Сообщение
на тему:
«Арт-инвестиции»
Арт-рынок, или торговля
произведениями искусства - это отрасль
экономики, инвестиционная привлекательность,
которой, как и любой другой экономической
области, определяется финансовыми показателями.
В данной связи, произведение искусства
рассматривается как экономическая категория,
где художник – эмитент, торги – эмиссия,
произведение искусства – акция. Инвестиции
в искусство – это не совсем тоже самое,
что коллекционирование, так как они подразумевают
не просто стремление сохранить свой капитал,
но и приумножить его.
Аргументы в пользу
рассмотрения произведений искусства
в качестве инвестиций.
- Высокая капитализация. По разным оценкам годовой оборот арт-рынка колеблется от 25 до 30 млрд. долларов. Статистика цен на произведения вторичного рынка перепродажи топовых художников со второй половины ХХ века по начала 2000-х показывает рост более чем на 400%. Основным аргументом в пользу инвестиций на арт-рынок является то, что произведение искусства в отличие от любого другого товара при потреблении не теряет свою потребительскую стоимость с веками. Будучи созданным в единственном экземпляре (если абстрагироваться от объектов тиражируемых) выступает весьма выгодным инвестиционным инструментом. Материальная стоимость произведений искусства брендовых художников может оставаться неизменной и даже в значительной мере возрастать. Большую роль здесь играет их уникальность, а также естественная убыль. Это делает искусство одной из самых привлекательных с точки зрения доходности инвестиций. Как любят повторять слова Марка Твена эксперты рынка искусств: «Покупайте землю, ее больше не производят».
- Низкая зависимость от других финансовых и биржевых показателей. Такой вид инвестиций надежно спасает от инфляции. Корреляция искусства с другими финансовыми активами согласно исследованиям очень низкая, что делает данный актив наиболее привлекательным для диверсификации инвестиционного портфеля. Диверсификация активов и минимизация рисков подразумевает поиск различных активов для эффективного распределения находившегося в собственности владельца капитала. Рост цен на искусство определяется тем, что самих произведений конкретных художников – лидеров рынка, становится все меньше. В данном случае стратегией инвесторов является спекулятивное повышение цен на художника путем обретения как можно большего количества его работ. В тоже время, редкость, уникальность, невозможность воспроизводства произведения искусства ведет к тому, что антиквариат постепенно «оседает» в частных или музейных коллекциях, что открывает перспективы для инвестирования в «антиквариат будущего», то есть в современное искусство. Здесь шансы ошибиться еще выше, но и доходность во много раз превышает инвестирование в проверенных авторов.
Несмотря на все
плюсы инвестиции в произведения
искусства подразумевают следующие
риски.
- Низкая прозрачность и ликвидность арт-рынка. Безусловно, на арт-рынке с большей или меньшей долей вероятности можно полагаться на правило «больших денег», то есть покупать брендовых художников на брендовых аукционах. Большие вложения гарантируют окупаемость в долгосрочной перспективе, как с точки зрения успеха в исторической перспективе, так и экономического успеха. В каком-то смысле, чем больше денег поставлено на предмет искусства, тем больше шансов на успех. Высокая цена подразумевает долгосрочное вложение. Однако, даже большие деньги не избавят инвестора от таких трудностей как:
- проблемы с определением подлинности;
- сложность определения инвестиционной перспективы, обусловленная растяжимым понятием временного горизонта инвестирования;
- неоднородность арт-рынка, внутри которого существует множество малых рынков, привязанных к тому или иному направлению в живописи, временному периоду, стране и так далее;
- Трудности связанные с легитимным заключением сделки по покупке произведения искусства (условия аукционных домов, налоговые особенности разных стран, особенности страхования, необходимых условий хранения, транспортировки, охраны и так далее);
- Наличие локальных рынков искусства, играющих не малую роль в положении дел на глобальном рынке искусства. Иными словами, еще несколько десятилетий назад никто толком не слышал о китайских художниках, теперь они активно теснят других из списка самых дорогих, что связано с экономическим ростом Китая. Таким образом, инвестирование в арт активы, может принести значительные доходы, но только при условии объективной оценки реальной ситуации на арт-рынке, и постоянному мониторингу происходящих процессов. Даже просто удачно приобрести произведение искусства с точки зрения инвестиционного подхода - недостаточно, для повышения ценности приобретенных активов, необходимо дальнейшее инвестирование, постоянный обзор динамики рынка и его показателей, публичного отклика и так далее. Инвестиционные стратегии строятся главным образом на том, чтобы выкупить работы по цене ниже рыночных, и создать максимальные условия для достижения ценового рекорда при возможной перепродаже. Создание максимальных условий подразумевает интегрированный комплекс последовательных и стратегически спланированных действий, по пиару вашего арт-объекта или коллекции. Просто приобрести произведение искусства и затем отсиживаться, наслаждаясь своим приобретением, будет достаточно для формирования фамильного наследства, но врядли для генерирования значительных и скорых прибылей. Более того, в совокупности такие факторы как низкая ликвидность арт-рынка, высокие транзакционные издержки, налоговые сборы, издержки содержания, скорее сделают неопытных инвесторов несущими убытки, особенно, когда необходимо продать быстро.
В качестве заключения,
можно сказать, что арт-рынок как
и любой другой, имеет свои особенности
и характерные черты. Инвестирование в
произведения искусства может принести
большие дивиденды, и по некоторым показателям
оказывается значительно эффективнее
других активов. Тем не менее, у него объективно
есть и масса препятствующих удачным инвестициям
особенностей.
Иванова М.