Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:36, доклад
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права интеллектуальные ценности, имущественные права.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права интеллектуальные ценности, имущественные права.
Основные страны, инвестирующие в Россию
Классификация иностранных инвестиций
Законодательное
определение понятия
Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.
По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.
По источникам
происхождения можно выделить следующие
виды иностранных инвестиций:
Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
Возможна
и более сложная конструкция
отношений, когда материальные
обязательства государства-
Даваемый
в законодательных актах и
в международных договорах
В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.
По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).
По
характеру использования
Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.
По
целям предпринимательские
Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
- трансконтинентальные
капитальные вложения, обусловленные
возможными лучшими условиями
рынка, то есть тогда, когда
существует возможность
- транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране. Цель- минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты,
характерные для прямых
- при
прямых зарубежных инвестициях
инвесторы, как правило,
- большая
степень риска и большая сумма,
- более
высокий срок капиталовложений,
они более предпочтительны для
стран-импортеров иностранного
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
- организация новых предприятий;
- скупка
или поглощение уже
«Портфельные» инвестиции- такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
В
ряде случаев международные
- из-за
значительной распыленности
- по
причине наличия
Повышение
роли портфельных инвестиций
в последнее десятилетие
Прочие инвестиции- группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты.
Формы
заграничных капиталовложений
Таким образом существуют различные формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.
Наибольший интерес вызывают развивающиеся страны. Так как экономика большинства этих стран находится в состоянии продолжающегося быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую доходность.
Соблюдение правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации |
Законодательства
об иностранных инвестициях, как
национальные, так и международное,
регулируют целый комплекс вопросов, связанный
с осуществлением деятельности иностранного
инвестора на территории принимающего
государства. Среди них первостепенное
значение имеет вопрос об условиях допуска
иностранного инвестора в национальную
экономику или, иными словами, определение
правового режима его деятельности. Это
важно с точки зрения определения так
называемого "инвестиционного климата",
в рамках которого предстоит действовать
иностранному инвестору.
Правовой
режим деятельности иностранного инвестора
может устанавливаться Проблема
правового характера в данном
случае может возникнуть, если положения
специальных правовых норм, определяющих
порядок деятельности иностранного
инвестора, в той или иной степени
повторяют положения общего законодательства.
Вследствие этого создается правовая
неопределенность. Так, например, встает
вопрос, можно ли рассматривать как
исчерпывающий перечень сфер для
иностранных инвестиций, закрепленный
в специальном законе, или же на
основании общего закона этот список
может быть расширен. Специальный
акт, как правило, детально регламентирует
порядок регистрации Наряду с национальным законодательством проблемы установления правового режима деятельности иностранного инвестора закрепляют международные соглашения: многосторонние и двусторонние. Примером подобных двусторонних соглашений могут служить договоры об устранении двойного налогообложения, о защите иностранных капиталовложений и др. К многосторонним относится, например, договор об энергетической хартии, конвенции о защите интеллектуальной собственности и др. Законы
об иностранных инвестициях В настоящее время международная практика экономического сотрудничества государств при определении условий допуска иностранного капитала в национальную экономику в основном оперирует понятиями "национальный режим" и "режим наибольшего благоприятствования", "наиболее благоприятствуемая нация". В Российской Федерации по используемой официальной методологии существуют следующие виды инвестиций: · финансовые инвестиции - долгосрочные и краткосрочные капиталовложения предприятий в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные фонды других предприятий на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставляемые другим предприятиям займы; Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различие между государственными и частными инвестициями. В законодательных
актах и международных · недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности), соответствующие имущественные права, включая право залога; · денежные средства; · акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе в совместных; · право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; · права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; · права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность, права на технологию, информацию и ноу-хау. При этом под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). Деление на прямые и портфельные инвестиции зависит от степени контроля деятельности зарубежных компаний[3]. Прямые инвестиции, цель которых состоит в минимизации издержек по сравнению с материнской компанией, подразделяются на две группы: · трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т.е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки при этом играют незначительную роль, поскольку главное - это нахождение на рынке; · транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях, и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала. Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: организация новых предприятий и скупка или поглощение уже существующих компаний. Повышение роли портфельных инвестиций в последнее время связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений. Следует
подчеркнуть, что, несмотря на внутреннюю
природу инвестиционного Государственная концепция в инвестиционных вопросах Одна из особенностей российской экономики, обусловленная практикой ее реформирования в течение последних лет, состоит в неразвитости финансового сектора и его слабой связи с реальным сектором экономики. Первый момент имеет как количественную (незначительное число кредитно-финансовых учреждений, плохо развитая сеть филиалов, концентрация банков в нескольких крупных городах и т.п.), так и качественную (малое число финансовых институтов, низкий уровень монетизации ВВП, высокий уровень валютизации оборота и т.д.) стороны. Общим индикатором неразвитости этого сектора является, очевидно, высокая рентабельность вложений в него, кратно превышающая рентабельность вложений в реальный сектор. Другой момент - слабая связь с производством выражается в незначительных объемах и рискованности кредитования последнего. Поэтому сегодня трудно прогнозировать расширение границ долгосрочного банковского кредитования инвестиционных проектов. Исходя из этого усилия государства должны быть сконцентрированы на стимулировании создания и упорядочения деятельности таких институциональных форм рыночной инфраструктуры, как страховые, пенсионные, паевые фонды, возможности которых в финансировании инвестиционного процесса используются явно недостаточно. Для этого необходимо осуществлять государственное воздействие на важнейшие макропропорции, в том числе на соотношение средств, направляемых на потребление и накопление. Кроме того, целесообразно ввести режим специального хранения и расходования амортизационных отчислений, а также других средств, предназначенных на инвестиции, в целях использования их строго по назначению и наиболее эффективно. Поэтому следует рекомендовать частным предприятиям все средства, резервируемые ими из прибыли и других доходов для последующего инвестирования, а также амортизационные отчисления аккумулировать на специальных накопительных счетах в банках. Для улучшения
инвестиционного климата в В регионах,
в наибольшей степени адаптировавшихся
к рыночным отношениям, прямая инвестиционная
поддержка из федерального бюджета
может быть значительно уменьшена
(особенно за счет безвозвратной бюджетной
составляющей) и сохраниться в
основном для стимулирования негосударственного
инвестирования. В первую очередь
коммерческих банков, сохранивших необходимую
ликвидность и имевших в Государственное регулирование инвестиционной деятельности находит свое отражение не только в тех финансовых потоках, которые определяются бюджетными, частными и смешанными рамками их существования. Важное место в оживлении и стимулировании экономического развития страны в современных условиях отводится приоритетным инвестициям. Привлечение последних может осуществляться в разных формах: от займов до прямой продажи российских предприятий в собственность иностранным инвесторам. В качестве промежуточных форм могут выступать совместные предприятия (СП). Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно. Во-первых, иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал. Во-вторых, иностранные фирмы, строя заводы в России, будут привносить свой опыт организации производства и труда, отточенный в горниле капиталистической конкуренции. Вместе
с тем необходимо учитывать следующие
моменты. Во-первых, иностранный В настоящее
время на передний план выходит проблема,
связанная с формированием Несмотря на то, что в России за последние годы был принят ряд федеральных законов, таких как "О соглашениях о разделе продукции (СРП)", "Об инвестиционной деятельности", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", большая часть вопросов, касающаяся инвестиционной деятельности, остается неурегулированной. Так, предусмотренная в Законе об иностранных инвестициях система мер, направленных на стимулирование и поддержание иностранных вложений, относится прежде всего к инвестиционным проектам, сумма которых превышает 4 млн. долл. А это означает, что на мелких и средних инвесторов, которые более мобильны, эти льготы не распространяются. Помимо этого, система льгот нацелена главным образом на увеличение объема инвестиций и не затрагивает регулирование сферы приложения капитала, следовательно, не стимулирует позитивные технико-технологические изменения в производстве. В России
традиционно считается, что одна
из важных составляющих инвестиционного
процесса - это прямые иностранные
инвестиции, представляющие один из перспективных
источников финансовых и производственных
ресурсов, передовых технологий и
современных методов При оценке
инвестиционного климата Для более эффективного использования прямых иностранных инвестиций в стране должны быть определены приоритеты ее развития и направления (отрасли) использования иностранного капитала. Следовало бы интенсифицировать подготовку соглашения о разделе продукции для мелких и средних нефтегазовых месторождений, что должно способствовать созданию дополнительных источников дохода в регионах и снятию проблемы регионального дефицита топлива и тепла. Иностранное инвестирование является тем самым экономическим процессом, государственное и межгосударственное регулирование которого не только желательно, но и необходимо. В регулировании потоков прямых частных инвестиций ярко проявляется объективная связь внутренней экономической и внешнеэкономической политики государства. Существенную
роль при выборе объектов инвестирования
играют и сроки окупаемости, которые
в производственном секторе гораздо
длительнее, чем в сфере обращения,
где высокая скорость оборота
капитала способствует получению большей
доходности. В результате значительная
часть средств, мобилизованных банковской
системой, не покидает сферу обращения.
Наличие существенных различий в
условиях экономического функционирования
реального и финансового |