Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:18, реферат
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм движения капитала. Капитал является одним из факторов производства и представляет собой весь накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ. Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства –
Иностранные
инвестиции играют особую роль среди
форм движения капитала. Капитал является
одним из факторов производства и
представляет собой весь накопленный
запас средств в
Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории Российской Федерации в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права и др.)
К
иностранным инвестициям
· недвижимое и движимое имущество;
· соответствующие имущественные права, включая право залога;
· вклады;
· денежные средства;
· финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
· право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей;
· право требования по услугам, имеющим экономическую ценность;
· право на результаты интеллектуальной деятельности;
· право на осуществление хозяйственной деятельности;
· право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов и д.р.
Инвестиции подразделяются на:
· прямые иностранные инвестиции;
·
портфельные иностранные
·
прочие иностранные инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии – резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями).
Портфельные иностранные инвестиции – вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Иностранный инвестор активно не участвует в управлении предприятием, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию – объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им, довольствуясь получением дивидендов. Целью портфельного инвестора является получение высокой нормы прибыли и снижение риска за счет хеджирования. Таким образом, создание новых активов при данном вложении средств не происходит. Однако портфельные инвестиции позволяют увеличить объем привлеченного капитала на предприятии.
Прочими иностранными инвестициями называют банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за экспорт или импорт и предоставление кредитов для экспорта и импорта) и прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств и прочие кредиты, кроме торговых, получаемые не от прямых инвесторов). Их исключение из анализа вызвано разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.
Страновые риски возникают при осуществлении предпринимателями и инвесторами своей деятельности на территории иностранных государств. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуации в стране. Потеря или уменьшение дохода от бизнеса происходят по различным причинам, среди которых можно выделить:
• изменение политического строя страны;
• экспроприация или национализация объектов иностранной собственности;
• уничтожение или повреждение объектов собственности в результате военных действий и гражданских волнений;
• изменение общегражданского и специальных видов законодательства - таможенного, налогового и др.
Международное инвестиционное соглашение - это разновидность международных контрактов, заключаемых при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Оно не относится к разряду классических международных договоров, заключаемых между субъектами международной системы (государствами, международными организациями и приравненных к ним образованиям) и регулируемых нормами международного публичного права.
Международное инвестиционное соглашение - это сложный договор,
который регулирует частноправовые и публично-правовые отношения
(пограничное явление).
Международное инвестиционное соглашение содержит в себе
признаки, свойственные другим договорам (прежде всего гражданско-правовым), а также признаки, существенным образом отличающие соглашение от них. Оно не относится к какому-либо их типу, а является самостоятельным договором.
Существенными
условиями международных
соглашений являются: а) предмет; б) условие о праве собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные при реализации инвестиционного проекта; в) цена (размер платежей, сроки и порядок их внесения); г) срок; д) порядок, сроки, размеры финансирования работ по соглашению (программы, графики, проекты).
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в общем смысле - иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятия и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия.
В качестве наиболее распространенного определения прямых иностранных инвестиций в современной литературе используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): ПИИ - такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля за этими активами.
Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР. По оценкам экспертов, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 20-25 млрд долл. Вовлечено же в российскую экономику примерно 5 - 6 млрд. При этом остается незначительным уровень иностранных инвестиций - 2-4 млрд долл. ежегодно, т.е. не более 8% общего объема инвестиций в экономику страны. Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом, в первую очередь из-за инфляции, экономического кризиса и других факторов. Несмотря на то, что тенденции и объем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредиты все еще преобладают над прямыми и портфельными инвестициями - это может быть связано с национальными условиями перевода капитала за границу, могут быть и другие причины, одна из которых - желание подстраховаться при вложении в российскую экономику.
Наиболее активен в России капитал из Люксембурга (25,8% объема инвестиций), немного уступает капитал Нидерландов (16,6%), затем следуют вложения из Великобритании и Кипра (16 и 9,5%). Германия, занимавшая в 2008 г. первое место по объему инвестиций, уступила свою позицию и переместилась на пятое место. Удельный вес инвестиций других стран-инвесторов значительно меньше.
