Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 09:33, контрольная работа
Наша страна способна стать ведущим мировым экспортером зерна и самостоятельно обеспечить себя мясом на 80%. В ближайшие пять лет потребность российского сельского хозяйства в инвестициях составит $70 млрд. В связи с этим, в ближайшее время можно ожидать негативной динамики показателей доходности, урожайности и рентабельности.
Наша
страна способна стать
ведущим мировым экспортером
зерна и самостоятельно
обеспечить себя мясом
на 80%. В ближайшие пять
лет потребность российского
сельского хозяйства
в инвестициях составит $70
млрд. В связи с этим,
в ближайшее время можно
ожидать негативной
динамики показателей
доходности, урожайности
и рентабельности.
В последние годы сельское хозяйство в России было убыточным. Сельское хозяйство существовала благодаря субсидиям, причем в отрасли продолжительный инвестиционный цикл. А это привело к тому, что был затруднен доступ к капиталу, как следствие - значительное падение сельскохозяйственного производства. Теперь ситуация меняется в корне. Во-первых, благодаря государственному регулированию и поддержке. Во-вторых, инвесторы стали иначе относиться к сельскому хозяйству в связи с ростом мировых цен на продовольствие и повышением значимости сельского хозяйства в целом. По оценкам специалистов в 2008–2013 годах потребность данного сектора в инвестициях составит $70 млрд.
Сдавать свои позиции российское сельскохозяйственное производство начало в 1990-х, тогда в стране был переход от плановой экономики к свободному рынку. Отрасль перестала получать средства из государственного бюджета. Помимо этого сложились благоприятные возможности для импорта продовольствия и сельхозпродукции. Как следствие - массовое сокращение внутреннего производства. В 90-х были периоды, когда в магазинах не продавалось никакого мяса, кроме американских куриных «окорочков». Они были дешевы, пользовались большим спросом, и российские производители не могли конкурировать с данной продукцией по цене и себестоимости. Незащищенность рынка привела к сокращению доли российских производителей до уровня в среднем ниже 50% от совокупного объема потребления.
Следующим фактором , который ограничил развитие сельскохозяйственных компаний, стало отсутствие средств и доступа к источникам капитала. Сельхозпроизводители не справлялись с пополнением оборотного капитала, и некоторым из них пришлось сократить производство. Не было инвестиции в оборудование и модернизацию инфраструктуры, а также в культивирование новых земель. Только с 2003 года российское правительство, наконец поставило цель снизить зависимость страны от импорта основных продовольственных продуктов (мяса, сахара, риса, растительного масла и порошкового молока).
В 2007 году была принята
стратегия развития аграрного сектора
России на 2008–2012 годы. Стратегия направлена
на увеличение поголовья скота по производству
мяса и молока. В связи с этим будет повышен
спрос на корма, а это в свою очередь будет
способствовать росту потребления зерна,
и будет стимулировать инвестиции в приобретение
сельскохозяйственных земель под производство
злаков. С этой точки зрения, политика
государства в области сельского хозяйства
представляется последовательно-
Озвучим несколько факторов, создающих благоприятный режим для сельхозпроизводителей в России.
Право на приобретение земли в собственность. Сегодня землю можно покупать и продавать. По словам экспертов, около 13% совокупных обрабатываемых сельскохозяйственных земель находится в собственности индивидуальных фермеров, 78% принадлежит аграрным компаниям, 9% – частным лицам. Около 40% владеют региональные администрации и государственные структуры в рамках предприятий АПК.
Налоговые льготы. В 2005 году правительство установило новые налоги для сельхозпроизводителей. А именно, на 2006–2008 годы была принята нулевая ставка налога на прибыль, которая должна возрасти в 2009-м до 6%, а затем в 2010–2011-м – до 12% против нынешних 24% в других отраслях. Сельское хозяйство – единственный сектор в России, где действуют налоговые льготы и отсутствуют дополнительные сборы (такие, как акциз или НДПИ).
Созданы условия для привлечения заемных средств. Деньги выделяются из федерального и местных бюджетов для субсидирования процентных расходов по обслуживанию кредитов, которые связанны с инвестициями в сельское хозяйство. Государство компенсирует процентные расходы сельскохозяйственным компаниям в размере 95% от ставки рефинансирования Банка России, но не более 95% совокупных процентных расходов. К примеру, если аграрная компания получила заем по ставке 13%, то правительство выплачивает банку 9,5%, а сам производитель отдает оставшиеся 3,5%.
