Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа
Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.
Увеличение нормы сбережения обусловливает другой сценарий экономического развития, характеризующийся падением уровня потребления и увеличением уровня инвестиций. Рост инвестиций через определенный временной лаг приводит к накоплению капитала в производстве, уровень накопления и уровень инвестиций повышаются
до тех пор, пока не достигнут оптимального с позиции устойчивости экономики значения. При этом в результате роста сбережений обеспечивается более высокий уровень потребления.
Рост инвестиций достигается при повышении доли сбережений
в получаемых доходах. Вместе с тем роль сбережений как инвестиционного ресурса во многом зависит от влияния таких факторов, как растущее предпочтение к наличности, развитие системы институциональных сбережений (страхование, социальное страхование), основная часть которых не поступает в распоряжение нуждающихся в капитале предприятий, увеличение значения государства, которое контролирует часть кредита.
Значительное воздействие на инвестиционный спрос оказывает
ожидаемый темп инфляции .В наиболее общем смысле повышение темпов инфляции вызывает обесценение доходов, которые предполагается получить от инвестиций. Кроме того, инфляция оказывает негативное влияние на объем инвестиций по целому ряду направлений: через сдерживание движущих сил экономического роста в долгосрочном аспекте, ограничение процессов накопления и расширения производства, обесценение производственных фондов во всех функциональных формах, инфляционное налогообложение прибыли, перелив денежных средств из сферы производства в сферу обращения, уменьшение реальных доходов и
сбережений, снижение емкости внутреннего рынка и т.д. Поэтому рост темпов инфляции, а также инфляционных ожиданий препятствует активизации инвестиционной деятельности.
В условиях развитой рыночной
экономики формирование
Существенное влияние на динамику инвестиций оказывает процентная и налоговая политика государства. Регулирование процентных и налоговых ставок является важным рычагом государственного воздействия на инвестиционный спрос. Снижение налогов на прибыль при прочих равных условиях ведет к увеличению доли накоплений предприятий, направляемых на инвестирование.
Ставка ссудного процента определяет цену заемных средств для
инвесторов. Повышение процентной ставки усиливает мотивацию к сбережениям и одновременно ограничивает инвестиции, делая их нерентабельными. При снижении ставки ссудного процента инвестирование оказывается более прибыльным, поэтому уменьшение ставки
ссудного процента ведет к росту инвестиций и наоборот.Определение воздействия процентной ставки на динамику инвестиционного спроса будет неполным без выяснения ее соотношения с нормой ожидаемой прибыли. Вместе с тем при принятии инвестиционных решений существенную роль играет не номинальная, а реальная ставка процента, поскольку фактор инфляции искажает действительные ориентиры и без его учета при сопоставлении ставки ссудного процента с нормой ожидаемой чистой прибыли может быть получен неверный результат.
Прибыль играет двойственную роль в инвестиционной деятельности; с одной стороны, она может рассматриваться как источник финансирования инвестиций, а с другой стороны — как цель инвестирования. Исследования, связанные с решением сложных задач математической формализации уровня и динамики инвестиционного спроса, выявлением основных параметров, определяющих инвестиционный спрос, свидетельствуют о существовании определенной зависимости между прибылью и инвестициями.
1.3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в регионах
Одна из основных причин, сдерживающих
приток капиталов в экономику, - недостаточное
законодательное обеспечение инвестиционного
процесса.
Если рассматривать его правовую базу
как систему законодательных актов различного
уровня, то она включает в себя федеральные
законы и законы, принимаемые на уровне
субъектов Федераций. В федеральных законах
можно выделить следующие группы.
Во-первых, базовые законы, непосредственно
регулирующие инвестиционную деятельность,
закладывающие ее основные принципы и
вводящие основные понятия этой деятельности
(например, Закон "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР" от 25.02.1999 г. №39-ФЗ,
Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях"
от 9.07.1999 г. №160-ФЗ ).
Во-вторых, законы, правообеспечивающие
отдельные виды инвестиционной деятельности.
Это Закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, определяющий перечень
финансируемых их этого бюджета федеральных
целевых программ; Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции".
В-третьих, законодательные
акты, которые регламентируют деятельность
финансовых институтов, аккумулирующих
инвестиционные ресурсы, федеральные
законы"О негосударственных пенсионных
фондах" от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ , "Об инвестиционных
фондах" от 29.10.2001 г. №156-ФЗ.
В- четвертых, законы, касающиеся
условий осуществления инвестиций, - устанавливающие
налоговый режим, определяющие организационно-правовую
форму предприятий - получателей инвестиций,
легитимирующие инструменты привлечения
и гарантирования последних.
Привлечение иностранных инвестиций
и развитию экспортного потенциала России
и ее регионов призван способствовать
Федеральный закон "О свободных экономических
зонах"от 22.07.2005 г. №116-ФЗ. В нем введено
понятие свободных экономических зон,
определены их законодательно регулируемые
виды: зоны экспортного производства,
таможенные зоны торгового и производственного
типов, особые экономические зоны.
Создание законодательных
предпосылок стимулирования инвестиционной
активности предполагает реформирование
предприятий (получателей инвестиций)
с целью их подготовки и эффективному
освоению инвестиционных ресурсов. В этом
смысле очень важен принятый. Федеральный
закон "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации"
от 21.12.2001 г.№178-ФЗ.
Одним из важнейших актов,
регулирующих отдельные виды инвестиционной
деятельности стал Закон "О соглашениях
о разделе продукции" от 30.12.1995 г. №225-ФЗ,
который определил правовые основы использования
российских месторождений на условиях
раздела продукции.
