Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:52, реферат
Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.
В Казахстане существуют условия, создающие благоприятные предпосылки для успешного развития его внешнеэкономических связей. К ним относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности
1.1. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2. Органы государственного и негосударственного регулирования управления внешнеэкономической деятельностью
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Казахстана на современном этапе
2.1. Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей
2.2. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельность в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности
1.1. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2. Органы государственного и негосударственного регулирования управления внешнеэкономической деятельностью
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Казахстана на современном этапе
2.1. Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей
2.2. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельность в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.
В Казахстане существуют условия, создающие благоприятные предпосылки для успешного развития его внешнеэкономических связей. К ним относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений.
В республике создана и постоянно совершенствуется законодательная основа системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Она построена на базе международно-признанных правовых норм и документов (норм и положений ГАТТ и Соглашений, принятых в развитии Генерального соглашения и ВТО, разработанных в рамках Совета по таможенному развитию и других).
В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.
В республике проведена существенная либерализация внешней торговли:
отменено квотирование экспорта товаров;
сокращен перечень лицензируемой продукции;
отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов;
отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот;
упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров;
образован ряд свободных экономических зон;
разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран;
для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля;
введена система независимой предотгрузочной экспертизы импортных контрактов.
Основными потребителями казахстанской продукции являются Швейцария (18,6%), Италия (15,4%), Российская Федерация (14,3%), Китай (10,1%), Франция (6,8%), Иран (3,6%), Виргинские острова (Брит.) (3,4%), Нидерланды (2,3%), Португалия и Израиль (по 1,8%), Канада и США (по 1,2%). Важное значение для соблюдения Казахстаном международных норм и правил торговли имеет вступление республики во Всемирную торговую организацию, для чего в январе 1996 г. подана заявка на вступление в ВТО.
Принимаются меры по приведению национального законодательства внешней торговли в соответствие с принципами и нормами ВТО, ведутся много- и двусторонние переговоры с основными странами-партнерами по условиям взаимного доступа товаров и услуг, ведется работа по подготовке Меморандума о внешнеторговом режиме Казахстана[1].
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности
1.1. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулирования являются:
1. финансирование внешнеэкономической деятельности;
2. налогообложение;
3. инвестирование;
4. внешнее заимствование;
5. внешняя задолженность;
6. субсидирование экспорта.
Методы регулирования соответствует указанным формам и включают прямые и косвенные способы.
К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции).
Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота – часть, доля в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.
Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав государственной компании на совершение определенных внешнеэкономических операций или на обслуживание внешнеэкономических связей. В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования[2].
Косвенные или экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.
Валютный курс или цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, связывает все внутренние цены с ценами другой страны. Колебания валютного курса изменяет цены на товары другой страны для отечественных потребителей и наоборот, цены отечественных товаров – для потребителей другой страны. Тем самым эти изменения влияют на привлекательность экспорта и импорта; в случае уменьшения курса национальной валюты относительно валюты другой страны, получает развитие экспорт, в противоположном случае – импорт, так как в первом случае отечественные товары становятся дешевле для иностранцев, и расширяется спрос на эти товары с их стороны; во втором случае импортные товары дешевеют, и увеличивается спрос в своей стране на эти товары.
Система валютных курсов государства может быть организована в виде гибких (плавающих) или фиксированных валютных курсов.
При системе гибких курсов обмен осуществляется на основе спроса и предложения валют, при системе фиксированных курсов устанавливается определенное соотношение национальной валюты к золоту или другой твердой валюте; во втором случае государство регулирует это соотношение и тем самым вмешивается в функционирование рынка валюты в целях достижения сбалансированности платежного баланса страны. При этом занижение курса иностранной валюты относительно своей вызывает потери стоимости при экспорте, которые компенсируются при импорте, и, наоборот, при завышении этого курса потери возникают при импорте, что должно быть покрыто дополнительным экспортом.
При импорте (для иностранного импортера) понижение курса иностранной валюты относительно местной означает расширение возможностей на местном рынке, и, наоборот, повышение этого курса ведет к свертыванию рынка в связи с ростом цен на импортируемые товары.
