Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, контрольная работа
Во время войны окружающей природной среде наносится значительный ущерб. В связи с этим нормы международного гуманитарного права, касающиеся защиты природной среды, направлены не на то, чтобы предотвратить нанесение ущерба вообще, а скорее на то, чтобы ограничить его до уровня, который можно считать терпимым [1].
Международное гуманитарное право защищает природную среду двояким образом: посредством своих общих положений и посредством некоторых дополнительных – специальных положений.
Общие положения МГП, касающиеся ведения боевых действий, применимы к природной среде в целом. Как правило, природная среда имеет гражданский характер и в качестве таковой не может быть атакована, за исключением случаев, когда она превращена в военный объект. Кроме того, разрушение природной среды следует учитывать при оценке соразмерности нападения на военную цель
Учреждение
образования Федерации
«Международный университет «МИТСО»
Кафедра публичного права
По дисциплине международное
экологическое право
Самостоятельная управляемая работа студента
Тема: Защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов
Выполнила:
Студентка 4-го курса
Юридического факультета
936 группы
Цымбалист Анна
Проверила:
Варонько Елена Владимировна
Минск 2012
Во время войны окружающей природной среде наносится значительный ущерб. В связи с этим нормы международного гуманитарного права, касающиеся защиты природной среды, направлены не на то, чтобы предотвратить нанесение ущерба вообще, а скорее на то, чтобы ограничить его до уровня, который можно считать терпимым [1].
Международное гуманитарное право защищает природную среду двояким образом: посредством своих общих положений и посредством некоторых дополнительных – специальных положений.
Общие положения МГП, касающиеся ведения боевых действий, применимы к природной среде в целом. Как правило, природная среда имеет гражданский характер и в качестве таковой не может быть атакована, за исключением случаев, когда она превращена в военный объект. Кроме того, разрушение природной среды следует учитывать при оценке соразмерности нападения на военную цель [2].
Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г., призывает воздерживаться от военных действий, наносящих ущерб природе. Принцип защиты окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов закреплен в Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г.
В частности, Принцип 24 гласит: война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, принятый 8 июня 1977 г., требует при проведении военных действий проявления заботы о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинять такой ущерб природной среде и тем самым нанести ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается. Таким образом, Протокол I запрещает прибегать к экологической войне, т. е. использовать методы ведения войны, которые могут нарушить жизненно важное природное развитие [1].
Римский статут 1998 года, учредивший Международный уголовный суд, устанавливает, что причинение обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде в нарушение принципа пропорциональности является военным преступлением [2].
Конвенция о запрещении военного или
любого иного враждебного
Согласно ст. I Конвенции каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику [1].
К другим специальным положениям относится запрещение разрушать сельскохозяйственные угодья и сооружения для снабжения питьевой водой с целью причинения вреда гражданскому населению.
МККК особенно обеспокоен тем, что доступ к ограниченным водным ресурсам может быть использован в качестве оружия против гражданского населения. Загрязнение или разрушение источников воды чревато самыми тяжелыми последствиями для здоровья и выживания целых общин.
Mеждународное сообщество в 1976 году приняло Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.
Согласно Конвенции средства воздействия
на природную среду относятся
к любым средствам для
Участники Конвенции обязуются не использовать средства воздействия на природную среду, которые имели бы «широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику» [2].
Трагедия Хиросимы и Нагасаки подтолкнула ученых всех стран к более глубокому изучению проблем, связанных с экологическими последствиями применения оружия массового поражения.
О том, к каким последствия приводит применение оружия массового поражения можно рассмотреть примере пустыни в штате Невада. В течение восьми лет здесь было произведено 89 испытаний оружия массового поражения. Первыми взрывами была уничтожена биосфера площадью до 204 гектаров. Первые признаки растительности появились только после 4 лет прекращения испытаний. Должно пройти несколько десятков лет до полного восстановления экологии местности [3].
Любые военные действия наносят окружающей среде весьма ощутимый ущерб, особенно если они ведутся на большой территории в течение длительного времени, однако и при кратковременных военных конфликтах могут возникнуть чрезвычайные экологические ситуации, если возможный противник применит современные средства поражения. Преднамеренные воздействия человека на природу и окружающую среду в военных целях получили названия экоцида (биоцида, экологической войны).
В настоящее время наиболее разрушительным потенциалом обладает оружие массового уничтожения — ядерное, химическое и бактериологическое. Все компоненты окружаюшей среды, и человек в первую очередь, весьма уязвимы для каждого из этих видов оружия.
Ядерное оружие характеризуется большой мощностью и различным поражающим действием, которое определяется воздействиями на окружающую среду ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса.
В 70—80-е гг. было введено понятие «ядерной зимы» — модельно прогнозируемого резкого и длительного похолодания, могущего возникнуть в случае войны с применением термоядерного оружия (Н. Н. Моисеев, М. И. Будыко, Г. С. Голицын и др.). Грандиозные пожары, которые неизбежно будут сопровождать ядерные взрывы, создадут огромные массы газообразных примесей и дыма, которые вызовут затемнение поверхности Земли («ядерная ночь») на многие недели и даже месяцы.
