Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:53, реферат
Человеческий капитал, (включающий в себя силу, выносливость, сообразительность, а так же приобретаемые в течение жизни качества, которые в свою очередь отражаются и на доходах человека), можно определить как меру способности людей к труду. Важную роль здесь занимает образование, как комплекс профессиональных знаний и умений. На экономическую активность человека, его отношение к труду, структуру потребностей, мотивации сильно влияет и воспитание.
Инвестиции
в образование
и рынок труда.
Человеческий капитал, (включающий в себя силу, выносливость, сообразительность, а так же приобретаемые в течение жизни качества, которые в свою очередь отражаются и на доходах человека), можно определить как меру способности людей к труду. Важную роль здесь занимает образование, как комплекс профессиональных знаний и умений. На экономическую активность человека, его отношение к труду, структуру потребностей, мотивации сильно влияет и воспитание.
Человеческий капитал неотделим от индивида: его нельзя купить, приобрести в собственность, но можно на определенных условиях взять или предоставить в пользование (аренду, наем). Знания и навыки иногда приобретаются и без дополнительных инвестиций - например, на практике, путем обучения на рабочем месте. Важно помнить о том, что человеческий капитал также подвержен физическому и моральному износу, поскольку способности (физические, умственные, психологические) могут со временем снижаться.
Любую деятельность, повышающую способность людей получать (приносить) доход, мы вправе рассматривать как инвестиции в него. Такие инвестиции могут осуществляться не только самим работником, но и его семьей, государством, фирмой, спонсорами.
Инвестиции в человеческий капитал - это затраты не только на его образование и профессиональную подготовку, приобретение трудового и жизненного опыта, улучшение здоровья, внешности, но и на миграцию людей, на поиски работы. В первом случае повышается качество работника как ресурса, растут знания и навыки, улучшается здоровье, следовательно, увеличивается запас данного производственного фактора. Во втором - растет рыночная цена, облегчается реализация человеческого капитала на рынке труда. Целью инвестиций в человеческий капитал иногда оказывается не рост доходов, а приобретение власти или статуса, престижа, ради этой цели некоторые инвесторы даже готовы потерять часть дохода.
Кто именно должен получать доход от инвестиций в человеческий капитал? Если человек вправе распоряжаться собой, своей судьбой, обладает экономической и юридической свободой, то, доходы от любых вложений в его человеческий капитал будут принадлежать ему самому.
С инвестициями в человеческий капитал нередко связаны обстоятельства неденежного, морального характера (например, средства, затраченные родителями на воспитание и образование ребенка). Усилия государства по привитию гражданам определенных этических принципов, религиозных взглядов, патриотизма, привычки к законопослушанию, толерантности и т.п. вполне уместно считать своеобразными инвестициями в человеческий капитал.
Самое широкое направление среди
инвестиций в человеческий капитал занимают инвестиции в образование. В развитой рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Данный факт можно объяснить тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и умения. Разрыв между доходами образованных (обученных) и необразованных (необученных) людей в большинстве стран мира растет.
Инвестирование в образование всегда связано с некоторым риском из-за неопределенности будущих доходов, сложностью учета «неденежных» аспектов. Но важно помнить и о риске, связанном с инвестициями в другие активы, если они повышаются, то инвестиции в человеческий капитал становятся более привлекательными.
Во всем мире широкое распространение получила концепция непрерывного образования. Многие фирмы регулярно проводят обучение, переобучение и повышение квалификации персонала. Отвечая на вопрос о том, кто должен платить за такое обучение можно сказать, что ответ зависит от типа образования. При общем обучении (изучение иностранных языков, усвоение компьютерных программ и т.д.) работник приобретает такие знания, квалификацию и навыки, которые можно будет использовать и в других фирмах. Риск для работодателя велик, поэтому расходы обычно берет на себя сам работник. Специализированное обучение, напротив, дает знания и навыки, мало применимые на стороне; в этом случае наниматель, как правило, берет на себя почти всю сумму расходов.
С инвестициями в человеческий капитал тесно связаны проблемы функционирования рынка образовательных услуг. Для работодателя диплом об образовании (особенно высшем) служит показателем не только квалификации претендента на рабочее место, но и его способностей, а также других желательных личностных качеств. Иногда для нанимателя важно лишь наличие диплома, уровень же конкретных профессиональных познаний может оказаться вопросом второстепенным. На рынке труда существует спрос на саму возможность довести до потенциального работодателя информацию о наличии образования у кандидата, т.е. наличие не знаний и квалификации, а лишь документа о его получении. Следовательно, можно предположить существование рынка низкокачественных образовательных услуг и поддельных документов об образовании.