Для отечественных импортеров колебания курсов валют означают изменение возможностей по закупке иностранных товаров (при наличии одинаковой суммы средств в собственной валюте).
Таким образом, валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые, в свою очередь, через финансовые инструменты – налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины – воздействуют на величину получаемых и распределенных финансовых ресурсов и финансовое положение как государства, так и производителей экспортной или потребителей импортной продукции, товаров и услуг.
При кризисных ситуациях: значительном спаде производства, инфляции, вызванной неудовлетворительным спросом, нарушаются и искажаются макроэкономические пропорции и принципы, определяющие внешнеэкономическое равновесие. Это сопровождается всеобщей ориентацией потребителей на импорт, недостаточностью экспортной валютной выручки для покрытия возрастающего импорта, резким обесценением национальной валюты по отношению к твердым валютам. Центральный банк вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса собственной денежной единицы, лишаясь валютных резервов или обращаясь за поддержкой к международным финансовым организациям. Дальнейшее развитие кризиса вынуждает государство ограничивать и импорт, крайне необходимый для жизнеобеспечения страны, поскольку его нечем оплачивать. У стран с сырьевой ориентацией экономики продолжительные кризисы приводят к истощению природных ресурсов, становящихся единственным источником экспорта, возможной потере экономической и даже политической независимости[3].
Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений; здесь имеются в виду, как обычные налоги, так и специальные – на доходы (прибыль) совместных предприятий, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт).
Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта.
Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела (то есть порядок перемещения через границу товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов.
Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Таможенный тариф – систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию республики и ввозимые за пределы этой территории товары и иные предметы.
Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом (см. Приложение №4). В отечественной практике получили распространение адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлины; адвалорные начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические – в установленном размере на единицу облагаемых товаров или предметов, а комбинированные ставки – путем сочетания обоих видов обложения. Различают ввозные, вывозные, транзитные, сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные, протекционистские, преференциальные таможенные пошлины.
Экономическая суть экспортных таможенных пошлин – абсолютная рента. Е оплачивает иностранный покупатель. При занижении или отмене экспортных пошлин абсолютная рента в части занижения или отмены оплачивается собственником – производителем продукции за счет доходов внутренних потребителей через рост внутренних цен. Заниженный уровень экспортных таможенных пошлин приводит к расточительной реализации природных ресурсов на мировом рынке, а завышенный – к снижению производства из-за затруднений в реализации ресурсов на этом рынке[4].
Таможенная стоимость товара – фактически уплаченная цена на момент пересечения таможенной границы. В нее включаются цена товара согласно счета-фактуры, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру:
по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхованию до пункта пересечения таможенной границы;
комиссионные, брокерские и некоторые другие расходы.
Предусмотрен дифференцированный подход при назначении ставок тарифа для разных видов товаров: низкие – для товаров первой необходимости и более высокие – для второстепенных товаров.
Система импортных таможенных пошлин служит защитой национального производства от экспансии иностранной продукции: повышенными импортными пошлинами облагаются товары конкурирующие с отечественными, низкими пошлинами – товары и продукты, отсутствующие или производимые в недостаточных объемах внутри страны. Этот принцип одновременно обеспечивает фискальные интересы государства по наполнению доходной части государственного бюджета.
Сезонные таможенные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров; срок действия этих пошлин не превышает четырех месяцев.
Специальные таможенные пошлины применяются в следующих случаях:
- когда ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров;
- как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих интересы данной страны, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции;
- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны ее стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, существенно более низким, чем конкурентная цена в стране экспорта, и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются в следующих случаях:
- при ввозе товаров, при производстве или экспорте которых использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;
- при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если такой вывоз наносит или угрожает нанести ущерб интересам данной страны.
В Казахстане взимается сбор за таможенное оформление, то есть таможенные процедуры за основной и добавочные листы грузовой таможенной декларации независимо от характера сделки и типа декларации; установлен дифференцированный подход к оплате процедур для юридических лиц с местоположением за границей и на территории СНГ при оформлении имущества по спецификациям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, уплачиваются такие таможенные платежи:
- таможенный сбор за хранение товаров;
- таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров;
- плата за информирование и консультирование;
- сбор за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;
- плата за участие в таможенных аукционах;
- плата за принятие предварительного решения;
- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалисты по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
- иные таможенные платежи.
