Иностранные инвестиции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния и проблем иностранных инвестиций в России.
Задачи:
Провести отбор литературы по данной тематике.
Рассмотреть сущность иностранных инвестиций.
Проанализировать современное положение иностранных инвестиций в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………....5
1.1 ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………….5
1.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ…………………………………………………...……………………..7
1.3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ…………………………………………………………………….…..10
2 СОВРЕМЕННОЕ СОТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ…………………12
2.1.ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ……….16
2.2 ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ…….….18
2.3 ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………21
2.4 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...……………………………..…31

Работа содержит 1 файл

Донченко_ЭМФкурсовая-инвестиции.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     - недостаточная поддержка государством инновационных процессов

     - отсутствие ресурсосбережения, низкая  производительность труда, и соответственно  низкий уровень оплаты труда и вообще доходов, а значит и низкий жизненный уровень значительной части населения страны,

     - теневая экономика и коррупция,

     - ряд недостатков в развитии  сельско-хозяйственного сектора  экономики, и ряд других.

     Особенности современного этапа развития России не могли не проявиться в инвестиционном взаимодействии российского стороны с нерезидентами. Как показал состоявшийся в июне 2008 г. Санкт-Петербургский экономический форум, Россия стала весьма привлекательной для многих крупнейших транснациональных корпораций, желающих осуществить прямые инвестиции на её территории. Уже имеют опыт сотрудничества такие крупнейшие ТНК, как  ABB, Nestle, BASF, Deutsche Bank, Siemens, Volkswagen, Royal Dutch Shell, Cargill, P&G, Nissan, FIAT и др. Само присутствие этих игроков на рынке резко сужает сферу деятельности спекулятивного капитала, который достаточно вольготно себя чувствовал в экономике России в первое десятилетие реформ. [10.22] По целям инвестирования, содержанию и экономическим последствиям следует выделить ряд видов прямых иностранных инвестиций, как это представлено в табл. 1.1.

     Таблица 1.1

     Цели  и экономические  последствия прямых иностранных инвестиций

Цель  привлечения ПИИ Возможности и  пределы макроэкономического регулирования  ПИИ с учетом требований ВТО
Вложения  в отдельный объект для организации  производства, ранее не существовавшего  в российской экономике Допустимо создание особого льготного налогового и  таможенного режима для нерезидента, а также мероприятий, содействующих организации производства и реализации продукции
Вложения  в ряд объектов различными инвесторами  для организации производства, ранее  не существовавшего в российской экономике Допустимо создание особого льготного режима, а также  мероприятий, содействующих организации  производства и реализации продукции, но при соблюдении равных условий для всех инвесторов
Вложения  в отдельный объект для организации  производства продуктов, более высокого качества и в больших масштабах, чем действующие в российской экономике производства Налоговый и таможенный режим должен устанавливаться равным для всех инвесторов и в формах, не создающих для них льготных условий по сравнению с отечественными производителями
 
 

     Доля  иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП  России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

     Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.

     Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

     Кроме повышения суверенного кредитного рейтинга, на инвестиционную привлекательность России положительно влияют следующие факторы: высокая доходность инвестиций; потребительская активность россиян; привлекательность внутреннего рынка; устойчивый рост экономики; наличие квалифицированной рабочей силы [4.10].

1.3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

     С переходом России к открытой экономике  началась интенсивная нормотворческая  работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. ХХ в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

     В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных  инвестиций на протяжении всего периода  с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и т.д. [12.170]

     В настоящее время правовое регулирование  иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ».

     В конце 2006 г. Правительством РФ был вынесен  на рассмотрение Госдумы РФ пакет  документов, регулирующих иностранные  инвестиции в российские предприятия, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности России.

     Согласно  законопроекту для признания  юридического лица предприятием, имеющим  стратегическое значение для национальной безопасности, достаточно, чтобы оно  осуществляло хотя бы 1 из 40 стратегических видов деятельности.

     Законопроект  ограничивает возможности иностранных  инвесторов покупать российские активы, в частности нефтегазовые. Ограничиваются любые инвестиции из оффшорных зон. Если сделка подпадает под определенные параметры, она требует согласования в установленном порядке органа исполнительной власти в области безопасности. Инвестору могут предложить взять на себя некоторые дополнительные обязательства, если правительственные ведомства все же сочтут сделку возможной.

     Иностранные инвесторы обязаны согласовывать с Правительством России сделку по приобретению пакета акций крупного стратегического предприятия, объем которого превышает 25% плюс 1 акция. Иностранные компании для участия в аукционах на право освоения крупных месторождений должны будут создавать совместные предприятия с российскими госкомпаниями (Газпромом, Роснефтью).

     Для улучшения инвестиционного климата  российские власти реализуют несколько  направлений структурных реформ. Проводится административная реформа, цель которой - убрать основное препятствие на пути ведения предпринимательской деятельности - административные барьеры. Также идет реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Разрабатываются механизмы защиты прав собственности, в том числе инвесторов и акционеров, механизмы разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Пока, однако, специалисты оценивают эти меры как не слишком эффективные.

