Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, курс лекций
До начала 90-х годов ХХ века вместо понятия «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения». Он трактовался как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: с экономической точки зрения и с финансовой. Как экономическая категория капитальные вложения представляли собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения.
1. Экономическая сущность инвестиций и их роль в развитии экономики.
2. Классификация инвестиций.
3. Инвестиционный процесс и его основные стадии.
Целостность инвестиционного процесса заключается в том, что все семь стадий обычно циклически повторяются во временной последовательности. Осуществление каждой из них служит условием для дальнейшего развития инвестиционного процесса. Для успешного протекания процесса в целом необходимо уделять большое внимание каждой из его стадий в отдельности.
Последовательность действий при инвестировании на уровне предприятия может быть представлена в порядке, определяемом тщательным их планированием для достижения конкретных целей и высоких результатов. Инвестору следует предварительно составить бизнес-план, а затем последовательно выполнять инвестиционную программу соответственно финансовым целям, а также принятым планам социально-экономического развития отрасли или страны в целом:
При этом государство должно экономически стимулировать предприятия придерживаться генеральной линии развития страны, что должно принести максимальный экономический эффект для всего общества.
Тема №2. Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат в экономике Казахстана
План лекции:
1. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в экономике Казахстана.
2. Инвестиционный климат. Факторы, формирующие инвестиционный климат.
Цель лекции: раскрыть аспекты правового обеспечения инвестиционной деятельности и инвестиционного климата.
1. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в экономике Казахстана.
Правовое регулирование инвестиций играет важную роль в развитии инвестиционных отношений. В основном сложилось два подхода к регулированию инвестиционной деятельности: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) нет специальных законов об иностранных инвестициях; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвесторов.
Существует мнение, что по мере экономического развития отпадает необходимость в создании особых условий для иностранных инвестиций, и специальные законы в этой области подлежат отмене. Например, в Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
В Республике Казахстан специальное законодательство об иностранных инвестициях просуществовало в течение тринадцати лет. Первым законодательным актом в этой области стал Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990г.
Затем в связи с принятием 27 декабря 1994г. Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» этот акт был отменен. Этот Закон был признан утратившим силу в связи с принятием 8 января 2003 г. Закона Республики Казахстан «Об инвестициях». Прежнее законодательство об иностранных инвестициях содержало нормы, закреплявшие предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям; целого комплекса гарантий, предоставляемых иностранным инвестициям (от изменения законодательства, от экспроприации, от незаконных действий государственных органов и должностных лиц и другие); а также возможность установления дополнительных льгот для иностранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сфере.
Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. состоит из 4 глав, 23 статей и обладает рядом особенностей:
Законодатель не употребляет термин «иностранные инвестиции», следовательно, Закон «Об инвестициях» не знает деления инвестиций на отечественные и иностранные.
Вновь принятый Закон не выделяет прямые и косвенные инвестиции.
Согласно Закону льготы и преференции будут устанавливаться в каждом инвестиционном проекте индивидуально, но срок их действия не должен превышать пяти лет.
Для разрешения спора в судебном порядке необходимо согласие обеих сторон (инвестора и Республики Казахстан) относительно выбора компетентного судебного органа, в то время как Закон РК 1994 г. «Об иностранных инвестициях» предоставлял право выбора иностранному инвестору.
Сокращен перечень гарантий, предоставляемых инвесторам на территории Республики Казахстан. По сути, Закон «Об инвестициях» 2003 г. представляет одно целое, сложенное из предшествующих правовых актов, и состоит из двух частей: правовой режим инвестиций и государственная поддержка инвестиций.
Под инвестициями, согласно ст. 1 Закона РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г., понимаются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности. Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Гарантии инвестиционной деятельности
На территории Республики Казахстан инвесторам предоставляются следующие виды гарантий:
Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан.
Гарантия использования инвестором полученных доходов.
Гласность деятельности государственных органов Республики Казахстан в отношении инвесторов.
Гарантия прав инвесторов при национализации и реквизиции.
Инвестиционные преференции
Закон РК «Об инвестициях» закрепляет следующие инвестиционные преференции, предоставляемые инвесторам, посредством заключения контракта с Комитетом по инвестициям Республики Казахстан:
инвестиционные налоговые преференции;
государственные натурные гранты;
освобождение от обложения таможенными пошлинами.
Условиями предоставления инвестиционных преференций являются:
соответствие предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности, утверждаемому правительством Республики Казахстан;
осуществление инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий;
предоставление необходимых документов, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей инвестора для реализации инвестиционного проекта.
Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается для рассмотрения в уполномоченный орган Республики Казахстан, который принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и направляет заявителю ответ в письменной форме в течение 30 рабочих дней с момента регистрации заявки.
Общим правилом является то, что действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока инвестиционного контракта.
Заключение и расторжение инвестиционного контракта
Уполномоченный орган РК в течении 10 дней, после принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций, подготавливает для подписания контракт с учетом положений модельного контракта. Контракт вступает в силу после государственной регистрации, осуществляемой в течение 5 дней с момента подписания его сторонами.
Согласно ст.22 Закона «Об инвестициях» действие контракта, заключенного между государством и инвестором, может быть досрочно прекращено:
по соглашению сторон;
в одностороннем порядке.
Основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке Республикой Казахстан является искажение или сокрытие сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение о предоставлении инвестиционных преференций, а также неисполнение инвестором своих обязательств по контракту. Помимо внутригосударственного регулирования процесса миграции капитала, важное значение имеет международное регулирование. В этих целях Республика Казахстан вступила в международные организации, заключила двусторонние и международные соглашения, главной целью которых выступает защита и поощрение инвестиций. Так, 6 декабря 2001 г. был принят Закон РК «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития», которым регулируются вопросы членства в перечисленных международных организациях.
2. Инвестиционный климат. Факторы, формирующие инвестиционный климат.
Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска.
Всемирный банк включил Казахстан в двадцатку наиболее привлекательных стран мира, а по итогам 2008 года по индексу легкости ведения бизнеса мы поднялись на 10 позиций вверх с 80-го на 70-е место. В 2009 году методология расчета рейтинга изменилась, и Казахстан занял 63-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business-2010.
Сегодня одним из главных факторов, позитивно характеризующих инвестиционный климат страны, является социально-политическая стабильность. Если рынок Казахстана сам по себе ввиду малой численности населения может быть малопривлекательным для инвесторов, то близость к крупным рынкам соседних стран, в первую очередь России и Китая, предоставляет нам хорошие возможности для привлечения инвестиций.
Сегодня у Казахстана ясная долгосрочная макроэкономическая политика, есть перспективы экономического роста. Хорошо развивается программа по подготовке профессиональных кадров - президентская программа "Болашак" дает свои результаты. Новый налоговый кодекс, вступивший в силу в этом году, существенно снизил нагрузку на несырьевой сектор экономики. Как результат - в прошлом году был привлечен рекордный объем прямых иностранных инвестиций в Казахстан - 19 млрд. долларов США. Несмотря на кризис, рост по сравнению с 2007 годом составил 7 процентов.
В 2009 году, если сравнивать с первым кварталом 2008 года, имеется небольшой спад.
Инвестиционная активность по сравнению с докризисным периодом снизилась, что вполне естественно.
В структуре прямых иностранных инвестиций у нас 2/3 связано с сырьевым сектором экономики - горнодобывающей промышленностью и геологоразведкой. На обрабатывающую промышленность приходится всего девять процентов.
Параметры инвестиционного климата:
Природные ресурсы и состояние экологии;
Качество трудовых ресурсов;
Уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
Политическая стабильность;
Макроэкономическая стабильность;
Состояние государственного бюджета, госдолг, платежный баланс;
Качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
Степень либерализации экономики;
Уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
Защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
Налоговая система и уровень налогового бремени;
Финансово-банковская система;
Доступность кредитования;
Открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
Уровень монополизации экономики;
Наличие административных, технических, информационных и других барьеров на рынке
Тема № 3. Структурно-инвестиционная политика государства
План лекции:
1. Инвестиционная политика Казахстана как неотъемлемая часть экономической политики государства.
2. Механизм и основные принципы реализации инвестиционной политики государства.
3. Деятельность государственных органов, ответственных за проведение инвестиционной политики.
Цель лекции: дать обоснование структурно-инновационной политики Казахстана в современных условиях.