Анализ потребности в прямых иностранных инвестициях для принимающей страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Однако для инвестиций нужны накопления и кредитные ресурсы, умение стратегически развиваться. Поэтому и бизнес, и правительство обеспокоены поисками как самих инвестиций, так и рецептов их использования. Потребность же в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться не только потерями темпов развития. При изношенности оборудования (в среднем по стране она составляет не менее 40%) остановка в обновлении производства грозит самому развитию пред приятий. Инвестиции должны не только продвигать вперед, но и сохранять накопленное богатство. А продвижение вперед предполагает освоение новых высоких технологий, переход на интенсивный тип экономического роста. Это трудная работа, но делать ее необходимо, если Россия хочет добиться сбалансированного развития регионов и отраслевой диверсификации

Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 4

1.1. Понятие прямых иностранных инвестиций 4

1.2. Значение прямых иностранных инвестиций для принимающей страны 6

1.3. Потребность в прямых иностранных инвестициях РФ 8

2. Практическая часть 13

Заключение 17

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Анализ потребности в ПИ.docx

— 326.25 Кб (Скачать)

Оглавление 

    Введение 3

    1. Теоретическая часть 4

    1.1. Понятие прямых иностранных инвестиций 4

    1.2. Значение прямых иностранных инвестиций для принимающей страны 6

    1.3. Потребность в прямых иностранных инвестициях РФ 8

    2. Практическая часть 13

    Заключение 17

    Список  литературы 19 
 

 

Введение

 

    Перед Россией сегодня стоит задача запустить инвестиционный механизм экономического роста. Только он поможет  найти решение накопившихся острых проблем и дать толчок развитию реального  сектора экономики. За прошедший  период было многое сделано: создана  инфраструктура рыночной экономики, осуществлены преобразования собственности, укрощена инфляция, которая истощала все силы макрополитики. Новые собственники, пережив шок «ветра перемен», постепенно приобретали навыки адаптации к рыночной среде. Теперь настало время уйти от модели «выживания в рыночной среде» и осваивать другие направления, переходя на модель «жизни в рынке или даже процветания». Следует выйти на новый и более светлый путь полнокровного и устойчивого перспективного развития. Для этого нужно иметь всего лишь два рычага: инвестиции и эффективную стратегию.

    Однако  для инвестиций нужны накопления и кредитные ресурсы, умение стратегически  развиваться. Поэтому и бизнес, и  правительство обеспокоены поисками как самих инвестиций, так и рецептов их использования. Потребность же в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться не только потерями темпов развития. При изношенности оборудования (в среднем по стране она составляет не менее 40%) остановка в обновлении производства грозит самому развитию пред приятий. Инвестиции должны не только продвигать вперед, но и сохранять накопленное богатство. А продвижение вперед предполагает освоение новых высоких технологий, переход на интенсивный тип экономического роста. Это трудная работа, но делать ее необходимо, если Россия хочет добиться сбалансированного развития регионов и отраслевой диверсификации.  

  1. Теоретическая часть
    1. Понятие прямых иностранных инвестиций
 

    Понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли.[2, с.7]

    В Федеральном законе «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» дано следующее определение иностранных  инвестиций.

    Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации  в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских  прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и  валюте Российской Федерации), иного  имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. [8, ст. 2]

    В последнее время значительно  ускорился процесс международного движения капиталов, в который вовлекается  все большее число стран, выступающих в качестве и экспортеров, и импортеров капитала. Основная причина вывоза капитала за рубеж обусловлена стремлением экономических субъектов, как отдельных компаний и банков, так и финансово-промышленных групп и холдингов, увеличить и диверсифицировать доходы:

  • благодаря расширению своей доли на внешних рынках товаров и услуг;
  • использованию своих преимуществ в области качества и технического уровня продукции, форм сбыта и т.д.;
  • использованию иностранных ресурсов (сырья, рабочей силы, научно-технических знаний);
  • использованию преимуществ международного разделения труда;
  • получению дополнительного эффекта (синергетического эффекта) за счет слияний-поглощений иностранных компаний;
  • рационализации производства, основанной на использовании межстрановых различий в стоимости труда, капитала и сырья.

    Для стран с переходной экономикой, к  которым в настоящее время  относится Россия, привлечение иностранного капитала также весьма значимо. В  российской экономике иностранные  инвестиции играют особую роль. Вопрос о структуре и доле иностранных инвестиций в экономике России в настоящее время окончательно не решен. Нет также однозначного ответа на вопрос, каковы основные критерии при выборе приоритетных направлений для вложения отечественных и иностранных инвестиций как при отраслевом, так и региональном рассмотрении.

    Согласно  методике Федеральной службы государственной статистики (Росстата), иностранные инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

    В соответствии с ФЗ РФ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. [8, ст. 2]

    Прямые  инвестиции иностранных компаний рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами приведет к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам и негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики.