Также можно выделить закон Чувашской Республики от 25.05. 2004 г. №8 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"(с изменениями от 24.10.2004 г., 14.07.2006 г.),принятый Государственным Советом Чувашской Республики 20 мая 2004 года.
Настоящий Закон направлен на улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, обеспечение стабильных условий деятельности инвесторов в Чувашской Республике, а также устанавливает гарантии защиты прав, интересов и имущества инвесторов независимо от форм собственности.
Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике являются1:
В целях государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике используются следующие формы и методы2 :
- предоставление льгот по налогам и сборам (далее - налоговых льгот), подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, при привлечении инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законами Чувашской Республики о налогах;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов по республиканским налогам, а также по налогу на прибыль организаций, в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законами ЧР о налогах;
- прямое участие Чувашской Республики в инвестиционной деятельности путем:
а) разработки, утверждения и финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Чувашской Республики и межмуниципальных инвестиционных проектов;
б) предоставления
на конкурсной основе государственных
гарантий по инвестиционным проектам
за счет средств республиканского бюджета
Чувашской Республики;
в) размещения средств республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
г) проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
д) выпуска облигационных займов Чувашской Республики, гарантированных целевыхзаймов;
е) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности Чувашской Республики;
ж) субсидирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики процентных ставок по заемным средствам, привлекаемым на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных под жилищное строительство;
з) другие
формы и методы, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.
2.ОЦЕНКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1.Оценка социально-экономического развития региона
Находясь в центре Поволжья, Чувашия является
небольшим по территории, но динамично
развивающимся и обладающим несомненной
привлекательностью для инвесторов регионом.
Хорошей базой для долгосрочного инвестирования
и успешного бизнеса являются авторитет
власти, межнациональное согласие, выгодность
географического положения, благоприятные
природно-климатические условия, развитость
инженерной, телекоммуникационной и транспортной
инфраструктуры, правовые и экономические
гарантии инвестиций, достаточный ресурс
рабочей силы. Процессы и тенденции, происходившие
в последние годы в российской экономике,
были характерны и для Чувашии. Отличительной
особенностью является то, что Чувашская
Республика не имеет запасов стратегического
сырья. C учетом этого основным приоритетом
стал инновационный путь развития экономики,
так как источники экстенсивного экономического
роста практически исчерпаны.
Функционирование экономики
Чувашской Республики в долгосрочной
перспективе будет определяться внешними
и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий
наибольшее значение для Чувашии будут
иметь динамика развития мировой экономики,
использование достижений российских
и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных
отраслях экономики, вступление России
во Всемирную торговую организацию, демографическая
ситуация.
К внутренним условиям, влияющим на темпы
развития экономики, относятся:
- активизация инвестиционной деятельности,
реализация крупных инвестиционных проектов;
- повышение доли инновационной конкурентоспособной
продукции в производственной сфере и
освоение новых рынков сбыта;
- повышение качества инфраструктуры в
рамках реализации приоритетных национальных
проектов;
- стимулирование диверсификации и технологического
развития;
- состояние производственных фондов,
степень их изношенности;
- развитие сектора общественных услуг;
- ограничение повышения цен (тарифов)
на жилищно-коммунальные услуги;
- реализация бюджетной политики по формированию
эффективной системы бюджетных расходов
и их оптимизации.
Сегодня Чувашская
Республика отличается заметными тенденциями
роста производства ведущих отраслей
экономики и положительными сдвигами
в социальной сфере3.
В 2010 году рейтинговое агентство Эксперт
РА оценило инвестиционную привлекательность
Чувашской Республики как 3В1 (средний
класс). За 2009–
2010 годы по сравнению с предыдущими годами
республика поднялась на более высокую
ступень по туристическому потенциалу
(41-е место при 49-м за 2008–2009 годы), трудовому
потенциалу (38 и 41), не изменился законодательный
риск (58 и 58).
Среди 83 регионов России
Чувашская Республика входит в число регионов
с умеренным риском. По инвестиционному
потенциалу республика находится на 54-м
месте, опередив такие регионы, как Астраханская,
Кировская, Амурская, Тамбовская области
и Республика Бурятия.
Экономический потенциал,
политическая стабильность и авторитет
Чувашской Республики на российском уровне
все больше привлекает компании и банки
к развитию делового сотрудничества с
республикой. В ходе проведенной работы
в 2010 году Кабинетом Министров Чувашской
Республики подписаны соглашения о сотрудничестве
с ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк».
Взят курс на ускоренное развитие государственно-частного
партнерства. Без него будет невозможна
реализация крупных инфраструктурных
инвестиционных проектов.
В целях осуществления мер по
оказанию государственной поддержки для
реализации проектов строительства и
модернизации инфраструктурных объектов
начата реализация Республиканской программы
реализации инвестиционных проектов по
строительству и модернизации объектов
коммунальной и инженерной инфраструктуры
в Чувашской Республике на основе государственно-частного
партнерства на 2010–2015 годы и на период
до 2020 года, предусматривающая строительство
и модернизацию объектов водоснабжения
и водоотведения, теплоснабжения, переработки
и размещения отходов.
В целях повышения инвестиционной
привлекательности республики и установления
правил участия органов власти и бизнеса
в реализации совместных проектов 20 декабря
2010 г. принят Закон Чувашской Республики
№ 71 «Об участии Чувашской Республики
в проектах государственно-частного партнерства».
2.2. Оценка
инвестиций в основной капитал
Чувашской Республики
Как было отмечено ранее
В 2010 году объем инвестиций в экономику республики составил 41,6 млрд.рублей, по сравнению с 2009 годом объем инвестиций уменьшился на 14,2 %. Из общего объема инвестиций 19,3 млрд. рублей (46,4%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Информация о работе Инвестиции в экономику Чувашской Республики