Таможенный комитет Министерства финансов Республики Казахстан определяет порядок взимания таможенных платежей, а его органы проверяют уплату платежей при предъявлении товаров к таможенному контролю согласно таможенной декларации.
Уплата таможенных пошлин за поставку продукции в государстве СНГ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и межправительственными соглашениями, заключенными с этими странами.
Таможенные пошлины или применяемые вместо них налоги на импорт являются составляющими свободной оптовой (отпускной) цены товаров (кроме них, цена включает фактурную стоимость товаров, расходы по закупке и доставке товаров до границы, вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям). При этом импортируемые товары облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами. С включением торговых надбавок на эти товары формируются свободные розничные цены.
Стоимостное регулирование импорта и экспорта может осуществляться путем предоставления импортных и экспортных субсидий участникам торговых сделок. Поскольку прямые экспортные субсидии запрещены международным законодательством, могут предоставляться скрытые субсидии (льготное кредитование, занижение цен на исходное сырье, материалы, энергетические ресурсы, субсидирование фрахта).
1.2..Органы государственного и негосударственного регулирования
управления внешнеэкономической деятельностью
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ;
разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций[5].
Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.
За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран[6]. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Казахстана
на современном этапе
2.1.Казахстанская модель государственного регулирования
внешнеэкономических связей
Степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего, в международную торговлю, определяются несколькими экономическими факторами:
- величиной экономического потенциала;
- стадией технико-экономического развития;
- обеспеченностью природными ресурсами.
Считается, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше ее экономический потенциал и чем выше уровень технико-экономического развития, тем больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Данные факторы определяют масштабы и характер присутствия Казахстана на мировых рынках.
Экономическое сотрудничество с зарубежными странами Казахстану приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, где гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой отраслей промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. При наличии таких структурных переносов в экономике и устаревшего производственного аппарата Казахстан использует во взаимодействии с внешним миром узкий спектр имеющихся у неё конкурентных преимуществ. Важнейшие из них – обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетическими. Очевидно, что в ближайшее время у Казахстана нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Однако делать главную ставку в развитии экспорта на интенсивное использование фактора природных ресурсов было бы недальновидным.
Принципиальным является положение сырьевой специализации Казахстана и его сохранения в обозримой перспективе, поэтому задача государственного регулирования состоит в повышении эффективности сырьевого экспорта и обеспечении его устойчивости. Такие страны, как Норвегия, Великобритания, Канада, Австралия в значительной степени специализируются на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, но от этого они не переходят в разряд слаборазвитых государств, а наоборот, наращивают свой экономический потенциал. Казахстан вряд ли сумеет стабильно наращивать объемы поставок сырья за рубеж и изделий первого передела по целому ряду причин:
1. фактор истощения сырьевых ресурсов со временем будет играть все большую роль.
2. распространение в мире ресурсосберегающих технологий будет сдерживать рост спроса на сырье и энергоресурсы, в таких условиях отечественным экспортерам придется прибегнуть к демпингу.
3. увеличению экспорта сырья кун препятствует ограниченная пропускная способность отечественной транспортной инфраструктуры. Ресурсный потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достоинством для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве[7].
С точки зрения современной экономической теории развитие означает полное использование сравнительных преимуществ каждой страны в международной торговле. В настоящее время ни одна страна не может абстрагироваться от внешних факторов развития. На сегодня нашими преимуществами являются нефть, металлы, зерно и поэтому их полное использование в международной торговле есть первейшая задача экономической политики правительства в данный период. Этому служит политика правительства, которое отказалось от закрытия границ, введения повышенных таможенных пошлин, установления экспортных квот, в том числе на нефть и др.
