Инвестиции как фактор экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции представляют собой одну из важнейших экономических категорий, один из компонентов ВНП, наиболее изменчивых и в то же время определяющих развитие экономики. Если потребление функционально связано с доходами, а государственные расходы и чистый экспорт довольно легко предсказуемы, то объём инвестиций весьма сложно прогнозировать на макроуровне. Они могут резко и внезапно увеличиваться либо падать. Так, во время Великой депрессии в США объем инвестиций снизился на 100%, в России за период перестройки (с 1992 по 1998 г.) он сократился более чем в три раза. Это было вызвано рядом причин, но основной из них явилось отсутствие у держателей сбережений экономических мотивов для превращения своих средств в инвестиции.

Содержание

Введение
Экономическая сущность инвестиций и их виды
Инвестиции как важный фактор экономического роста
Инвестиционная функция: посткейнсианской и неоклассический варианты
Проблемы инвестиций в современной экономике России
Заключение
Список использованных источников

Введение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 35.06 Кб (Скачать)

В I полугодии 2009 г. в  экономику России поступило 32,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,0 млрд долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд долл. США (на 31,2% меньше). 

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд долл. США, или на 7,1% меньше, чем  в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,1 млрд долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд долл. США (на 1,2% меньше). 

15 декабря 2005г.  агентство Standard&Poor's повысило суверенный  рейтинг России до инвестиционного  уровня. Теперь российский инвестиционный  рейтинг подтвержден всей тройкой  мировых рейтинговых агентств. Ранее  инвестиционный уровень суверенного  рейтинга России был установлен  агентствами Moody's и Fitch. 

Standard&Poor's считается  самым консервативным агентством  из этой тройки. Оно действительно  долго выжидало, но, наконец, присоединилось  к коллегам. По гамбургскому счету  страна признается инвестиционно  привлекательной с того момента,  как это подтверждают все три  мировых агентства, так что  у российского правительства  есть все формальные основания  считать свою политику успешной. 

Дальнейшее повышение  рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут раст. Однако S&P не считает, что эти риски  угрожают способности России обслуживать  свой внешний долг. 

Первое снижение суверенных рейтингов России со времени  обострения мирового финансового кризиса  произошло в декабре 2008 г., когда  международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». 

По мнению агентств, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением  валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту  издержек и трудностям с удовлетворением  потребностей страны во внешнем финансировании». По той же причине агентство Fitch в  феврале 2009 г. понизило рейтинг России с уровня «ВВВ+» до уровня «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». 

В августе 2009 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный  в феврале 2009 г. В пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что  оно не стало менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения  было названо сохранение рисков для  российской экономики. 

Агентство Moody's не стало  понижать рейтинг России вслед за S&P и Fitch, подтвердив в конце 2008 г. свой позитивный прогноз РФ по долговым обязательствам и депозитам, ограничившись  лишь снижением прогноза по рейтингу с «позитивного» на «стабильный» (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с «Ваа2» до «Baal», прогноз  по рейтингу «позитивный»). В конце  октября 2009 г. агентство заявило, что, по его мнению, суверенный рейтинг  России в ближайшее время останется  в диапазоне «A3» - «Ваа2» и шансы  на его значительное снижение невелики. 

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся: 

·  высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП; 

·  избыточные административные барьеры для предпринимателей; 

·  недостаточная  правовая защита отечественных и  иностранных инвесторов, слабая правоприменительная  практика; 

·  достаточно высокая  цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке; 

·  отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; 

·  недостаточный  уровень развития фондового рынка. 

Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации” предусматривает  возможность предоставления льгот  по крупным инвестициям и “приоритетным  проектам”.Однако получить льготы практически  нереально из-за отсутствия подзаконных  актов. 

Поэтому к числу  первоочередных мер в данном направлении  следует отнести укрепление законодательной  базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу. 

Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее  острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным  образом не задействованы: именно недостаточный  учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой  результативности, а иногда и пробуксовки  рыночных реформ и вытекающей из этого  недостаточной конкурентоспособности  экономики. 

В территориальном  распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую  роль играют интересы инвесторов. Они  вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной  прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие  условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом  и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург  и Екатеринбург. 

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область  связан в основном с финансовыми  операциями компании “Сибнефть”, а  отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием  в ее экономику. 

Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы  постоянного мониторинга инвестиционного  климата регионов. При нынешнем положении  дел невозможно дать его однозначную  оценку и постоянно отслеживать  динамику 

Одной из магистральных  линий политики федерального центра и самих регионов в области  привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и  населения в регионах-реципиентах. 

Проблема конкурентоспособности  является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и  микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и  региональный аспекты. Именно последний  особенно важен для России в связи  с обширностью ее территории и  многообразием условий, а также  с отсутствием достаточно внятной  региональной политики как необходимой  предпосылки повышения конкурентоспособности  отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого  наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность  регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3. 

Таблица 3.Региональная структура иностранных инвестиций, %Период 2006г 2007г 2006г I-II кв. 2009г 

Российская Федерация, млн. долл 55109 120941 103769 …

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 2,7 119,5 -14,2 …

Доля, % и итогу 100 100 100 … 

Центральный федеральный  округ, млн. долл. 30101 78722 55393 19972

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 4 161,5 -29,4 -19,8

Доля, % и итогу 54,6 65,1 53,4 62,1 

Северо-Западный федеральный  округ, млн. долл 7702 9704 14488 3781

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 122 26 49,3 -27,6

Доля, % и итогу 14 8 14 11,8 

Южный федеральный  округ, млн. долл 1259 2166 … …

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 27,5 72,1 … …

Доля, % и итогу 2,3 1,8 … … 

Приволжский федеральный  округ, млн. долл. 3129 5973 7712 …

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 44 90,9 29,1 …

Доля, % и итогу 5,7 4,9 7,4 … 

Уральский федеральный  округ, млн. долл. 4290 3246 6555 2057

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года -20 -24,3 101,9 -49

Доля, % и итогу 7,8 2,7 6,3 6,4 

Сибирский федеральный  округ, млн. долл. 1909 14870 7742 953

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года -71,9 678,8 -47,9 -77,4

Доля, % и итогу 3,5 12,3 7,5 3 

Дальневосточный федеральный  округ, млн. долл. 6720 6260 8671 ,,,

Прирост, % к соотв. периоду предыдущего года 13,2 -6,8 38,5 ,,,

Доля, % и итогу 12,2 5,2 8,4 ,,, 
 

В целом, динамика объемов  иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных  явлений в экономике демонстрирует  снижение второй год подряд. 

Согласно Росстату, за 9 месяцев 2009 года в нефинансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 9 месяцев 2008г. При этом наиболее критичное  снижение инвестиций наблюдалось в  первых двух кварталах – на 30,3% и 31,2% соответственно, и лишь третий квартал  со снижением в 22,9% (относительно поступлений  второго квартала 2008г.) продемонстрировал  предпосылки к потенциальному преломлению  тенденции. 

В территориальном  распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую  роль играют интересы инвесторов. Они  вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной  прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие  условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом  и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург  и Екатеринбург. 

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область  связан в основном с финансовыми  операциями компании “Сибнефть”, а  отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием  в ее экономику. 

Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системы  постоянного мониторинга инвестиционного  климата регионов. При нынешнем положении  дел невозможно дать его однозначную  оценку и постоянно отслеживать  динамику 

Одной из магистральных  линий политики федерального центра и самих регионов в области  привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и  населения в регионах-реципиентах. 

Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При  высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий. 

По расчетам Российского  союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной  промышленности на уровне 7-8% в год  необходимы ежегодные инвестиции в  размере 100 млрд. долларов. Именно такие  вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. 

Однако все взоры  сейчас обращены к власти, которая  выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном  бюджете планируется создание инвестиционного  фонда, с помощью которого правительство  собирается финансировать проекты  в области инфрастуктуры, наукоемкого  производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический  рост. Но у отдельных экономистов  есть большие сомнения в эффективности  такого фонд 

инвестиция экономический  рост 
 

Заключение 

Россия остро нуждается  в фондах финансирования для своих  инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон  и даже целых районов в больших  городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации  для укрепления позиций отечественных  предприятий, которые таким образом  могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры  для торговли и движения капиталов. 

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста