Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:38, реферат
Двойственность авторского права (налицо тесная связь с личностью автора, в то же время произведение - это имущественная ценность) привела к тому, что разделение авторских прав на две группы у нас и в большинстве зарубежных стран стало традиционным.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие и источники авторского права ……………...………………………4
3. Основные задачи и принципы авторского права……………………………..7
4. Объекты авторского права……………………………………………...…….10
5. Субъекты авторского права…………………………………………….….…14
6. Виды авторских прав………………………………………………………….17
7. Защита авторских и смежных прав……………...…………….…………….20
8. Заключение…………………………………………………………………….26
9. Список использованной литературы……...…………………………………27
В
самом деле, совершенно очевидно, что
на одну и ту же тему, на одном и том
же материале может быть создано сколько
угодно произведений, причем авторам никто
не запрещает давать сходную интерпретацию
излагаемым событиям, героям, их поступкам
и т. п. В принципе аналогично решается
вопрос с охраной сюжетного ядра произведения.
К
содержанию произведения, которое как
таковое не защищается нормами авторского
права, относится и такой элемент произведения,
как его название (заголовок). Однако если
название является оригинальным и отражает
творческую самобытность автора, оно пользуется
правовой охраной.
К
юридически значимым (охраняемым) элементам
произведения относятся образы и язык
произведения. Под художественным образом
понимается специфическая для искусства
форма отражения действительности и выражения
мыслей и чувств художника. Художественный
образ рождается в воображении художника,
воплощается в создаваемом им произведении
в той или иной материальной форме (пластической,
звуковой, жестомимической, словесной)
и воссоздается воображением воспринимающего
искусство зрителя, слушателя, читателя.
В авторском праве созданные художником
образы именуются внутренней формой произведения.
Она пользуется правовой охраной, так
как является результатом творческой
деятельности и отражает индивидуальность
своего творца. Считается, что в принципе
образы произведения могут быть заимствованы
для создания нового, творчески самостоятельного
произведения при условии придания им
новой внешней формы. В этом случае, однако,
закон требует обязательного согласия
автора первоначального произведения
и указания источника заимствования.
Внешней
формой произведения является язык произведения,
под которым понимаются свойственные
автору средства и приемы создания художественных
образов, т. е. совокупность используемых
им изобразительно-выразительных средств.
Язык произведения заимствован быть не
может, в таком случае используется цитирование
с указанием источника.
Теоретическое
разграничение элементов произведения
на охраняемую законом форму и не охраняемое
содержание проводится в отношении не
только художественных, но и научных произведений.
Так, считается, что такие образующие содержание
научного произведения элементы, как постановка
научной проблемы, метод научного исследования,
научные факты, интерпретация, систематизация,
гипотеза и теория и др., самостоятельного
правового значения не имеют и не охраняются
сами по себе, вне определенной формы.
В обоснование этого справедливо указывается,
что научное открытие, составляющее элемент
содержания научного произведения и не
получившее в качестве этого элемента
правовой охраны, было выделено как самостоятельный
объект гражданского права. Если бы открытие
получало достаточную правовую охрану
по авторскому праву, то не было бы нужды
в создании самостоятельного правового
института в виде права на открытие.
Что
же касается охраняемых элементов научного
произведения, то к ним относятся:
внешняя форма, т. е. его язык, включающий
особые научные знаки и символы, и внутренняя
форма, которую образуют принятая автором
последовательность изложения научных
понятий, логика, система раскрытия научных
идей и расположение материала.
В
связи с тем, что авторское
право охраняет форму произведения,
для установления случаев нарушения авторских
прав путем заимствования решающее значение
имеют буквальные совпадения, для определения
которых составляются таблицы совпадений
(«текст на такой-то странице в одном произведении
соответствует тексту на такой-то странице
в другом произведении»).
Для
возникновения, осуществления и охраны
авторского права не требуется регистрации
произведения, иного специального оформления
произведения или соблюдения каких-либо
иных формальностей. Это принципиальная
позиция законодательства России, в соответствии
с которой авторское право порождает сам
факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Кроме того, закон не требует подтверждения
наличия у произведения предусмотренных
критериев, т. е. необходимости какой-либо
квалификации произведения как такового
для признания его объектом авторского
права. В том случае, если возникший спор
по поводу авторских прав связан с вопросом
о признании того или иного результата
интеллектуальной деятельности произведением,
охраняемым авторским правом, он решается
судом, исходя из наличия или отсутствия
рассмотренных выше критериев охраноспособности
произведения.
Указывая
на отсутствие формальностей как
условия охраноспособности произведения,
следует иметь в виду, что после присоединения
СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском
праве 1952 г. на всех печатных изданиях
(книгах, журналах, конвертах грампластинок
и магнитофонных записей и т. п.) стал проставляться
знак охраны авторского права, который
состоит из трех элементов: латинской
буквы «С» в окружности; имени (наименования)
обладателя исключительных авторских
прав; года первого опубликования произведения.
Порядок и условия проставления знака
охраны подробно регламентированы рядом
нормативных актов. Использование знака
охраны, которое подтверждено п. 1 ст. 9
Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах», не означает введения в российское
право требования о выполнении формальностей
как условия возникновения охраны.
Применение
знака охраны зависит от усмотрения обладателя
исключительных авторских прав. Правовой
охраной в равной степени будут пользоваться
как произведения, на которых проставлен
знак охраны, так и произведения без такого
знака. Основной целью снабжения произведения
данным знаком является оповещение третьих
лиц о том, что они имеют дело с охраняемым
произведением. Это служит не только предупреждением
против нарушения чужих авторских прав,
но и облегчает процесс доказывания вины
нарушителя, если такое нарушение все-таки
состоится.
В
общем виде право на защиту можно
определить как предоставленную
управомоченному лицу возможность
применения мер правоохранительного
характера для восстановления его
нарушенного или оспариваемого
права.
Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые. В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных законом пределах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.
Следует
учитывать, что помимо способов защиты
авторских и смежных прав в их точном смысле
действующее авторское законодательство
предусматривает возможность применения
к нарушителям некоторых дополни-' тельных
санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
помимо возмещения убытков, взыскания
незаконного дохода или выплаты компенсации
суд или арбитражный суд за нарушение
авторских или смежных прав взыскивает
штраф в размере 10 % от суммы, присужденной
судом в пользу истца.
Наряду
с охраной прав авторов произведений
науки, литературы и искусства российское
законодательство охраняет права исполнителей,
производителей фонограмм, а также организаций
эфирного и кабельного вещания (смежные
права).
Как
известно, смежные права впервые получили
признание в российском законодательстве
лишь в 1992 г., в результате принятия Верховным
Советом РФ 14 июля 1992 г. решения о применении
на территории России впредь до принятия
нового Гражданского кодекса РФ Основ
гражданского законодательства Союза
ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал
две статьи, вводившие охрану прав исполнителей,
создателей звуко- и видеозаписей и организаций
эфирного вещания. Однако, поскольку эти
статьи носили достаточно общий характер
и не давали ответов на многие вопросы,
реальной охраны смежных прав они не гарантировали.
В Законе РФ «Об авторском праве и смежных
правах», с принятием которого раздел
IV Основ гражданского законодательства
утратил силу, смежным правам посвящен
специальный раздел, обеспечивающий значительно
более полное их регулирование. Следует
отметить, что с принятием этого закона
изменился и состав охраняемых смежных
прав. Из числа субъектов смежных прав
оказались исключены создатели видеозаписей,
но наряду с организациями эфирного вещания
обладателями смежных прав признаны организации
кабельного вещания. Указанные изменения
обусловлены стремлением сблизить правовое
регулирование смежных прав в российском
законодательстве с наиболее распространенной
мировой практикой и положениями Римской
конвенции об охране прав артистов-исполнителей,
изготовителей фонограмм и вещательных
организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей,
то их охрана осуществляется нормами авторского
права как аудиовизуальных произведений.
8. Заключение.
9.
Список использованной
литературы
1. Комиссаров А.П. Защита интеллектуальной собственности. - Екатеринбург: 2010.
2. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. - Москва: 1984.
3. Кайль А.Н. Комментарий к части IV ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. - Москва: 2007.
4. Права человека. Основные международные документы. - Москва: 1989.
5. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность. - Москва: 2000.