     Вводятся  новые инвестиционные механизмы – особые экономические зоны (ОЭЗ), частно-государственное партнерство и Инвестиционный фонд. По данным российских властей, иностранные инвесторы проявляют большой интерес к возможностям особых экономических зон. До сих пор российским законодательством было предусмотрено два вида таких зон – промышленно-производственные и технико-внедренческие[13.15].

     Что же касается полноты перечисленных  норм и эффективности правоприменения, то в общем, правовые институты всегда возникают с некоторым отставанием от практики. И в этом смысле любая система права отличается некоторой неполнотой. В то же время анализ показывает, что имеющаяся на сегодня в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответы на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного развития и совершенствования.  

 

2 СОВРЕМЕННОЕ  СОТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ  В РОССИИ

2.1.ОСОБЕННОСТИ  ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА В РОССИИ

     Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных  факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свои средства в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Достаточно трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято оценивать его в общем как благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.

     Анализ  инвестиционного климата осуществляется прежде всего на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его  характеристику (индекс Бери). [7.102 ]

     Современный период экономического развития России характеризуется интенсивным нарастанием объемов привлечения иностранных инвестиций во всех их видах. Приток иностранных денег в российскую экономику демонстрирует улучшающийся инвестиционный климат в стране. В первую очередь, Россия выглядит привлекательнее многих стран с точки зрения макроэкономической стабильности. Уже несколько лет подряд темпы роста ВВП страны держатся в среднем на уровне 6%. Это меньше, чем в Китае, но больше, чем в ЕС и США.

     Финансовое  положение страны продолжает укрепляться. Объем стабилизационного фонда РФ, формирующегося в основном за счет «излишков» доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов постоянно возрастает на фоне рекордных мировых цен на сырье. Средства эти призваны защитить страну от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. Размер золотовалютных запасов России также постоянно увеличивается и превышает 200 млрд. долларов. По этому показателю Россия вышла на четвертое место в мире после Китая, Японии и Тайваня, что служит дополнительной защитой экономики от внешних шоков. Наличие у страны инвестиционного уровня кредитного рейтинга по версии крупнейших мировых рейтинговых агентств и сокращение внешнего долга также должны способствовать росту доверия инвесторов. Все это говорит о том, что Россия как государство платежеспособна и может гарантировать устойчивость национальной валюты.

     Серьезный рост демонстрирует и российский фондовый рынок: за последние годы индекс РТС вырос почти в 2 раза. Усиливаются позиции России на глобальном рынке IPO (первичное публичное размещение акций). По данным исследования компании Ernst & Young, IPO российских компаний являются одними из самых привлекательных для зарубежных инвесторов. Это означает, что будет расти и рынок российских ценных бумаг. Поэтому на зарубежных фондовых биржах наверняка будут размещаться акции все новых российских компаний. В текущем году, например, ожидается IPO некоторых государственных компаний, в частности «Роснефти» и «Внешторгбанка». Интерес инвесторов к России очевиден: в стране стабилизировалась макроэкономическая ситуация, и стоимость российских активов постоянно растет. А потребительский бум и немалый потенциал внутреннего рынка делает Россию одним из наиболее привлекательных площадок для инвестирования в мире[6.30].

     В то же время, в этой сфере решены далеко не все проблемы. Ситуация с  инфляцией в России все еще  остается достаточно сложной, хотя борьба с ней заявлена одним из приоритетов  монетарных властей. Качество корпоративного управления, хотя и повышается с каждым годом, все же далеко от идеального. Не секрет и то, что зарубежные инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, которые связаны, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике. Главным препятствием, по их мнению, являются бюрократические барьеры. Пустяковые вопросы решаются месяцами. Отсутствие сильного независимого суда и правоохранительной системы, к которым можно было бы апеллировать в случае нарушений, также не добавляет очков российскому инвестиционному климату. По некоторым рейтинговым оценкам, к которым, естественно следует относиться с большой осторожностью в силу их определенной ангажированности, Россия занимает еще довольно низкие места по отдельным показателям инвестиционного климата среди других государств (табл. 2.1). Исследование проводилось в связи с проведением в 2004 и 2005 гг. всемирных экономических форумов.

     Таблица 2.1

     Место России по некоторым показателям конкурентоспособности и качества инвестиционного климата.

Параметр  инвестиционного климата Место России
В 2004 г. среди 104 стран В 2005 г. среди 117 стран
Стабильность  банков 91 101
Доступность кредита 67 91
Наличие венчурного капитала 49 66
Поощрение правительством ПИИ 97 109
Внедрение технологий на уровне предприятия 56 63
Влияние ПИИ на приток новых технологий 87 98
Сотрудничество  вузов и промышленности в проведении НИОКР 40 42
Общее качество инфраструктуры 64 79
Развитость железнодорожной сети 26 24
Стационарные  телефонные линии 50 46
Защита  прав собственности 88 108
Защита  интеллектуальной собственности 84 105
Коммерческие  потери, связанные с организованной преступностью 88 101
Роль  налогов как стимула для предпринимательской деятельности или инвестиций 73 81
Коммерческие  потери, связанные с коррупцией 100 109

Информация о работе Иностранные инвестиции в России