Такой рынок действительно
существует, но в развитых странах качество образования всегда остается на достаточно высоком уровне. Это можно объяснить государственным контролем над качеством программ обучения, уровнем знаний выпускников, огромной ролью деловой репутации образовательного учреждения в условиях острой конкуренции. Поэтому образование - не только сигнал о способностях, но и фактор, реально повышающий производительность работника.
Поддержка и развитие системы образования - одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования; в некоторых странах у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (естественно, государственных).
Сейчас в России инвестиции в образование связаны с рядом проблем. В советские времена зарплата мало зависела от уровня образования и индивидуальных характеристик работника. Положение стало меняться лишь с переходом к рыночной экономике, здесь так же уместно напомнить о проблеме качества образовательных услуг.
Существует немногочисленная группа престижных, элитных вузов, куда непросто поступить и где трудно учиться, поскольку к студентам предъявляются
повышенные требования. В условиях постоянного бюджетного недофинансирования государственный вуз объективно вынужден более бережно относиться к тем, кто оплачивает свое обучение. Для частного вуза это еще актуальнее.
Так же в России широко распространен рынок «укороченного» образования. Это в первую очередь дистанционное обучение - менее затратное для вуза и более дешевое для студента, чем даже обычное заочное. Конечно, можно говорить, о несомненных преимуществах такого образования, но здесь существенно повышается риск для работодателей - принять на работу людей с низким уровнем знаний.
Довольно распространена ситуация, когда работодатель предъявляет к претендентам явно завышенные требования и настаивает, например, чтобы у них было именно высшее образование, хотя, служебные обязанности этого совершенно не предполагают. Подобное поведение работодателей объясняется тем, что любой диплом характеризует потенциал человека, его личные качества и в какой-то мере уровень культуры.
Важной проблемой современного высшего образования можно назвать массовое стремление юношей избежать службы в армии, поступив на очное отделение вуза (он должен быть аккредитован, а его образовательная программа - пройти государственную аттестацию). В результате ресурсы общества распределяются неэффективно. А подобные студенты, зачастую получают неинтересную им специальность, соответственно средства затраченные государством будут потрачены впустую.
Можно говорить и положительной динамике этого вопроса, российский образовательный рынок бурно развивается, причем во многом благодаря введению платного образования, появлению большого числа негосударственных вузов, филиалов государственных и частных вузов. Конкуренция на нем заметно растет, а качество образования остается достаточно высоким. Конкурентный характер образовательного рынка определяет возможность его эффективного функционирования, позволяющего решать задачи не только увеличения объемов предлагаемых образовательных услуг, но и поддержания их должного качества.
Еще один позитивный фактор - престиж высшего образования, а, следовательно, потенциал для развития образовательной сферы.
Инвестированию в образование часто мешает несовершенство законодательной базы. В России почти полностью отсутствует государственное регулирование контрактных отношений, поэтому и работник, и работодатель нередко ощущают себя абсолютно незащищенными.
Обучая работника за свой счет (особенно если речь идет об общем образовании), российский работодатель сильно рискует: даже если с человеком заключен договор о том, что после обучения он отработает на предприятии определенный срок, нарушение такового не всегда влечет за собой расплату для нарушителя. Работодатель стремится всячески снизить риски инвестирования в обучение работников, часто пользуясь различными формами соглашений. В Трудовом Кодексе указывается, что работодатель обязан нести много издержек, связанных с обучением работника, зачастую не ощущая своей очевидной выгоды. Рост российской экономики, который продолжается последние несколько лет, формирует условия для развития всех видов и форм инвестиций в образование. Поэтому активная государственная поддержка эти процессов, очень важна именно на этом этапе.
У современных студентов разные мотивы для получения высшего образования, цели и приоритеты, уровень возможностей и самооценки, но все они трудятся, зарабатывают деньги, сталкиваются с реальными жизненными проблемами и рассчитывают, что обучение поможет им укрепить свои жизненные позиции. Следственно, инвестиции в образование рынок труда, дает широкие перспективы государству и работодателям.