По состоянию на 1 января 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике Российской Федерации составил 42,9 млрд. долл., включая инвестиции из государств-участников СНГ. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в 2008 году составил 19,78 млрд. долл. Благоприятным является тот факт, что впервые за последние 3 года инвестиции из России за рубеж соответствовали объему иностранных вложений в российскую экономику. В последние годы сохраняется устойчивый рост удельного веса торговли и общественного питания в инвестиционных предпочтениях зарубежных инвесторов - сферы, характеризующейся быстрой окупаемостью. При этом, основная часть направленных иностранными инвесторами вложений в эту сферу экономики в 2008 году приходится на прочие инвестиции (86,7%), формирующиеся в основном за счет кредитов.
Промышленность занимает второе место по привлекательности для иностранных инвесторов. Существенные изменения в структуре иностранных инвестиций, направленных в 2008 году в промышленность, произошли за счет увеличения почти в 2 раза вложений иностранных инвесторов в российский топливно-энергетический комплекс и на 59,6% - в металлургию. Снижение объемов инвестиций в основные отрасли промышленности в 2002 году по сравнению с 2007 годом имело место в машиностроении и металлообработке (-30,3%) и пищевой промышленности (-22,3%).
Прямые инвестиции в
Основные страны-инвесторы,
В январе - сентябре 2009 г. в экономику России поступило 20.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 61.9% больше, чем в январе - сентябре 2008 года.
За январь - сентябрь 2009 г. произошли заметные изменения в темпах роста иностранных инвестиций и инвестиционных предпочтениях инвесторов.
Высокая динамика привлечения
иностранных инвестиций в
- устойчивый рост производства товаров и услуг в основных секторах экономики, обеспечивающий расширение зоны эффективного вложения капитала реального сектора российской экономики с доходностью и рисками, сопоставимыми с приложением инвестиций в западных странах;
- стабильный рост инвестиционной активности в российской экономике;
- повышение
- повышение рейтингов
инвестиционной
- стагнация экономического
роста в основных ведущих
Аутсайдерами в привлечении иностранных инвестиций по-прежнему остаются экономически слаборазвитые субъекты Федерации. Вообще не привлекли иностранных инвестиций (по отчетности Госкомстата) все республики Южного федерального округа за исключением Адыгеи (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия), южно-сибирские республики Алтай и Тыва, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский и Чукотский автономные округа (причем Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия, Эвенкийский, Агинский Бурятский и Чукотский АО не привлекли иностранных инвестиций и в предыдущие три года). Крайне незначительным объем иностранных инвестиций в 2008 г. был также в Хакасии и Марий Эл.
Если сравнить объемы привлеченных иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал, то окажется, что есть как одинаково, так и не одинаково привлекательные для отечественных и иностранных инвесторов регионы. Для иностранных инвесторов гораздо более привлекательна, нежели для отечественных инвесторов, Москва (по внебюджетным инвестициям в основной капитал на душу населения она попадает в начало второго десятка). Аналогичная ситуация, особенно в отношении прямых иностранных инвестиций, и в ряде областей Центральной России и Северо-Запада (прежде всего Московской, Калужской, Владимирской, Ленинградской). Из других регионов можно отметить Свердловскую и Ульяновскую области, Приморский край. В последнем соотношение в пользу иностранных инвестиций объясняется его наилучшим экономико-географическим положением на востоке страны.
Обратная ситуация – когда регионы гораздо привлекательнее для отечественных инвесторов, нежели иностранных – характерна прежде всего для экономически слаборазвитых регионов-корпораций. Это Таймырский, Эвенкийский и Чукотский автономные округа (все они в 2008 г. входили в первую десятку регионов по показателю внебюджетных инвестиций в основной капитал на душу населения, но при этом Эвенкийский и Чукотский АО в последние 4 года вообще не привлекли иностранных инвестиций, а в Таймырском АО иностранные инвестиции были привлечены только в 2008 г.). Относительно менее привлекательны для иностранных инвесторов Татарстан и Башкортостан. И хотя в Татарстане размеры иностранных инвестиций в целом велики, прямые инвестиции в эту республику не вкладываются (по их объему на душу населения в 2008 г. Татарстан был в начале седьмого десятка). Наиболее очевидной причиной подобной ситуации может являться экономическая политика республиканского руководства.