На характере внешнеэкономических связей Казахстана также сказываются просчеты во внешнеэкономической политике, допущенные в последние годы. Государственные органы, как показывает анализ, концентрировали основное внимание на либерализации, налаживании отношений с интеграционными сообществами и международными экономическими организациями. При этом на втором плане оставался ряд важных перспективных вопросов, связанных с оптимизацией интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство. В подходе государства к внешней торговле просматривается, прежде всего, фискальный интерес. Значение внешней торговли как оптимизатора экономического роста явно недооценивалось.
Курс валюты необходимо регулировать так, чтобы цены определенной части отечественных товаров обрабатывающей промышленности все время были ниже мировых[8]. Это относится и к внутреннему рынку. Внешнеторговый баланс при этом должен учитываться только как один из результатов валютного регулирования, а не являться его целью. Причем ассортимент конкурентоспособных товаров страны изменяется в зависимости от конъюнктуры рынков, а денежно-кредитная политика направлена на обеспечение нужных соотношений отечественных и мировых цен на аналогичные товары.
Регулируя уровень цен отечественных товаров по отношению к мировым, можно поддерживать достаточную конкурентоспособность национальной экономики и, соответственно, положительное сальдо внешнеторгового баланса. Для сохранения конкурентоспособности банк изымает часть инвалюты с дальнейшей передачей в государственный бюджет. Правительство расходует эту валюту на импорт передовых технологий. Таким образом, упорядочивая соотношение отечественных и мировых цен посредством денежно-бюджетной политики, государств может обеспечить не только заданный темп реального роста производства, но и стабильное увеличение доходов государственного бюджета.
Одним из недостатков внешнеэкономической политики 90-х годов является недооценка необходимости всестороннего учета при ее разработке и проведении интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государство при регулировании экспорта и импорта упускает из виду задачи структурной перестройки производства. Нетарифные меры ограничения импорта применяются, если их введение не встречает активных возражений со стороны иностранных поставщиков. В итоге увеличивается наплыв в Казахстан недоброкачественной импортной продукции. Усиливая валютный контроль, органы регулирования одновременно снижают стимулы к проведению хозяйственными субъектами экспортно-импортных операций.
Рост импорта не считается негативным явлением в экономике, как пытаются изобразить сторонники политики импортозамещения, отечественные товаропроизводители. Тем более для сегодняшнего Казахстана. Во-первых, рост ВВП ведет к росту импорта. Это закон экономики. Во-вторых, в любой стране есть группа потребителей (предприятия, граждане), которые хотят приобретать только импортные товары. И в любой, даже самой развитой, стране до 40% товарооборота составляют импортные товары. В-третьих, в республике высок уровень износа производственного аппарата, и он нуждается в передовой технике и прогрессивных технологиях, особенно в высоких технологиях. Отечественные товаропроизводители не в состоянии производить такие машины и оборудование для большинства отраслей. Поэтому рост импорта подобных инвестиционных товаров необходим для обновления устаревших машин и оборудования и отвечает интересам страны. Без указанных товаров страна не в состоянии будет производить конкурентоспособную и наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Многочисленные примеры показывают, что рост импорта часто становится импульсом к возникновению и развитию отечественных конкурентоспособных производств, вытесняющих аналогичные импортные товары по условиям конкуренции, а не административно-командным методом. Именно дальнейший рост внутреннего спроса на импортные товары подталкивает отечественный бизнес к налаживанию собственного производства. Примером в нашей стране могут служить производства по выпуску муки, макарон, конфет, масла, алкогольных и безалкогольных напитков, и многих других товаров. Экономически оправданным ограничителем импорта может выступать не просто его высокий рост, а и ввоз по демпинговым ценам субсидированных товаров, нестандартных, низкокачественных и вредных продуктов, составляющих угрозу продовольственной безопасности Казахстана, а также возникновение или рост отрицательного товарного сальдо. Для борьбы с этим явлением существуют уже другие методы, регламентированные законами Республики Казахстан, только их надо применять. Отсюда следует вывод об ориентации экономики страны на стратегию экспортированного производства. Данная стратегия имеет огромные преимущества перед стратегией импортозамещения для устойчивого экономического развития страны. Она вынуждает отечественных товаропроизводителей развивать только эффективное производство и выпускать конкурентоспособную продукцию, постоянно совершенствовать свое производство, внедрять все новые и новые технику и технологии, товары, формы организации производства, снижать материало- и энергоемкость продукции, повышать производительность труда.
Экспортоориентированная стратегия позволяет зарабатывать доходы вне страны и обеспечивает приток их в страну, что дает возможность постоянно расширять производство, создавать новые рабочие места, улучшать платежный баланс страны и др. как показывает мировой опыт, экспортоориентированное производство значительно эффективнее, чем импортозамещающее. Экспортоориентированная стратегия более полно отвечает интересам малых стран с «узким» внутренним рынком, к числу которых относится и Казахстан. Таким путем пришли к росту экономики Гонконг, Сингапур, Тайвань и многие другие страны. Однако импорт и экспорт – это взаимосвязанные и взаимообуславливаемые процессы. Один из процессов непременно порождает другой. В частности, согласно закону Д. Юма, увеличение экспорта ведет к увеличению импорта. Действительно, рост экспорта способствует росту валютных поступлений страны. А это создает возможность увеличения покупки импортных товаров, поскольку курс доллара снижается, что вызывает повышенный спрос на него и стимулирует импорт. И наоборот, рост импорта сырья и оборудования может использоваться для развития экспортных производств или просто повысить конкурентоспособность отечественных товаров на тех же действующих предприятиях. Данный факт делает их экспортируемыми за пределы страны. Рост импорта увеличивает валютные затраты, что может повлечь за собой отрицательный платежный баланс. Нехватка валюты компенсируется притоком иностранных инвестиций, которые могут быть использованы на развитие экспортоориентированных отечественных производств. Уменьшение импорта рано или поздно приведет к падению экспорта и наоборот. Таким образом, последовательная поддержка одного из двух видов стратегий при недостаточно четкой и тонкой экономической политике может периодически «покачивать» валютный курс в ту или иную сторону и тем самым создавать кризисную ситуацию на финансовом рынке. В современных условиях глобализации, роста интенсивности мировых экономических процессов и взаимозависимости стран более адекватной представляется стратегия развития только конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, которая не ограничивает экономику ни стратегией импортозамещения, ни стратегией экспортоориентации. В каждый данный момент товаропроизводители сами должны решать, куда поставлять свою продукцию – на внешний или на внутренний рынок, руководствуясь только спросом и предложениями на рынках, своей максимальной выгодой. С этой целью отечественным товаропроизводителям нужно выпускать только те товары, которые они могут производить эффективно и с высокой конкурентоспособностью, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Противостоять растущей международной экономической конкуренции, защищаться от ее угрозы экономической безопасности страны Казахстан сможет, только создавая конкурентоспособную национальную экономику. Никакие меры не защитят его от этой угрозы в условиях глобализации. Для этого необходимы такие условия, как открытость и либеральность и внешней, и внутренней экономики, отсутствие регулирования деятельности казахстанских предпринимателей. Без подобной среды отечественные товаропроизводители не смогут свободно действовать, выбирать нужную стратегию производства и реализации продукции, пользоваться ресурсами, иметь равные условия. Для безопасного экономического развития предстоит преодолеть и ряд внутренних угроз:
- преобладание в экономике высокоизношенного и морально устаревшего производственного аппарата;
- деформация структуры экономики, ее сырьевая ориентация;
- низкая конкурентоспособность и высокая доля неэффективных и убыточных предприятий;
- большой накопленный инфляционный потенциал;
- чрезмерное вмешательство государства в экономику;
- подорванный научно-технический потенциал республики;
- большая технико-технологическая отсталость и зависимость от зарубежных стран;
- наличие большого количества отсталых и особо депрессивных малых городов, отдаленных и экологически бедствующих районов;
- высокая дифференциация населения по доходам, высокая доля бедных и безработных,
- нарушающие социальную стабильность в стране;
- высокий уровень коррупции, теневой экономики.
