Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:18, доклад
В современной России особое место отводится региональным финансовым аспектам развития национальной экономики. В ходе рыночных преобразований интересы субъекта Российской Федерации становятся приоритетными, а сами регионы стали рассматриваться как финансово самоуправляемые территории.
Финансы субъекта РФ реализуются в форме финансового потенциала его территории. Финансовый потенциал характеризует степень обеспеченности стабильной и достаточной доходной базой региональных органов власти и управления. Эта проблема является сейчас в России одной из наиболее актуальных.
В современной России особое место отводится региональным финансовым аспектам развития национальной экономики. В ходе рыночных преобразований интересы субъекта Российской Федерации становятся приоритетными, а сами регионы стали рассматриваться как финансово самоуправляемые территории.
Финансы субъекта РФ реализуются в форме финансового потенциала его территории. Финансовый потенциал характеризует степень обеспеченности стабильной и достаточной доходной базой региональных органов власти и управления. Эта проблема является сейчас в России одной из наиболее актуальных.
Финансовый потенциал большинства регионов пока еще не в состоянии генерировать необходимый объем источников финансирования всех потребностей органов власти для выполнения ими своих функций. Поэтому достаточно важными являются научные разработки, направленные на построение таких финансовых отношений, которые позволяли бы полноценно формировать и использовать финансовый потенциал субъектов РФ с наибольшим экономическим и социальным эффектом.
Все это свидетельствует о важности научного решения проблемы финансового потенциала субъекта РФ, и определяет актуальность темы данного исследования.
Саратовская область – один из самых динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Особенности географического положения области обусловили разнообразие природных ресурсов на ее территории: добываются полезные ископаемые, такие как нефть, газ, сырье для строительных материалов, горючие сланцы и др. По запасам цементного сырья Саратовская область занимает одно из ведущих мест в РФ. Область считается одним из старейших нефтегазодобывающих регионов России.
Среди конкурентных
В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высококвалифицированных научных и инженерных кадров.
Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области
является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные
подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные
организации, включая организации Российской академии наук (далее – РАН)
и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты,
научно-исследовательские институты (далее – НИИ) при высших учебных
заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации.
Саратовская область – регион, который характеризуется низкой себестоимостью производства и быстрой окупаемостью инвестиций. Объем инвестиционных поступлений за последние три года увеличился практически в 2,5 раза.
Одним из подтверждений этому служат данные кредитных рейтингов по международной (глобальной) шкале в местной и иностранной валюте на уровне Ba2 и рейтинг по национальной шкале на уровне Aa2.ru, присвоенные Саратовской области международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service.
Аналитическое исследование другого авторитетного рейтингового агентства – «Эксперт РА» – свидетельствует о том, что Саратовская область стала одним из регионов, существенно повысивших свою инвестиционную привлекательность в 2008–2009 гг.: даже за столь короткий и кризисный для страны период показатель инвестиционного риска в этом регионе снизился на 19 позиций. В результате Саратовская область вошла в число 15 регионов Российской Федерации с наименьшими инвестиционными рисками.
Рейтинги, присвоенные Саратовской области, отражают диверсифицированную экономику области, умеренный уровень долга, низкие процентные расходы, а также относительную устойчивость местной экономики к воздействию общероссийского экономического кризиса. Прогноз данных рейтингов признан стабильным.
Инвестиционная политика
В 2010–2011 гг. основным методом развития экономики региона стало привлечение новых предприятий на территорию области. Правительство области в течение всего прошедшего года вело работу по реализации ряда крупных инвестиционных проектов и восстановления перспективных предприятий области за счет привлечения новых эффективных инвесторов. Эта работа стала закономерным продолжением взятого ранее курса на повышение инвестиционной привлекательности региона.
Еще в 2007 году при губернаторе Саратовской области был создан Совет по инвестициям. Главной целью Совета стало создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и адаптации инвесторов на территории региона.
В списке приоритетных задач этого совещательного органа:
- содействие созданию благоприятных экономических, финансовых, организационных условий для привлечения инвестиций в экономику области;
- поддержка реализации важных для экономики области инвестиционных проектов (в том числе разработка способов предоставления гарантий, льгот и преференций инвесторам и страхования инвестиций);
- анализ деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействующих с субъектами инвестиционной деятельности, по вопросам устранения административных барьеров;
- разработка предложений по устранению административных барьеров, препятствующих успешной реализации инвестиционных проектов на территории области, и совершенствованию административных процедур при реализации инвестиционных проектов в области.
Рациональная инвестиционная политика правительства Саратовской области, и не в последнюю очередь деятельность Совета по инвестициям, позволили региону достичь солидных результатов.
На сегодняшний день Саратовская область имеет репутацию территории, обладающей высоким инвестиционным потенциалом, одними из главных составляющих которого являются трудовой и инфраструктурный потенциал. Поэтому руководство области уделяет огромное внимание обеспечению профессиональными квалифицированными кадрами планируемых производств, а также инфраструктурной подготовке площадок для реализации инвестиционных проектов.
По версии аналитического агентства «Эксперт РА», Саратовская область входит в число 15 регионов России, отличающихся наименьшими инвестиционными рисками.
Главными составляющими
инвестиционной
Саратовская область – динамично развивающийся регион, обладающий широкими инвестиционными возможностями.
Для развития бизнеса и инвестиционной деятельности на территории Саратовской области принят пакет законов, обеспечивающих инвесторам режим наибольшего благоприятствования, все меры государственной поддержки, включая существенные налоговые льготы.
Создан режим «одного окна», который обеспечивается посредством заключения инвестиционного договора. Этот документ позволит инвестору подтвердить свой статус и обосновать право на получение налоговых льгот. В соответствии с принятым законодательством вновь создаваемые после 1 января 2008 года организации-инвесторы получат следующие льготы: снижение ставки налога на прибыль с 17,5 до 13,5 процента, налога на имущество с 2,2 до 0,1 процента, а также освобождение от уплаты налога на транспортные средства, приобретенные в рамках реализации инвестиционного проекта.
При этом реализация указанных законов области не повлечет снижения налогооблагаемой базы области, так как льготы предусматриваются для вновь создаваемых с 1 января 2008 года организаций-инвесторов. Льготная ставка налога на имущество применяется в отношении вновь созданного (приобретенного) имущества.
Работает Совет по инвестициям при Губернаторе области П.Л. Ипатове, который обеспечивает взаимодействие областных, федеральных, местных органов власти, учреждений и организаций области. На заседаниях Совета инвесторы представляют свои проекты, получают их одобрение и могут решать возникающие при реализации вопросы. Для этого созданы специальные рабочие группы.
В настоящее время в Саратовской области реализуются десятки инвестиционных проектов. Многие из них находятся в стадии проектирования и строительства, но уже через 2-3 года они воплотятся в жизнь.
Аналитики международного агентства Moody’s Investors Service уверены, что ключевым фактором для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Саратовской области стала способность правительства области проводить твердую долговую и инвестиционную политику.
БЮДЖЕТ
Динамика поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет области в 2010 году характеризовалась замедлением помесячных темпов их роста во втором полугодии. Данная тенденция отражает ситуацию, характерную как для субъектов Приволжского федерального округа, так и Российской Федерации в целом.
Значительное уменьшение налоговых платежей обусловлено снижением темпов роста объемов производства и выполненных работ по предприятиям нефтегазового сектора. Темпы по налогам снизились с 130% по итогам первых 6 месяцев 2010 года до 106% - на конец года. Одной из главных причин уменьшения налоговых платежей стала проводимая крупными вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративная финансовая политика, сокращение инвестиционных программ, и, как следствие, снижение объемов работ, выполненных на территории региона.
Реорганизация предприятий железнодорожного транспорта привела к снижению темпов роста по налоговым платежам со 154% до 121%.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области увеличился по сравнению с 2009 годом на 14,1% и составил 47782,1 млн. рублей. В номинальном выражении объем докризисного 2008 года превышен на 2,8 млрд рублей или на 6,3%.
В среднем по России рост к 2008 году составил 1,3%. По Приволжскому Федеральному округу докризисный уровень пока не достигнут (99,2%).
Достигнутые темпы роста не смогли обеспечить достаточный объем бюджетных доходов. Здесь можно выделить три основные проблемы.
Во-первых, на территории области работает значительное количество организаций, входящих в интегрированные компании, а также филиалов, головные компании которых расположены за пределами области. Их территориальная стратегия, особенности экономического и инвестиционного циклов, которые очень сложно прогнозировать и контролировать, существенно влияют на объем налога на прибыль.
Во-вторых, акцизы, распределяемые централизованно на федеральном уровне. Как и в предыдущей год, прогноз администратора этих доходов (УФК по Смоленской области) не оправдался. Поступило только 96,8% от запланированных объемов. В 2011 году, по оценкам минфина правительства области, администратор также заложил завышенные темпы роста и ситуация может повториться.
И, в-третьих, на исполнении бюджета негативно сказался возврат налогоплательщиками более 1,0 млрд рублей (1017,3 млн рублей) налоговых платежей, уплаченных в предыдущие налоговые периоды.
В результате в консолидированный бюджет поступило на 1,5 млрд рублей или на 3% меньше, чем было предусмотрено в параметрах консолидированного бюджета, в том числе областной бюджет недополучил 1,4 млрд рублей.
Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 75,2 млрд рублей с ростом к факту 2009 года на 1,9 млрд рублей или 2,6%, в том числе, областного бюджета – 59,9 млрд рублей с превышением уровня предшествующего года на 0,8 млрд рублей.
На социальную сферу с учетом соответствующих межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам израсходовано 48,6 млрд рублей или 64,6% общих расходов. Почти треть этой суммы – 13,5 млрд. рублей – составили расходы по осуществлению социальных выплат, возросшие относительно 2009 года в 1,5 раза.
На рост расходов кроме указанных выше причин повлияли: перевод в соответствии с требованиями Федерального закона № 185-ФЗ оплаты коммунальных расходов федеральным и региональным льготникам с 1 января 2010 года из натуральной формы в денежную с дополнительным ассигнованиями около 2 млрд рублей; введение постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 816 в конце 2009 года авансовых платежей поставщикам тепловой, электрической энергии и газа, что увеличило платежи за коммунальные услуги на 0,4 млрд рублей.