Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В 70-80 г.г. нашего века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право (которое иногда уточняется: “применяемое в период вооруженных конфликтов”), относящееся ко всей совокупности норм международного права, целью которых является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово “защита” означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Международно-правовая защита жертв войны…….….6
Комбатанты и покровительствуемые лица…………………..…6
Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.........................................................................................16
Защита гражданского населения………..……………………..19
Глава 2. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера.………………………….…25
Заключение…………………………………………………….……….29
Список используемых источников…………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая7.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

- акты насилия или угрозы  насилием, имеющие основной целью  терроризировать гражданское население;

- нападения неизбирательного  характера, подробно регламентируемые  п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

- нападения на гражданское  население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

- использование присутствия  или передвижения гражданского  населения или отдельных гражданских  лиц для защиты отдельных пунктов  или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.

Безусловно, запрещается  использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения  войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

1) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

2) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;

3) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;

4) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют. 

Режим военной  оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к IV Гаагской конвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также нормами Дополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией понимается временное занятие вооруженными силами одного государства территории другого государства (или ее части) и установление власти военной администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции). Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть уважаемы”. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека в условиях вооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным территориям, сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не могут “ни в коем случае и никаким образом” быть лишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в силу изменений в установлениях, действующих на данной территории, ни в силу соглашения, заключенного между местными властями и оккупирующей державой, ни в силу аннексии (принудительного присоединения) всей или части оккупированной территории (ст. 47). К числу мер, запрещенных особо, относятся насильственные перемещения как отдельных покровительствуемых лиц, так и групп населения, а также депортация (принудительная высылка) населения с оккупированных территорий в любую другую страну. В то же время разрешается эвакуация данного оккупированного района, “если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера” (ст. 49). Защита основных прав гражданского населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права.11 Наконец, хочется отметить, что военная оккупация по своей сути является формой иностранного господства. Но и в этом случае международное гуманитарное право, касающееся покровительствуемых лиц на оккупированной территории, обладает одним несравненным достоинством: оно ограничивает беспредельную власть оккупирующей державы, действия которой оказываются под международным контролем. IV Женевская конвенция является как бы конституцией или “билем о правах”, хотя и ограниченным, который вступает в действие в момент, когда иностранная армия захватывает и оккупирует территорию,- и притом без каких-либо усилий со стороны оккупанта или оккупируемой стороны. Эта “конституция” защищает население от неправомерных действий оккупирующей державы. Тем самым международное гуманитарное право вносит существенный вклад в дело защиты достоинства человека в чрезвычайных обстоятельствах. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Защита прав человека в условиях вооруженных  конфликтов немеждународного характера

Международное гуманитарное право признает две категории  вооруженных конфликтов. В самом  общем виде различительным признаком  служит здесь государственная граница: война между двумя и большим  числом государств, считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными (внутренними) вооруженными конфликтами (обычно их называют гражданскими войнами). Исключением является ситуация, когда народ восстает против колониального господства, осуществляя свое право на самоопределение - с принятием Дополнительного протокола I национально-освободительные войны стали считаться международными вооруженными конфликтами. Изучая нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам этих двух типов, невольно обращаешь внимание на несопоставимость числа статей: Женевские конвенции 1949 года вместе с Дополнительными протоколами к ним 1977 года содержат только 30 положений по вооруженным конфликтам немеждународного характера и почти 500 статей по международным войнам. Однако не подлежит сомнению, что с гуманитарной точки зрения проблемы одни и те же, стреляют ли через границы или в пределах государственных границ. А объяснение громадной разницы в количестве положений кроется в понятии “государственный суверенитет”. Опыт показывает, что государства, как правило, всегда готовы составлять подробнейшие нормы, регулирующие отношения между ними даже во время войн. Фактически в их интересах иметь точные правила, если они хотят улучшить защиту своих граждан от произвола других государств. Международное сообщество не должно вмешиваться, а международное право должно молчать. Именно поэтому принятие общей статьи III Женевских конвенций было поистине революционным событием, означавшим первый прорыв позиций государственного суверенитета. Примерно в это же время международное право в области прав человека стало приобретать все большее значение, так как защита прав человека есть не что иное, как систематическое вмешательство во внутренние дела государств посредством соглашений международного права. Концепция защиты прав человека, применяемой во время вооруженных конфликтов немеждународного характера, получила благодаря этому дальнейшую поддержку. Но даже после принятия в 1977 году Протокола II сдерживающие факторы гуманного порядка во время гражданских войн играют весьма скромную роль по сравнению с ролью права, применяемого в период войн между государствами. Эти значительные расхождения заставляют подробнее остановиться на проблемах защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Понятие вооруженного конфликта  немеждународного характера, а также  характеризующие его критерии закреплены в Дополнительном протоколе II (ст. 1), согласно которому под таким конфликтом понимаются все вооруженные конфликты, не подпадающие под действие ст. 1 Протокола I, происходящие на территории одного государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол”. Следовательно, вооруженному конфликту немеждународного характера присущи:

- наличие организованных  военных действий между противоборствующими  силами (этот критерий вытекает  из общей для всех Женевских  конвенций 1949 года статьи 3);

