Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: -анализ основных направления внешней политики Кыргызстана.
В соответствие с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- дать теоретические основы внешней политики;
- проанализировать внешнюю политику Кыргызстана
- определить перспективы сотрудничества Кыргызстана в рамках ОДКБ и ШОС.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мукашов Адильхан1.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

В кыргызской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей  себя державы. Кыргызстан должен занять достойное место в системе  международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

Наряду с  защитой своих сугубо национальных интересов, Кыргызстан должен принимать  активное участие в решении глобальных проблем современности.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Кыргызстана, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения Кыргызстан из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.

В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Кыргызстан весьма уязвимой для самых разнообразных  угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США). Представляется, что это во многом связано с тем, что Кыргызстан в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Кыргызстана», принятой недавно правительством и президентом КР: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».

2.2 Приоритеты внешнеполитических связей Кыргызской Республики в Центральной Азии

 

Кыргызстан - государство  центрально-азиатского региона, месторасположение  которого имеет важное геополитическое  и геоэкономическое значение как связующего моста между Западом и Востоком, а также Севером и Югом. В настоящее время Кыргызстан политически, экономически, этноисторически, во временном и пространственном измерении находится между коммунистическим прошлым и демократическим будущим. Этот период классифицируется как посткоммунистическое общество. Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии, является местом схождения четырех культурно-цивилизационных пластов: европейского, опосредованного через Россию, арабо-мусульманского, персидского и китайского. Это обстоятельство, с одной стороны, создает благоприятные предпосылки для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества на различных направлениях, а с другой -обусловливает необходимость проведения гибкой и сбалансированной внешней политики. Кыргызстан активно развивает дипломатические и иные отношения с большинством государств мира. Практическую направленность и осмысленное содержание принимает сотрудничество страны с международными глобальными и региональными организациями. Обогащается и приобретает целевое назначение и системное обеспечение внешнеполитическая деятельность Кыргызской Республики7.

  • обеспечение и защита суверенитета и территориальной целостности;
  • формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и демократических реформ; 
  • защита прав, свобод и интересов граждан Кыргызстана.

Реализация  национальных интересов Кыргызстана  обеспечивается, главным образом, развитием  дружественных, взаимовыгодных отношений  с соседями, ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества.

В осуществлении  внешней политики, направленной на обеспечение национальных интересов, Кыргызстан определяет следующие основные задачи:

  • укрепление стабильности и безопасности в регионе,
  • развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углублениеинтеграционных процессов в Центральной Азии;

• содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества;

  • укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Запада и Востока;
  • развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными международными организациями, финансовыми и экономическими институтами.

• укрепление сотрудничества с развивающимися странами и странами переходного периода.

Инструментарий  внешней политики

Важным инструментом осуществления внешней политики является двусторонняядипломатия. При  этом объективной необходимостью является дифференцированныйподход в выборе наиболее перспективных направлений, отвечающих особенностям культурно-цивилизационного,этно-исторического,геополитического,геоэкономического положения страны и позволяющих с максимальной эффективностью реализовать национальные интересы Кыргызской Республики. Центрально-Азиатский регион является приоритетным с точки зрении обеспечения территориальной целостности Кыргызской Республики, безопасности и экономического развития. Исключительно большое значение для Кыргызстана, осуществляющего сложные экономические и политические преобразования, имеет укрепление сотрудничества с демократическими, развитыми государствами мирового сообщества.