Все эти угрозы безопасному и устойчивому экономическому росту постепенно преодолеваются. Однако в целом данные проблемы еще далеки от кардинального решения. Генеральной линией должно быть формирование иной структуры экономики, где доминировать должны отрасли и производства, выпускающие преимущественно конечную продукцию, продукцию глубокой переработки, особенно высокотехнологичную и наукоемкую, а также обеспечивающую наибольший рост валовой добавленной стоимости.
Страна должна избавиться от неэффективных и убыточных предприятий. Вероятно, такие точки устойчивого роста придется искать во всех отраслях и сферах, где возможно формирование конкурентных преимуществ Казахстана. Важная группа конкурентных преимуществ страны связана с наличием огромных углеводородных и минерально-сырьевых ресурсов. Их достаточно для того, чтобы еще долго удовлетворять потребности в них внутреннего рынка, а также осуществлять необходимые экспортные поставки. Было бы грубой ошибкой не воспользоваться этим своим весомым преимуществом. Ориентация экспорта на чисто ресурсодобывающие отрасли и отрасли топливно-энергетического комплекса не может оставаться основной стратегией безопасного устойчивого развития экономики. Другая важная группа конкурентных преимуществ Казахстана – возможности организации высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечивающих наибольший рост валовой добавленной стоимости на основе эффективного использования имеющихся в стране важных научно-технических достижений в ядерной технологии, геофизике, биотехнологии, металлургии, химии и нефтехимии, фармацевтике и других областях. Подобная структура экономики будет отвечать требованиям мирового рынка и позволит ей устойчиво развиваться высокими опережающими темпами.
В целом процесс оптимизации казахстанской модели государственного регулирования внешнеэкономических связей предполагает:
- открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественных производителей;
- расширение участия в международном разделении труда с использованием своих сравнительных преимуществ;
- рассмотрение внешнеэкономических связей как дополнительного вектора роста экономики и рациональных структурных преобразований;
- обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала;
- ориентацию технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития;
- сближение отечественного хозяйственного права с международным;
- повышение конкурентоспособности национальной экономики;
- применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей, комбинируемых в зависимости от ситуации национальной экономики;
- обеспечение участия Казахстана во всех важнейших международных экономических организациях;
- поддержку отечественных экспортеров на внешних рынках;
- обеспечение более продвинутых форм сотрудничества: инвестиционное сотрудничество, научно-техническая кооперация, производственная интеграция на базе новой внешнеэкономической социализации страны.
С учетом накопленного международного опыта нужно создать систему государственной поддержки и стимулирования экспорта:
- гарантии под привлекаемые экспортерами кредитные ресурсы;
- гарантирование и страхование экспортных кредитов;
- долевое участие государства в реализации перспективных инвестиционных экспортоориентированных проектов;
- налоговое поощрение экспорта;
- оказание экспортерам различных услуг;
- содействие участию казахстанских производителей в международных выставках и ярмарках;
Для защиты отечественного производителя целесообразно использовать весь спектр инструментов мировой практики: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения.
2.2.Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в Казахстане. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.
В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики, принципах. Эти принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них:
- равенство участников ВЭД и их недискриминация;
- защита государством прав и интересов участников ВЭД;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность предприятий.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества Казахстана, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.
Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция.
Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:
1. Учет требований международных организаций, например:
- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;
- Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации:
- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных;
- специализированных организаций ООН;
- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях.
2. Либерализация внешней торговли.
3. Торговля по мировым ценам.
4. Введение реального валютного рынка.
5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.
В соответствии с международной практикой РК необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут способствовать реализации стратегической цели.
1. Речь идет о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика Казахстана с любым государством превращается в многостороннюю с возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО.
2. Это подписание соглашений с зарубежными странами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными странами.
3. Задачей в области внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.
Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам - членам СНГ. Экономические интересы Казахстана во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР.
Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления казахстанской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства Казахстана в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях Казахстана со странами СНГ должны стать:
- выполнение обязательств по взаимным поставкам;
- ликвидация задолженности по товарным поставкам;
- возврат ранее предоставленных кредитов;
В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза.
Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РК "О валютном регулировании и валютном контроле"[9]. Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.
Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.
Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия.