- участие во враждебных  действиях “вооруженных сил” (в  это понятие включаются и полицейские  части); повстанческие силы должны  отвечать требованиям понятия  “вооруженные силы”;

- достаточно массовый  и устойчивый характер вооруженных  выступлений; отдельные случаи  нарушения внутреннего порядка,  возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки, отдельные акты насилия) не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;

- определенный уровень  организованности повстанцев, которые  должны иметь органы, ответственные  за их поведение;

- повстанцы должны контролировать  часть территории государства,  что позволяло бы им организовывать и вести военные действия. Наряду с вышеуказанными, в международно-правовой литературе называются и другие критерии (временной, пространственный и т.д.), характеризующие внутренний вооруженный конфликт, главным из которых является наличие “политической цели борьбы”.

Проще говоря, вооруженным  конфликтом немеждународного характера  является вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой. Лица, входящие в состав таких групп - назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, террористами или как-нибудь другим именем, - сражаются с целью захвата власти, или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства. Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные группировки начинают между собой борьбу за власть. В таком контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности. Здесь же необходимо подчеркнуть следующую важную особенность. Международное гуманитарное право, действующее в период внутренних вооруженных конфликтов, устанавливает, что для его соблюдения оно должно быть принято обеими сторонами, т.е. правительством и повстанцами. Однако международное право имеет обязательную силу только для его субъектов, которыми являются главным образом государства. Поэтому повстанцы, хотя и могут иметь правовой статус с правами и обязанностями согласно международному праву, но только в том случае, если они признаны таковыми (что не имело места уже в течение многих лет). Вместе с тем не подлежит сомнению как с теоретической, так и с практической точки зрения, что международное гуманитарное право налагает обязательства на повстанцев.

Защита прав человека в  условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера обусловлена рядом  факторов. Во-первых, государства безусловно поняли, что необузданное насилие и смертоносное оружие причиняют во время внутренних конфликтов такие же страдания, как и во время войн между государствами. Более того, в вооруженных конфликтах, не носящих международного характера, особенно велико число человеческих жертв и страданий, поскольку как ни в каких других военных катаклизмах в них наиболее широко втягивается гражданское население. Следует также учесть, что такой конфликт не может быть безразличен международному сообществу еще и потому, что нередко он перерастает в международный вооруженный конфликт. Международное право в области защиты прав человека вполне сознательно и обдуманно “вмешивается” во внутренние дела государств. При всех различиях между гуманитарным правом, применяемым в период вооруженных конфликтов немеждународного характера, и правом прав человека3 не следует забывать, что и то и другое имеют общую цель - обеспечить защиту и уважение человеческого достоинства при всех обстоятельствах.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог рассмотрению очерченного мной круга вопросов, связанных с защитой жертв  вооруженных конфликтов, следует  кратко остановиться на одном важном моменте. Даже самый совершенный  свод правил не мог бы предвидеть всех возможных ситуаций. Чем детальнее  перечень, тем больше опасность что-либо в нем упустить. В совершенно непредсказуемых  обстоятельствах, когда нельзя привести ни одного, пусть даже самого общего правила Конвенции, все же существует положение, на которое можно сослаться. В Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны оно широко известно как “Оговорка Мартенса” (по имени ее основного автора). Текст этой оговорки является своего рода заключением обзора правил, посвященных защите жертв вооруженных конфликтов:

“В случаях, не предусмотренных  настоящим Протоколом или другими  международными соглашениями, гражданские  лица и комбатанты остаются под защитой  и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и  из требований общественного сознания” (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I). являются следующие основные правила:

1. Лица, вышедшие из строя, и те кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать  или наносить увечье противнику, который сдается в плен или  является вышедшим из строя.

3. Раненые и больные  должны подбираться и обеспечиваться  уходом той стороной конфликта,  во власти которой они находятся.  Защите также подлежат медицинский  персонал, учреждения, транспортные  средства и оборудование. Эмблема  красного креста или красного  полумесяца обозначает право  на такую защиту и должна  уважаться.

4. Захваченные в плен  участники боевых действий (далее  именуемые комбатантами) и гражданские  лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют  право на уважение к их жизни,  достоинству, личным правам и  убеждениям. Им должна быть обеспечена  защита от насилия и репрессалий,  они имеют право на переписку  со своей семьей и на получение  помощи.

5. Каждый имеет право  на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться  физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также  жестокому или унизительному  обращению.

6. Стороны в конфликте  и их вооруженные силы не  могут пользоваться неограниченным  выбором методов и средств  ведения войны. Запрещается использовать  такое оружие и такие методы  ведения боевых действий, которые  по своему характеру могут  вызвать не обусловленные необходимостью  потери или повлечь за собой  чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте  обязаны постоянно делать различие  между гражданским населением  и комбатантами и по возможности  щадить гражданское население  и имущество. Ни гражданское  население в целом, ни отдельные  гражданские лица не должны  быть объектом нападения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Нормативно правовые акты и другие официальные документы
  1. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция)
  1. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
  2. Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);
  3. Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция)
  4. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;
  5. Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
  6. IV Гаагская конвенция 1907 года

Информация о работе Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера