe мoгyт быть нaпpaвлeны в cтpaнy (peгиoн, oтpacль). Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa ряде фaктopoв: пpитoк и oттoк кaпитaлa, ypoвeнь инфляции и пpoцeнтныx cтaвoк налогообложения, дoля cбepeжeний в ВВП. Большинство этих показателей зависит от развития экономики страны, а также проводимой политики государства. Поэтому наращивание инвестиционной привлекательности невозможно без государственного регулирования. Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие.

Инвестиционная политика государства - это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.

Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:

1) Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.

2) Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.

3) Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.

4) Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).

5) Регулирование занятости населения.

6) Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

На сегодняшний день основными законами, призван­ными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи­тальных вложений» и федеральный закон от 09.07.1999 г. №с 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российс­кой Федерации».

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи­тальных вложений» определяет правовые и экономиче­ские основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений, независимо от форм собственности.

Государственное регулирование инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется двумя способами:

косвенным путем - создание благоприятных условий для развития инвес­тиционной деятельности: снижение общего уровня налогообложения в стране, а также предоставление льгот, ускоренная амортизация – все это способствует расширению мобилизируемых средств для инвестиций; обеспечение равных прав при осуществлении инвес­тиционной деятельности; защиту капитальных вложений; государственное антимонопольное ре­гулирование; создание особых экономических зон с льготным налогообложением и кредитованием;

прямым путем — непосредственное участие госу­дарства в инвестиционной деятельности.

Однако отдельные регионы страны имеют свои особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности, которые обусловлены спецификой инвестиционного законодательства, а также мерами, проводимыми Правительствами субъектов РФ по привлечению инвестиций и  созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах.

Данный аспект я постараюсь раскрыть на примере Удмуртской Республики, рассмотрев инвестиционную привлекательность региона, а также особенности его инвестиционного законодательства.

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

По словам Президента Удмуртской Республики: «Удмуртская Республика  - регион, обладающий большим инвестиционным потенциалом, значительными конкурентными преимуществами, крепкими промышленными традициями, развитой транспортной инфраструктурой, выгодным географическим положением, известными талантливыми конструкторами, учеными и инженерами»[1].

Действительно, инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики определяют ряд факторов:

  1. Политическая стабильность в регионе;
  2. Близость к основным промышленным центрам Урала;
  3. Уникальная природно-ресурсная база, наличие богатых месторождений нефти, лесных ресурсов, развитый агропромышленный комплекс;
  4. Современная транспортная инфраструктура, возможность выхода на основные транспортные магистрали авиационного, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта;
  5. Мощный комплекс обрабатывающих производств, металлургии и машиностроения;
  6. Развитая финансовая инфраструктура, широкие кредитные и лизинговые возможности;
  7. Экономические льготы для инвесторов, содействие инвесторам со стороны региональных, районных и муниципальных властей;
  8. Высокий инженерный и научный потенциал республики, наличие ведущих технических Вузов страны на территории региона, научно-исследовательских центров;
  9. Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет;
  10. Достойный уровень жизни населения, высокий платежеспособный спрос на товары и услуги.

Кроме того, привлекательность региона и его высокий экономический потенциал подтверждают международные рейтинговые агентства, такие как  Moody's Interfax и Moody’s Investors Service.

Об улучшение инвестиционного климата в регионе свидетельствует и положительная динамика увеличения объемов инвестиций.

С 2005 по 2007 г.г. инвестиции в основной капитал составили более 100 млрд. руб., в том числе в 2007 г. - 44,5 млрд. рублей или 111,7% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. 

Объем инвестиций за 9 месяцев 2008 года составил 36,4 млрд. рублей или 110% к объему инвестиций за аналогичный период 2007 года в сопоставимых ценах.

 

 

 

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2004-2008 г.г. (% к итогу)[2].

Вид экономической деятельности

2004

2005

2006

2007

январь-сентябрь 2008

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

8,1

6,5

11,5

12,0

11,2

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

22,1

12,7

12,0

13,9

15,3

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

21,8

16,4

17,5

17,3

25,0

ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ

4,1

3,3

5,1

6,2

4,2

СТРОИТЕЛЬСТВО

1,9

1,0

1,4

1,8

3,1

ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3,1

1,7

2,9

3,7

3,6

ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ

0,3

0,1

0,2

0,1

0,1

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

20,7

25,7

21,5

18,3

14,7

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0,8

0,5

0,7

0,6

0,6

ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРЕНДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ

6,9

14,1

7,1

6,7

3,5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

0,4

0,7

0,8

1,0

0,7

ОБРАЗОВАНИЕ

3,4

2,5

2,6

3,7

3,9

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

1,5

1,4

3,5

3,6

2,7

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОЧИХ КОММУНАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ

4,9

13,4

13,4

11,1

11,3

 

Как видно из приведенной таблицы основная часть инвестиций в 2008г. была направлена в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, транспорт и связь. При этом около 50% всех инвестиций было направлено в строительство зданий и сооружений, 41% - приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Кроме того, без внимания не осталось и сельское хозяйство, а также коммунальные, персональные и социальные услуги. При этом значительно по сравнению с 2005г. снизились инвестиции в операции с недвижимостью. Чуть меньше, чем в 2007г. составили инвестиции в здравоохранение.

Инвестиции на душу населения по состоянию на 1 октября 2008 года составили 23 705,1 руб.

За 9 месяцев 2008 года в Удмуртскую Республику поступило 44 млн. долларов США иностранных инвестиций, из них $29 млн. из Кипра.

Суммарная величина накопленных иностранных инвестиций в Удмуртскую Республику на 1 октября 2008 года составляет 192,9 млн. долларов США, из них 82,1 млн. долл. – прямые инвестиции. Иностранные инвестиции направлялись в основном в металлургическое производство (20%), на развитие и реконструкцию предприятий по добыче нефти и газа (37,7%), строительства (20,4%).

Итак, наиболее перспективными сферами деятельности для инвесторов в республике являются машиностроение и металлообработка, текстильная и легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, нефтедобывающая отрасль. Несмотря на большой потенциал в республике остаются и незадействованные, но привлекательные для инвесторов отрасли экономики. Так, например, интересными являются проекты, направленные на развитие и создание на территории Удмуртской Республики современных рекреационных и спортивно-развлекательных зон, проекты в нефтегазопереработке, лесопромышленном комплексе, переработке льна.

Как отмечает Правительство Удмуртской Республики, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций - первостепенная задача. Однако это не возможно без соответствующей законодательной базы по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с этим актуально проанализировать инвестиционное законодательство данного региона.

 

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Регулирование инвестирования не возможно только на федеральном уровне в силу специфики отдельных регионов.  Поэтому весьма важно осуществлять регулирование инвестиционных процессов на уровне органов государственной власти субъектов РФ. Не исключением является и Республика Удмуртия, где создана законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности,  по предоставлению льгот, действуют целевые программы поддержки приоритетных отраслей промышленности, таких как машиностроение и металлообработка, текстильная и легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, а также инвестиционной и инновационной деятельности и малого предпринимательства.

Помимо федерального законодательства в Республике руководствуются рядом региональных нормативно-правовых актов.

Начиная с 2006 года в республике реализуется Закон Удмуртской Республики от 22.06.2006 г. №26-РЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», которая осуществляется в формах:

  1. предоставление инвесторам льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество;
  2. предоставление инвесторам субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на инвестиционные цели из бюджета Удмуртской Республики;
  3. предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
  4. предоставление инвесторам государственных гарантий;
  5. информационная и организационная поддержка инвесторов.

Основными формами государственной поддержки потенциальных инвесторов являются льготы по налогам на прибыль и имущество и возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам на реализацию инвестиционных проектов и лизингу.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 05.03.2003 г. №8-РЗ «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности» организациям, привлекающим инвестиции, а также направляющим собственные средства на создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств, предоставляются налоговая льгота по уплате налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, по ставке 13,5 процента на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.

Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 г. №55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.08.2005 г. №126 «Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество» инвесторам на конкурсной основе предоставляются льготы по налогу на прибыль в размере 4 процентов и налогу на имущество в размере 2,2 процента.

Третий год в республике применяется механизм возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и части затрат по уплате лизинговых платежей в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Положения о порядке предоставления предприятиям промышленности Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей» (от 17.12.2007г. №193).

Информация о работе Инвестиционна деятельность в РФ и ее государственное регулирование на примере Удмуртской Республики