В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РК. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Регулирующая роль государства реализуется посредством применения экономического и административного методов. Оба эти метода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе.
К экономическому методу относятся меры, связанные с использованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использования различных видов пошлин.
Заключение
Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого эономического роста.
В Казахстане существуют условия, создающие благоприятные предпосылки для успешного развития его внешнеэкономических связей. К ним относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений.
В республике создана и постоянно совершенствуется законодательная основа системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Она построена на базе международно признанных правовых норм и документов (норм и положений ГАТТ и Соглашений, принятых в развитии Генерального соглашения и ВТО, разработанных в рамках Совета по таможенному развитию и других).
В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.
В республике проведена существенная либерализация внешней торговли: отменено квотирование экспорта товаров; сокращен перечень лицензируемой продукции; отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов; отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот; упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров; образован ряд свободных экономических зон; разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран; для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля; введена система независимой предотгрузочной экспертизы импортных контрактов[10].
Упрощен порядок выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в целях создания более благоприятных условий для ведения внешней торговли, а также приведения порядка лицензирования экспорта и импорта товаров в республике в соответствие с международными нормами и правилами.
Важное значение для соблюдения Казахстаном международных норм и правил торговли имеет вступление республики во Всемирную торговую организацию, для чего в январе 1996 года подана заявка на вступление ГАТТ/ВТО. Принимаются меры по приведению национального законодательства внешней торговли в соответствие с принципами и нормами ВТО, ведутся много- и двусторонние переговоры с основными странами-партнерами по условиям взаимного доступа товаров и услуг, ведется работа по подготовке Меморандума о внешнеторговом режиме Казахстана.
Список использованной литературы
Нормативно- правовые акты:
1. «О валютном регулировании и валютном контроле».-Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда, 2005.- 17 июня, с.17
2. Сборник нормативных актов по внешнеэкономической деятельности. В 2-х томах. Москва, «Контракт», 1994.-574с.
Периодические издания:
1. Р. Доланбаева Р. Мониторинг современного состояния рынка в Казахстане и факторы его развития// АльПари. 2001. №4;
2. Формирование внешнеэкономического курса государства: теоретические аспекты // Транзитная экономика, №2, стр.53-61
Специальная литература:
1. Ержанов А.Б.Международные экономические отношения. Алматы, Ун-т «Кайнар».- 1999.- 253 с.
2. Киреев А. Международная экономика. Ч.1. – М.: Международные отношения, 1997. с.33-44.
3. Н. К. Мамыров, А. Н. Саханова, М. С. Ахметова, Л. Брузати Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга 3, Алматы, 2002 год;
4. В. Д. Мельников, К. К. Ильясов Финансы. Учебник. Алматы, 2001 год.
5. Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия «учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001
6. Сатубалдин С. Избранное в 6-ти томах. Т.1 Хроники будущего. Алматы, БИС, 2002.- 320с.
7. Экономическая теория. Под ред. В.И.Видяпина.-М: ИНФРА-М,2002.-714с.
Материалы взятые из Интернета:
1. www.kazembassy.com.ua
2. www.vch.ru
[1] www.kazembassy.com.ua
[2] Н. К. Мамыров, А. Н. Саханова, М. С. Ахметова, Л. Брузати Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга 3, Алматы, 2002 год, 56с.
[3] Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия «учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.с.66
[4] Киреев А. Международная экономика. Ч.1. – М.: Международные отношения, 1997. с.33
[5] Экономическая теория. Под ред. В.И.Видяпина.-М: ИНФРА-М,2002.-613с.
[6] Экономическая теория. Под ред. В.И.Видяпина.-М: ИНФРА-М,2002.-с. 690
[7] Р. Доланбаева Р. Мониторинг современного состояния рынка в Казахстане и факторы его развития// АльПари. 2001. №4,с.16
[8] В. Д. Мельников, К. К. Ильясов Финансы. Учебник. Алматы, 2001 год, 82с.
[9] «О валютном регулировании и валютном контроле».-Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда, 2005.- 17 июня, с.17
[10] www.vch.ru
Информация о работе Қазақстан Республикасының сыртқы экономикасы