Кыргызстан  находится в точке бифуркации при определении своей внешнеполитической идентичности, что означает сложный  и трудный путь формирования потенциального круга союзников, партнеров и соперников на международной арене. Концептуальные формы внешней политики Кыргызстана в современном мире являются скороспелыми, аморфными, не самодостаточными, без ясных приоритетов и поэтому заслуживают критики. Программные установки внешнеполитического поведения Кыргызстана необходимо менять на отвечающие национальным интересам страны прагматическую систему обязательств, уступок и выгод с учетом доминирующей парадигмы международного сотрудничества. Анализ нынешнего состояния республики приводит к простой констатации, что хуже и дальше некуда, поскольку Кыргызстан уступил часть своей суверенной, правовым образом закрепленной территории Китаю взамен на временное, а потому мнимое международное спокойствие, затем Узбекистан силовым способом, односторонне прирезал по всему периметру межгосударственной границы от 100 метров до I километра нашей земли, но парашютисты неистощимо изобретательны на пакости и глупости. Прогнозирование внешнеполитической динамики будет неполным, и не имело бы стратегического характера без анализа геополитической стратегии. Именно геополитический анализ благодаря необходимому масштабному синтезу факторов социальных тенденций развития организуется в самостоятельную и одновременно высшего уровня стратегическую концепцию8. Взгляд на геополитический анализ как на доминирующую ориентацию географических, военных и экономических факторов явно устарел. Поскольку культурное или религиозно-этническое измерение несомненно влияет на зафиксированное в сознании представления социальной группы о пространственной структуре в политико-экономическом поле. Культурные или религиозные традиции в геополитическом анализе являются первостепенными для культурных стереотипов, например, таких как «арабомусульманский мир» или «китайская цивилизация». Преимущество геополитического анализа не только и гармоничном синтезе социально-политических, социокультурных и экологических принципов, по и в том, что здесь не дается универсального ответа на главные параметры грядущей картины мира. Самым важным в геополитическом анализе вне зависимости от масштаба исследовательской программы является многообразная комбинация различных параметров, при этом прогнозная функциональная значимость предлагаемых критериев будет изменяться. Геополитическое прогнозирование является результирующим вектором концепции развития мультинационального общества современной техногенной цивилизации.

Но есть и  другая точка зрения с акцентом на то. что прогнозное моделирование, основанная на геополитических ценностях потеряла свою позитивную значимость. Исследователь Э. Кочетов считает, что "геополитические категории в системе внешнеэкономических связей - это опаснейший пережиток, рудимент влияния внешнеполитических установок на внешнеэкономическую стратегию. Геостратегические установки несут в себе в определенной степени милитаристскую нагрузку. Геоэкономика же должна восприниматься как цельный, самостоятельный экономический мир, в котором все атрибуты национальной экономики, спроецированные на глобальную систему, имеют свою причудливую и развитую форму». Исследователь утверждает, что из трех глобальных направлений (геополитика, геоэкоиомпка, геостратегия) «геоэкономика обладает очень цепкой «памятью»: пример СНГ. СЭ11-мировая экономика «запомнила» экономические границы (второй ярус), взвешенно относится к третьему ярусу - границам стратегических устремлений России («естественный геоэкономический баланс»). Но при беспристрастном анализе нельзя неоправданно преувеличивать роль экономики как стратегического фактора в современных исторических условиях кризиса государств-наций. Поскольку паритетная плотность сил в нынешнем многополярном мире делает даже могущественные экономические державы всего лишь союзниками или партнерами в достижении масштабных целей и реализации собственные интересов. При этом интересно отметить, что участие государства в планетарной геополитической динамике гарантируется только исторически закрепленной комбинацией рынка, политической демократии и индустриально-информационных технологий. Следующим признаком того, что государство не является носителем геоэкономического потенциала выступает разнородность государств и диверсификация средств сил, а также небывалое усиление роли негосударственных организаций, преследующих свои гораздо более узкие цели. Государства различны по своему научно-техническому и экономическому потенциалу и имеют уязвимые отрасли общественной жизнедеятельности. В то же время современный уровень информационных технологий делают средства влияния на политику государства крайне разнообразными, что и вынуждает страны идти на поиск региональных союзников, участвовать в глобалистских тенденциях. Здесь предоставлено широкое поле маневрирования для таких государств как Кыргызстан, которым важно лишь правильно расставить внешнеполитические акценты через призму стратегических интересов держав и ключевых факторов. Отсюда раскрывается несколько парадигм, определяющих систему международных отношений и имеющие новые прогнозные возможности.

С другой стороны, в качестве невообразимо мощного  геополитического фактора может выступить мусульманство. Кроме того, в связи с становлением новой картины мира ряд государств выказывают намерение стать центрами регионального тяготения. К примеру, очевидна попытка использования богатого культурно-исторического потенциала для влияния на международные события - «Великий Иран», «Великая Турция», «Великое будущее Узбекистана», «Великий Туркестан» и т.д9.

