Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа
В общем, в настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 3
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 7
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 15
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ 17
ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО РЫНКА 19
РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ 19
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ 22
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ. 24
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ 25
НАЛОГИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоёмкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжёлом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).
Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в 1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектов Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению – в 1995 году в экономику Москвы поступило более 55% зарубежных инвестиций
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики в целом объёмом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может привести к “венесуэлизации” российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний спрос (все остальные отрасли).
Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, путём выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:
Þ создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
Þ чёткое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
Þ создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
Þ снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
Þ введение частной собственности на землю;
Þ создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
В настоящее время реализация перечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определённый пропорциональный рост и может наблюдаться.8
Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
В
ряде случаев международные
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно сложной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
a пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путём размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
a аккумулирование заёмных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путём размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
a пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путём размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
a эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путём его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.9
В ближайшее время в России будут преобладать портфельные инвестиции. Иностранные инвесторы ищут механизмы гарантий для предотвращения повторения ситуации 1998 года. Одним из важнейших показателей этих гарантий для иностранных инвесторов стало состояние корпоративного управления в компаниях.
В
девяностых годах иностранные прямые
инвестиции в России были ограничены
по объёму и весьма незначительны. Прямые
инвестиции, как правило, связаны с непосредственным
включением инвестора в процесс управления.
Однако широкое привлечение иностранных
прямых инвестиций связано с созданием
в стране соответствующего политического
климата и политики правительства. Маловероятно,
что в ближайшей перспективе подобный
климат сформируется в России. В этих условиях
прямые иностранные инвестиции останутся
сравнительно ограниченными как по объёмам,
так и по сферам приложения. Поэтому преобладающей
формой привлечения иностранных инвестиций
в Россию в ближайшие 3-5 лет, скорее всего
останутся портфельные инвестиции.10
В середине 1996 г., после победы Ельцина началось резкое увеличение потока иностранных инвестиций в Россию. По оценке американской аналитической компании PlanEcon, общий объём иностранных инвестиций в Россию в 1996 г. составил около 7 миллиардов долларов (втрое больше, чем в 1995 г.), из которых около 2,5 млрд. долларов пришлось на прямые и около 4,5 млрд. - на портфельные инвестиции. По оценке той же компании, накопленный объём иностранных инвестиций в РФ к концу 1996 г. составил около 24 млрд. долларов.
В
1997 году тенденция к росту потока
явно продолжилась - общий объём
активов оффшорных
Приток
иностранного капитала в любую страну,
а также эффективность
Основными
препятствиями для притока
Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентноспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия; неуступчивость Российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны; резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается); неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне
острой проблемой стало регулирование
таможенного режима в России. В
настоящее время ряд