Регулирование импорта. В 2003-м были установлены квоты на импорт сырого мяса, причем квоты ежегодно пересматриваются . По данным Министерства экономического развития, на 2008 год они установлены в следующих размерах: мясо птицы – 1,2 млн тонн (из них 74,4% могут поступить из США); свинина – 0,5 млн тонн (из них 50,4% – из Евросоюза); говядина – 0,45 млн тонн (из них 79% – из Евросоюза). Пошлина на импорт мяса в пределах установленных квот составляет 15% от его таможенной стоимости. Тарифы на ввоз с превышением квот существенно выше (60% для свинины и мяса птицы, 30% для говядины).
Интервенции на зерновом рынке. Для того, чтобы влиять на цены внутреннего рынка страны, Министерство сельского хозяйства создало специальный фонд. Его зерновые запасы пополняются за счет правительственных закупок в урожайные годы. Зерно помещается в частные хранилища и находится там до тех пор, пока ситуация не изменится и внутренние цены на зерно не возрастут на фоне значительного экспорта или плохого урожая. Последний раз интервенция проводилась в марте 2008-го, когда на рынке были проданы около 12 тыс. тонн пшеницы и около 5 тыс. тонн ржи.
Экспортные барьеры. Правительство использует разные способы ограничения вывоза сельскохозяйственной продукции в целях контроля поставок и цен на внутреннем рынке. Например, в ноябре 2007 года была введена сезонная экспортная пошлина на пшеницу и ячмень, действовавшая до 1 июля 2008-го. В декабре 2007-го ее повысили с 10% (не менее 22 евро за тонну) до 40% (не менее 105 евро за тонну).
Компенсация стоимости удобрений, семян и горючего. Селяне могут рассчитывать на частичное (не более 50%) покрытие этих расходов. В регионах России применяются разные механизмы компенсации, обычно средства выделяются местными бюджетами.
Есть несколько основных стратегий для сельскохозяйственных компаний. Основная, инвестиции в землю. Понятно, что цены не отражают ее реальную стоимость, поэтому можно приобретать сельхозугодия как дорожающий актив, который способен генерировать растущие денежные потоки. Кроме того, землю можно использовать в качестве залога для получения более дешевых кредитов.
Инвестиции в производство сельхозпродукции. Вложение денег дают возможность российским компаниям получение субсидий, а также гарантируют им льготный режим налогообложения. Помимо этого, внутри страны сложилась благоприятная ценовая политика, а в перспективе российские холдинги способны выйти и на мировые сельскохозяйственные рынки. Причем инвестиции в производство зерна снижают сырьевые издержки и себестоимость, конечно если цепочка стоимости предусматривает дальнейшую переработку, либо если оно используется в качестве сырья (например, кормов для скота, в мукомольном или хлебопекарном производстве).
Следующая стратегия, развитие инфраструктуры. Высокие мировые цены на зерно дают возможность российским производителям выходить на экспортные рынки. По оценкам специалистов с 2007 по 2013 год вывоз зерна может возрасти в пять раз до 60 млн тонн в год.
Если вложения в сельское хозяйство смогут обеспечить рост посевных площадей за пять лет на 36% к уровню 2007 года, а урожайность – на 15–17%, то произойдет значительное увеличение производства зерна, со всеми вытекающими последствиями.
С чем могут столкнуться инвесторы в сельском хозяйстве? В отрасли по-прежнему сохраняется высокий уровень операционных рисков. К примеру, сезонность, отсутствие денег на начальном этапе инвестиционного цикла, нехватка квалифицированных кадров, удорожание земли, удобрений, ГСМ.
Выходом из сложившейся ситуации могут стать акции мировых производителей зерна, которые торгуются с прогнозным коэффициентом P/E на 2008 год в 14,6, производителей мяса – 17, сахара – 14,6. Специалисты считают, что первых будут оценивать с премией по отношению ко вторым и третьим, учитывая различие в прогнозах динамики отпускных цен и производственных затрат для этих секторов. Вообще, компании, которые находятся в самом начале продовольственной цепочки, по мнению специалистов должны выиграть от сложившейся ситуации. Причем, повысилась корреляция между ценами на зерно и нефть, поскольку динамика последних способствует росту спроса на биотопливо, а площадь сельскохозяйственных земель, пригодных для посадки зерновых, ограничена.
Планируемые показатели по отдельным видам продукции в 2008–2012 гг., млн тонн Деятельность 2008 2009 2010 2011 2011
Производство мяса и мяса птицы 9,0 9,5 10,1 10,8 11,4
Производство молока
Производство зерна 49,9 51,2 52,7 54,3 56,0
Экспорт зерна 9,0 13,0 14,0 15,0 15,0