Инвестиции и инвестиционный климат в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции - более широкое поня-

тие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ-

кие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и

"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в ак-

ции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно

с титулом собственника, дающим право на получение доходов от

собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополни-

тельным источником капитальных вложений, так и предметом бирже-

вой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций

- вложения в акции предприятий различных отраслей материального

производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых

инвестиций в производство.

Содержание

1. Определение инвестиций ............................ 3

1.1. Основные принципы инвестиционной

политики ..................................... 4

2. Разрыв между побуждениями к сбережению и

инвестированием ................................... 5

3. Внутренние источники инвестиций ................... 8

3.1. Прибыль как источник инвестиций .............. 10

3.2. Амортизационные отчисления ................... 11

3.3. Бюджетное финансирование ..................... 12

3.4. Банковский кредит ............................ 13

3.5. Средства населения ........................... 13

4. Отток капитала .................................... 14

5. Иностранные инвестиции в России ................... 16

6. Препятствия на пути притока инвестиций.

Инвестиционный климат в России .................... 20

7. Роль международной помощи в оздоровлении

российской экономики .............................. 23

8. Пути и меры по привлечению инвестиций ............. 27

9. Заключение ........................................ 30

Список литературы .................................

Работа содержит 1 файл

инвестиции.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

мики (за исключением  находящихся в государственной  монополии)

без ущерба для  национальных интересов. Отраслевые ограничения

должны распространяться только на прямые иностранные инвести-

ции. Их приток следует  ограничить в отрасли, связанные  с непос-

редственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (нап-

ример, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в про-

изводственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы

и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ог-

раничения закреплены в законодательствах многих развитых стран,

в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно  исполь-

зовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения

иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты  и зай-

мы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного

долга, привлечение  их было бы оправданным:

1. С точки зрения  соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в  виду быстрая окупаемость капиталовложений  в

названные сферы.

Однако для этого  необходимо создать эффективную  систему уп-

равления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зару-

бежный капитал  в форме предприятий со 100-процентным иностран-

ным участием целесообразно  привлекать в производство и перера-

ботку с/х продукции, производство строительных материалов,

строительство (в  том числе жилищное), для выпуска  товаров на-

родного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стиму-

лировать приток портфельных инвестиций следует  во все отрасли   
 

- 20 -  

экономики. Они  обеспечивают приток финансовых ресурсов без по-

тери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих страте-

гическое значение для страны, и в первую очередь  связанных с

добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных  иност-

ранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в  России прак-

тически нет.  

6. ПРЕПЯТСТВИЯ  НА ПУТИ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ  КЛИМАТ В РОССИИ  

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и

иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность,

инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость произ-

водственной и  социальной инфраструктуры, недостаточное информа-

ционное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает  их не-

гативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток пря-

мых иностранных  инвестиций в российскую экономику  объясняется

разногласиями между  исполнительной и законодательной властями,

Центром и объектами  Федерации, наличием межнациональных  конф-

ликтов в самой  России и войн непосредственно на ее границах,

социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких

слоев общества ходом  реформ), разгулом преступности и бессилием

властей, неблагоприятным  для инвесторов законодательством, инф-

ляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля  и

его неконвертируемостью  и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отно-

шении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.    
 

- 21 -  

Официальная политика предписывает оказывать поддержку  прямым

зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испыты-

вают невероятные  трудности, пытаясь вложить капитал  в российс-

кую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммер-

ческая деятельность наталкивается на множество бюрократических

препон, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие рос-

сийские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это

не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно

эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы  перевешивают такие привлекательные  черты

России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически уста-

ревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-

личие дешевой  и достаточно квалифицированной  рабочей силы, вы-

сокий научно-технический  потенциал. В рыночной экономике  сово-

купность политических, социальноэкономических, финансовых, со-

циокультурных, организационно-правовых и географических факто-

ров, присущих той  или иной стране, привлекающих и  отталкивающих

инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом. Ранжи-

рование стран  мирового сообщества по индексу инвестиционного

климата или обратному  ему показателю индекса риска  служит обоб-

щающим показателем  инвестиционной привлекательности  страны и

"барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость  потока

иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или

его отдельных  составляющих носит почти линейный характер. Нап-

ример, в 1992 г. общая  сумма накопленных инвестиций в  мире дос-

тигала 1,9 трлн.долл., в том числе США принадлежит 489

млрд.долл., Японии 248 млрд.долл., Великобритании 243   
 

- 22 -  

млрд.долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд.долл,

или около 50% общей  суммы иностранных инвестиций. При  этом наб-

людается тенденция  взаимного инвестирования наиболее развитых

стран, что объясняется  высоким рейтингом их инвестиционного

климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных

факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас

правовые условия  для деятельности иностранных инвесторов в Рос-

сии являются наихудшими по сравнению с другими государствами  на

территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иност-

ранные инвестиции начинает уступать не только балтийским госу-

дарствам, но и  Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты "Эурома-

ки" поставили  Россию в своем ранжированном  перечне на 137 место

из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на

129-е, а Эстонию  на 122-е.

Как показывает анализ законодательства стран-республик  быв-

шего СССР, при  сходстве многих формулировок в ряде республик

независимо от декларирующих общих положений  принят режим боль-

шего благоприятствования  иностранным инвесторам по сравнению  с

национальными. Это  выражается в полном или частичном  освобожде-

нии от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации

предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва,

Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Кир-

гизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для  таких

предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения,

Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны

компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих

республиках и  косвенно подстраховать иностранных  инвесторов от

избыточного риска.    
 

- 23 -  

Сейчас правительство  готовит поправки к Закону об иностран-

ных инвестициях. Предполагаются: налоговые "каникулы", освобо-

дить предприятия  с иностранными инвестициями от уплаты налогов

и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты

и, что самое  важное для иностранных инвесторов, предоставить

им право собственности  на землю при создании новых предприя-

тий.

В России до сих  пор отсутствует своя система  оценки инвес-

тиционного климата  и ее отдельных регионов. Иностранные  инвес-

торы ориентируются  на оценки многочисленных фирм, регулярно

отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в

том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в

России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных засе-

даниях, проводимые вне Российской Федерации и без  участия рос-

сийских экспертов, представляются мало достоверными. В  связи с

этим встает задача формирования на основе ведущихся в  Институте

экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга ин-

вестиционного климата  в России, крупных экономических  районов и

субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное  исполь-

зование иностранных  инвестиций, послужит ориентиром российским

банкам в собственной кредитной политике.  

7. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ПОМОЩИ

В ОЗДОРОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ  

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы  долж-

ны оказаться  более перспективными, чем в 80-е  годы.В долгосроч-

ной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Со-   
 

- 24 -  

единенных Штатов и Японии наверняка станет для  России основным

источником инвестиционного  капитала. Однако, до того, как это

произойдет, кредиторами  России наверняка будут не частные  ин-

весторы, а зарубежные правительства и официальные организа-

ции.

Сущность международных  организаций, участвующих в предос-

тавлении финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует  упомянуть Международный валютный фонд

(МВФ). Это организация,  в которую Россия вступила летом 1992

года, занимается финансированием государственных  программ борь-

бы с высокой  инфляцией и общей валютно-финансовой нестабиль-

ностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом  обуслов-

ленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты

от него лишь при  условии, что они обязуются проводить  опреде-

ленную экономическую  политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут

быть настолько  жесткими, что лишь усугубят трудности  реформ.

Вторым крупным  международным кредитором является Всемирный

банк. В отличие  от МВФ, деятельность которого сконцентрирована

Информация о работе Инвестиции и инвестиционный климат в России