И, наконец, утратившая свою былую актуальность парадигма  столкновения цивилизацией, где в  качестве системообразующих и подчиненных динамизму становления принципов берут этнические, религиозные, социокультурные универсалии. Именно в настоящее время значимость геополитического прогнозирования неумолимо возрастает, поскольку оно имеет не только масштабный стратегический характер, но и обладает комплексным эффектом. К примеру, российские ученые оценивая геополитические изменения, произошедшие после распада СССР отмечают перемены в военных параметрах - "Россия потеряла первый и второй эшелоны на передовых рубежах в Европе - самую мощную группировку войск; резко сузились стратегическое оборонное пространство, и экономических - выход к морю сужен почти до размеров, существовавших до Петра Первого; потеряны ряд мощных морских портов, житниц, металлургических баз, промышленной инфраструктуры, курортных зон и т. д., а также культурно-этнических - проблемы поиска национально-религиозной идентичности вызвали Чечню, сложные конфронтационные процессы в Приднестровье и Эстонии10.

Таким образом, геополитическое прогнозирование  повышает экономическую роль государства в формировании будущей системы безопасности. Самой важной характерной чертой геополитической аналитики является, что можно выделить приоритеты среди, может быть, очень важных и даже системообразующих принципов социального развития: религиозных, военных, экономических, экологических и т.д. факторов. Несомненным преимуществом такого анализа является синтез, казалось бы, несводимых друг к другу военных и религиозных, экологических и экономических, политических и культурно-этических ценностей. Другим важным признаком геополитических доктрин является теоретическая и эмпирическая совместимость, представленная как принципиальная доказуемость теоретических выкладок на эмпирическом уровне и, наооорот, эмпирические представления о политической, экономической, военной или экологической действительности свободно укладываются и прогнозируемы теоретических концепциях. Поиск геополитических приоритетов во внешней политике на материалах Кыргызстана актуальными являются обсуждаемые проблемы по взаимоотношениям и перспективам связей с Россией, Китаем и исламским миром. Кыргызстан, приняв в качестве ориентира государственного устройства и формы правления демократию светского типа, пытается найти разумный компромисс между геополитическими центрами тяготения, а может быть равноудаленную дистанцированнованность, что, несомненно, приведет, если не к деликатной изоляции, то к отторжению на периферию без права возврата в лоно демократического мира. Это и есть доминирующая тенденция во внешней политике Кыргызстана. Тенденции стратегического плана как псламизация фундаменталистского толка также отпугивают как и опасение быть поглощенным Китаем, с которым объединяет более близкая этническая дистанция. Среди векторов геополитической ориентации наиболее предпочтительным выглядит доктрина долгосрочного развития, направленного на стратегическое партнерство с Россией, поскольку она выгодно отличается дальней этнической дистанцией в сравнении с Китаем и тюркоязычными региональными лидерами. Кроме того, она не пытается выступать в качестве религиозного донора фундаменталистко- экстремистского толка в отличие от исламского мира. Глубина кризиса и широта круга проблем, занимающие ныне Россию не дает возможности ей навязывать политико-экономические, часто не апробированные модели в отличие от Запада. Но с другой стороны, Россия не имеет достаточных финансовых средств для поддержания геополитического союза в дальних географических границах, к таким пределам может быть причислен и Кыргызстан. Военная база в Канте не имеет решающего значения как действенный фактор, Наиболее оптимальной внешнеполитической программой для нового субъекта международного права является создание инновационных и конституционных форм национальных интересов, специфичных только для нашего государства, т.е. своего рода зоны суверенной и совместной деятельности. Необходимо не замалчивать как щекотливую тему некоторые проблемы, где мы выступаем в виде претендентов или конкурентов, пусть даже более слабых. Во времена цивилизации открытой политики следует ясно формировать принципы той геополитической ниши, которую Кыргызстан намерен занять. От того, что насущные проблемы будут замалчиваться, Кыргызстан не выиграет. Поскольку, не формулируя наши требования мы оставляем на уровне невысказанного, следовательно, де-факто несуществующих в межгосударственной практике ценностей. Проблемы водоохраной системы Кыргызстана или территориальные взаимные претензии не исчезнут, если их откладывать в долгий ящик только из желания не испортить отношения с дружественными соседями или из интересов личной политической конъюнктуры на следующие сроки. Соседи всегда будут соседями, а дружественность будет зависеть не от проблем, которые не решаются, а от комплекса факторов, регуляция которых вполне по силам внешнеполитическому потенциалу Кыргызстана.

Информация о работе Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой Кыргызстана