    Как любое сложное экономическое  явление вложения иностранных капиталов  могут оказывать на экономику  страны и положительное, и отрицательное воздействие. Поэтому реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки баланса их плюсов и минусов.[3, с. 5-6]

    1. Значение  прямых иностранных инвестиций для  принимающей страны
 

    Импорт капитала в виде прямых иностранных инвестиций особенно ценен для экономики страны. Они являются вложениями в реальный сектор экономики, увеличивая ее инвестиционный капитал. ПИИ не только финансируют экономический рост, но и приводят в производство новые технологии, ноу-хау и новый менеджмент рыночного типа. НИИ тем самым позволяют стране выиграть время в освоении новых технологий и сократить бремя экономических деформаций. Вклад ПИИ в развитие экономики трудно переоценить. Содействуя промышленной трансформации, ПИИ формируют спрос, который удовлетворяется затем уже местными производителями. Получив заказы, они начинают расширяться, увеличивая рабочие места и расширяя кооперацию с другими хозяйствами. Прямые иностранные инвестиции, таким образом, создают вокруг себя здоровую зону расширяющегося спроса и предложения (на языке экономической теории: положительный эффект мультипликатора).

    ПИИ укрепляют и макроэкономическую стабильность, столь важную для экономического развития, содействуют росту занятости  и товарного предложения. Укрепляются  антиинфляционные силы. Государственный  бюджет пополняется доходами, так  как расширяется база налогообложения. ПИИ обеспечивают приток иностранной  валюты.

    Сегодня ПИИ можно рассматривать и  как фактор политической стабильности страны, защищающий ее не только от внутренних, но и внешних политических конфликтов. Как катализатор экономического роста ПИИ усиливают темпы  формирования среднего класса, заинтересованного  в стабильном развитии. Расширяется  слой населения, склонного к сотрудничеству и конструктивным действиям. Экстремизм чаще всего гнездится там, где  экономика не может решить самые  простейшие проблемы повседневной жизни. Уход от экономики бедности предполагает движение к политической стабильности.

    Теперь  по-новому можно взглянуть на ПИИ, увидев в них мощное средство предотвращения военных конфликтов. Такие конфликты, к сожалению, происходят, и мы наблюдали недавно, как бомбили Сербию, а некоторое время спустя — территорию Ирака. Если бы этим странам были широко и своевременно предоставлены ПИИ, больше было бы шансов решать спорные проблемы мирными средствами. Правительства обычно защищают интересы отечественного бизнеса и не бомбят предприятий своих граждан. ПИИ в чужой стране выполняют роль самого лучшего лобби, ратующего за международное сотрудничество. Кроме того, внедрение ПИИ в экономику других стран заставляет власти, включая диктаторов, считаться с их интересами, а значит и с интереса ми рынка. Это объективно ставит границы для всесилия местных диктатур.[5, с.10-11]

    1. Потребность в прямых иностранных инвестициях  РФ
 

    Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных  прямых инвестициях составляют не менее 30—50 млрд долл. в год. Подобные масштабы привлечения иностранных инвестиций вполне реальны, поскольку Россия обладает бесспорными преимуществами, делающими ее потенциально привлекательной для иностранных инвесторов. К числу таких преимуществ можно отнести следующие:

  • потенциально емкий внутренний рынок;
  • необходимость технического обновления производства и инфраструктуры;
  • более высокий уровень продаж и более высокая рентабельность капиталовложений, чем в других странах;
  • возможность диверсификации источников сырья, топливно-энергетических и других ресурсов;
  • сравнительно низкая стоимость зданий, сооружений и земли;
  • сравнительно высокий уровень профессиональной подготовки рабочей силы и низкий уровень оплаты труда;
  • наличие в ряде отраслей высокого научно-технического потенциала;
  • возможность организации конкурентоспособного экспорта товаров.

    Данные  об объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1995—2010 гг., приведены в Таблице 1аблице 2.

 

 

    Таблица 1 – Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам (в % к итогу)

Источник: Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru  

Таблица 2 – Поступление прямых иностранных инвестиций

(в млн.  долларов США)

Источник: Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru  
 

Рисунок 1 – Иностранные инвестиции в  Россию за 1995-2010 гг. (в млрд долларов США)

    Сводка  Росстата "Об иностранных инвестициях  в 2010 году" подтвердила опасения правительства о том, что 2010 год благоприятным для иностранных инвестиций в РФ считаться не может.

      Министерство финансов оценивало приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в 2010 году в 12-14 млрд долларов, оценка Росстата, основанная на статистических сводках организаций, дает цифру ПИИ 13,8 млрд долларов.

      О том, что ПИИ в 2010 году  не вырастут, было известно еще  из январских оценок платежного  баланса ЦБ. ЦБ в отличие от  Росстата оценивает инвестиции  всех видов и в финансовый  сектор, и в промышленный. Росстат же, основываясь на формальной классификации инвестиций, различает три типа инвестиций: прямые (ПИИ-взносы в капитал российских резидентов, в том числе реинвестирование, лизинг, кредиты от зарубежных совладельцев), портфельные (акции, облигации) и прочие (главным образом кредиты).

      Хотя значительная часть инвестиций  по всем трем типам включает  инвестиции российских совладельцев  из холдинговых центров в ЕС (Кипр, Нидерланды, Великобритания) и офшорных зонах (Британские Виргинские острова и т. д.), ПИИ являются лучшим из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных иностранных инвестиций в Россию.

    В этом смысле 2010 год был для экономики  РФ провальным: ПИИ 2010 года на 13,2% меньше, чем в 2009 году. А именно в 2010 году цены на нефть и газ, экспортируемые из РФ, вернулись к нормальным в сравнении с 2009 годом показателям, а российский рубль стабилизировался и укреплялся.

Информация о работе Анализ потребности в прямых иностранных инвестициях для принимающей страны