Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 02:29, реферат
Фондовый рынок
I. Сущность фондового рынка.
1. Понятие фондового рынка, его структуры и виды.
2. Понятие ценных бумаг.
3. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке.
4. Анализ состояния и структура российского рынка ценных бумаг.
II. Первичный и вторичный фондовые рынки.
1. Особенности первичного рынка.
2. Вторичный рынок.
2. 1. Биржевой рынок.
2. 1. 1. Понятие фондовой биржи.
2. 1. 2. Организационная структура фондовой биржи.
2. 1. 3. Листинг ценных бумаг и биржевые индексы.
2. 2. Внебиржевой рынок.
3. Технология торговли, применяемая на первичном и вторичном рынках.
III. Регулятивная инфраструктура фондового рынка.
1. Государственное регулирование.
2. Саморегулируемые организации. IV. Проблемы развития российского фондового рынка.
Заключение.
Список литературы.
Организовать дилерские рынки можно на основе следующих видов предложении ценных бумаг:
-локализованного (назначение нескольких локальных мест продаж за наличные);
-распределенного (создание распределительной сети из рыночных мест, по категориям инвесторов, ценных бумаг, формам оплаты);
-продленного (создание постоянного предложения различных видов ценных бумаг в филиальной сети коммерческого или сберегательного банка).
Схема
дилерских рынков в России использовалась
при первом публичном предложении акций
для частных и юридических лиц (межбанковское
объединение "Менатеп", декабрь 1990
г. ) и при размещении Сберегательным банком
РФ продленного предложения на приобретение
выпущенных им акций в своих отделениях
и филиалах.
III. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:
- регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации);
- регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);
- законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);
- этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);
- традиции и обычаи.
Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.
Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.
1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:
а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству. Пример-Франция;
б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.
2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:
а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);
б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т. п. (Великобритания).
В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:
- смешанной моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной ролью государства в регулировании;
- значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
- жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
- отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;
- отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).
1. Государственное регулирование
Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т. к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.
Основные функции государства в регулировании:
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т. п. ;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т. ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;
2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества);
3) неустойчивость и конкуренция властных структур. Структура основных государственных органов, регулирующих фондовый рынок приведена на схеме 6 (см. приложение).
2. Саморегулируемые организации.
Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.
В странах с рыночной экономикой обязательно существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг. В случае такого признания государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.
Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками:
- это добровольное объединение;
- членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил ведения бизнеса;
- выполняют функции, переданные им государством.
Виды саморегулируемых организаций.
Международные организации - Международная организация фондовых бирж.
Национальные организации - обычно в каждой стране существуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т. д.
Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.
Классификация саморегулируемых организаций в зависимости от видов участников фондового рынка, которые их создали приведена в схеме 7 (см. приложение).
Кроме организаций профессиональных участников бумаг существуют и другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты интересов свои организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.
Саморегулируемые организации в России.
По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов или профессиональных общественных организаций.
Функции российских саморегулируемых организаций соответствуют общепринятым в мировой практике:
саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг,
поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала,
развитие инфраструктуры фондового рынка,
проведение совместных научных разработок,
коллективное предпринимательство своих интересов и интересов инвесторов.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и контроль за их созданием осуществляется Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам.
Примеры саморегулируемых организаций в России приведены в следующей таблице.
Виды саморегулируемых Наименование организации организаций | |
Организации фондовых бирж | Союз фондовых бирж, Ассоциация валютных бирж |
Организации компаний по ценным бумагам | Фондово-эмиссионный синдикат и др. , Ассоциация российских банков |
Организации трансферагентов, регистраторов и депозитариев | Профессиональная ассоциация ре гистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) |
Организации персонала, работающего в институтах ценных бумаг | Гильдия финансистов (объединяет специалистов не только по ценным бумагам, но и в других отраслях финансовой деятельности |
Организации институциональных инвесторов | Ассоциация инвестиционных фондов "СКИФ", Лига содействия инвестиционным фондам |
Организация частных инвесторов | Комитеты по защите прав акционеров (в регионах, городах) |
Организации регуляторов рынка, инвестиционных консультантов и эмитентов в России отсутствуют. |
IV ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т. е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.