«Ядерная зима» — это
Химическое оружие предназначено для отравления человека и биоты с помощью боевых отравляющих веществ — газов, жидкостей или твердых веществ. Средства их применения: ракеты, мины, снаряды, бомбы или распыление с самолетов. Химические отравляющие вещества способны внедряться и передвигаться по трофическим цепям, представляя высокую токсичную опасность для жизнедеятельности организмов.
В больших количествах химическое оружие применялось во время первой мировой войны и во Вьетнаме. В 1914—1918 гг. боевые отравляющие вещества, в основном иприт, вызвали гибель 10 тыс. человек и 1,2 млн человек сделали инвалидами.
Бактериологическим (биологическим) оружием называют бактериальные средства (бактерии, вирусы и др.), яды (токсины), предназначенные для массового поражения людей. Используются с помощью живых переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых и др.), либо в виде боеприпасов, начиненных зараженными порошками или жидкостью.
Бактериологическое оружие способно вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных чумой, холерой, сибирской язвой и другими болезнями, даже попадая в их организм в ничтожно малых количествах. Многие бактерии образовывают споры, которые могут сохраняться в почве в течение десятилетий.
Ликвидация всех видов оружия массового
уничтожения — единственно
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) обнаружила, что за последние 60 лет, по крайней мере, 40 процентов всех внутренних конфликтов были связаны с эксплуатацией природных ресурсов, будь то ценные ресурсы, такие как древесина, алмазы, золото и нефть, или дефицитные ресурсы, такие как плодородные земли и вода. Было также установлено, что конфликты, связанные с природными ресурсами, в два раза чаще других подвержены рецидиву. Не смотря на всевозможные экономические новшества, главной ценностью, заставляющей целые армии приходить в движение, является то, без чего невозможно жить, и то, что имеет свойство рано или поздно заканчиваться. Это ресурсы, без которых может остановиться экономика и рухнуть налаженный социальный уклад жизни в стране.
Нехватка продовольствия стала одним из ключевых факторов, способствовавших началу восстаний на Ближнем Востоке и в Северной Африке в прошлом году, что, в свою очередь, стало причиной нестабильности на мировых энергетических рынках. В других местах конфликты возникали из-за воды, земли и полезных ископаемых. Борьба за природные ресурсы имеет давнюю историю: она долгое время является причиной конфликтов по всему миру.
Нейл Мелвин, руководитель Программы вооруженных конфликтов и управления конфликтами при Стокгольмском институте исследования проблем мира (SIPRI), говорит, что ресурсы играют многостороннюю роль. С одной стороны, разные группы ведут борьбу за контроль над ними, а с другой – контроль за ресурсами позволяет финансировать вооруженные конфликты.
«Некоторые минералы и ресурсы используются для финансирования конфликтов, вследствие чего им сложно положить конец. Хорошим примером здесь может служить Афганистан, где инсургенты используют средства от продажи наркотиков» [5].
В основе усиления противоречий, конфликтов между странами и народами может оказаться фактор убывающих возможностей земли. В течение всей истории человечества, от Троянской войны до операции «Буря в пустыне», природные ресурсы составляли одну из ключевых проблем международных отношений. В наши дни переход к постиндустриальному или информационному обществу, как уже говорилось, сопряжен с введением наукоемких и энергосберегающих технологий, что естественно способствует экономии энергии. Однако нельзя забывать, что они применяются преимущественно в информационной сфере, которая нуждается в продукции металлургической, горнодобывающей, химической и других традиционных отраслей промышленности. К тому же важнейшей отраслью экономики любой страны остается сельское хозяйство. Значимость этого факта станет особенно очевидной, если учесть положение дел, например, в Китае — этом демографическом гиганте, где с каждым годом увеличивается численность населения. По существующим данным, при общей площади 9,6 млн кв. км на одного жителя Китая приходится всего 0,9 га, что составляет 26% среднемирового уровня. Что касается пахотной площади, то в 1989 г. она не превышала 0,09 га или 28% среднегодового мирового уровня. При этом показательно, что за период 1952–1990 гг. она сократилась вдвое. Хотя КНР располагает значительными запасами природных ископаемых, однако в расчете на душу населения они невелики: например, запасы угля составляют 47% среднемирового уровня, железной руды — 49%, меди и алюминия — 30%, фосфора — 52% и т.д.
Поэтому при определении основных векторов общественно-исторического развития все большее значение приобретают пути и формы взаимоотношений человека с окружающей средой. Общество всегда так или иначе реагировало на изменения природных условий, модифицируя общественные отношения, политическую самоорганизацию, технологии, образ жизни и т.д. Это особенно важно, учитывая «закрытость» современного мира. Вероятность, а возможно и неизбежность превращения этой сферы в арену будущих мировых конфликтов определяется тем, что разные народы будут по-разному воспринимать вызовы и ограничения природы, разрабатывать и искать собственные пути решения экологических проблем [6].
Таким образом, учет экологических факторов – одно из условий выживания, сохранения и развития человеческого общества. Изучение экологического контекста вооруженных конфликтов позволит выйти на новый, качественный уровень решения этой проблемы – на их предотвращение [7].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов