Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:26, реферат
Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина.
Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина.
На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне дестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины - 9 раз.
Иностранные инвестиции
в развитии государств Латинской
Америки исторически играли особую
роль. С момента обретения ими
политической самостоятельности зарубежные
капиталы оказывали влияние на формирование
структуры их экономики и общественно-
В 1980-1990-е гг.
влияние иностранного капитала в
латиноамериканской экономике значительно
усилилось. После недостаточно успешных
попыток создания собственной
В конце 1980-х
гг. после валютных кризисов, гиперинфляции
и банкротства долговой политики
в стране было введено жесткое
прикрепление курса национальной валюты
- песо - к американскому доллару,
что фактически лишило ее возможности
проведения независимой денежно-кредитной
политики и регулирования валютного
курса. Правительство сократило
государственные расходы, и были
привлечены кредиты МВФ. Принятые меры
помогли остановить гиперинфляцию
и даже вызвали некоторый
Еще одним полюсом
крупного притока прямых иностранных
инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны
Восточной и Юго-Восточной
За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%, то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель централизованного
стратегического планирования, основывающуюся
на пятилетних планах развития, опирается
также Малайзия. На протяжении последних
30 лет ее правительством были успешно
осуществлены новая экономическая
стратегия (1971-1990 гг.) и национальная
политика развития (1991-2000 гг.), превратившие
сельскохозяйственную и горнодобывающую
страну в современное индустриальное
государство с динамично
Важная особенность азиатской модели - жесткие политические режимы, обеспечившие проведение последовательных экономических реформ по модернизации экономики. В числе лидеров таких режимов, инициировавших и ставших гарантами реформ, были ПакЧжон Хи в Южной Корее (1961-1979 гг.), Чан Кайши и Цзян Цзинго в Тайване (1949-1988 гг.); Сухарто в Индонезии (1967-1998 гг.), Дэн Сяопин в Китае (1979-1997 гг.), Махатхир Мохамад в Малайзии (с 1981 г.) и Ли Куан Ю в Сингапуре (1960-1991 гг.).
Исходя из опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его транснациональным корпорациям, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.